Разработка занятия по шахматам «Внеурочная деятельность по шахматам».
Разработка занятия по шахматам «Внеурочная деятельность по шахматам».
Тема: «Значение шахматной игры. Кто и зачем придумал шахматы?»
Цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом –шахматами, целями и задачами занятий; рассказать легенды о происхождении шахмат.
Тип занятия: занятие открытия нового знания
Технологии: здоровье-сбережения, развитие исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения, педагогики сотрудничества.
Решаемые проблемы: знакомство с новым учебным предметом – шахматами. Значение шахматной игры. Легенды о происхождении шахмат. Кто и зачем придумал шахматы?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по шахматам «Внеурочная деятельность по шахматам».»
Разработка внеурочного занятия по шахматам в конкурсе на лучшую систему шахматного образования в образовательных организациях Российской Федерации в 1917-2018 уч.г. «Шахматный всеобуч России»
в номинации: «Внеурочная деятельность по шахматам».
Составитель:Стручкова Анна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Батагайская СОШ» Верхоянского района Республики Саха (Якутия).
Школа: МБОУ «Батагайская СОШ» Верхоянского района Республики Саха (Якутия)
Класс: 1 –й класс МБОУ «Батагайской СОШ»
Количество детей: 20
Планирование внеурочного занятия по шахматам.
Занятие №1
Тема: «Значение шахматной игры. Кто и зачем придумал шахматы?»
Цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом –шахматами, целями и задачами занятий; рассказать легенды о происхождении шахмат.
Тип занятия: занятие открытия нового знания
Технологии: здоровье-сбережения, развитие исследовательских навыков, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения, педагогики сотрудничества.
Решаемые проблемы: знакомство с новым учебным предметом – шахматами. Значение шахматной игры. Легенды о происхождении шахмат. Кто и зачем придумал шахматы?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, представлений и т.д.): коллективная работа (знакомство с шахматами, актуализация знаний, выполнение тренировочных вопросов, заданий учителя) с коллективной проверкой, работа в группе и в паре.
Планируемые результаты
Предметные: научиться ориентироваться в шахматной доске, различать цвета шахматных клеток, самостоятельно придумать историю о том, как и когда на Земле появились шахматы.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: уметь при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.
Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.
Познавательные: осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивать результаты работы.
Личностные УУД
Формирование позитивного отношения к внеурочной деятельности по шахматам, устойчивой мотивации к приобретению новых знаний; овладение начальными навыками адаптации к новому предмету «Шахматы».
Оборудование: шахматы, указка, Буратино, картины древних людей, глобус, интерактивная доска, персональный компьютер, книги о шахматах, портреты шахматистов.
Ход занятия.
Организационный момент. Ознакомления с целями занятия.
- Здравствуйте, дороги дети. Сегодня, мы с вами узнаем об очень интересном новом занятии. Но, сначала загадаем загадки:
А). - Вот клетки на доске, а вот фигурки…
Хочется им играть в прятки. Что это? (Шахматы)
Б). - Без рук, без ног, а по черным и белым полям ходят. (Шахматные фигуры)
В). - Угадайте, какая эта игра. Играют два игрока. Сидят долго, а потом делают свои ходы. Какая это игра? (Шахматы)
- В этом учебном году мы научимся играть в шахматы. Сегодня мы поговорим о значении шахматной игры. Кто и зачем придумал шахматы?». Познакомимся с новым учебным предметом «Шахматы», расскажем вам легенды о происхождении шахмат.
2. Актуализация опорных знаний.
А). Знакомство с шахматами. Показ демонстрационной шахматной доски.
- Ребята как называется это доска? (Шахматная).
- А почему называется шахматной? А что еще, вы видите? (Шахматных фигур). А сколько их? Давайте все вместе посчитаем их количество.
- Что вы можете сказать о шахматах?
- Кто желает выйти на доске? Кто хочет потрогать шахматные фигуры?
- А, давайте, откроем эти шахматные доски и посмотрим что же внутри находится? Что вы видите? (Шахматные фигуры разного размера).
- В этом учебном году нам предстоит узнать много нового, интересного, быть игроками, участниками, наблюдателями, спортсменами и исследователями, освоить первоначальный курс обучения по шахматам.
Шахматы – потрясающе интересная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Чтобы сыграть в шахматы, нужно два игрока. Теперь с помощью смартфона, компьютера и Интернета можно играть даже с противником, живущим на другом конце света. Соперником также может стать компьютер. У нас в классе есть компьютеры. Мы научимся играть с компьютером.
Два игрока садятся за шахматную доску: один – напротив края со светлыми (белыми) фигурами, а другой - напротив края с темными (черными) фигурами. Первый ход делает игрок, у которого фигуры белые. После этого игроки ходят по очереди до завершения игры.
Результата игры может быть три: выигрыш, проигрыш или ничья. Об этом мы узнаем в следующих занятиях.
Показ шахматных часов.
На официальных шахматных турнирах используют специальные часы для контроля времени, потраченного каждым игроком. Скоро мы научимся играть, используя специальные часы.
Шахматы – это игра джентльменов. Поэтому всегда до и после игры нужно пожимать руку своему сопернику, показывая этим свою воспитанность и спортивный дух.
Кто-то считает шахматы спортом одиночек. Это не так. Шахматисту очень нужна помощь и поддержка друзей. Шахматы – это массовый вид спорта.
Слушание легенды.
Давным – давно в городке Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время.
- Неплохая вещь, - сказал сам себе
Джузеппе, - можно смастерить из него что – нибудь вроде ножки для стола…
Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, - так как очки были тоже старые, - повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей – то необыкновенно тоненький голосок пропищал:
- Ой – ой, потише, пожалуйста!..»
- Вы, конечно, помните, что столяр Джузеппе поспешил избавиться от странного полена и подарил его шарманщику Карло, а Карло выстругал из полена говорящую куклу. Так начинается замечательная книжка Алексея Толстого о приключениях Буратино и его друзей. Писатель не успел рассказать только, что Буратино в школе (когда он после всех приключений вернулся в школу!) научился играть в шахматы. Да так увлекся, что стал одним из лучших шахматистов в городе. А потом решил научить этой прекрасной игре мальчишек и девчонок. (Учитель показывает детям Буратино).
3. Физкультминутка «Танец Буратино». (Звучит музыка) Дети танцуют под музыку вместе с Буратино. Учитель показывает движения.
4. Открытие нового знания.
Легенда о происхождении шахмат. Выходит Буратино и рассказывает легенду.
Буратино:
- Когда я пошел в школу, папа Карло подарил мне красивую азбуку с картинками. И там я прочитал легенду о происхождении шахмат.
«Две тысячи лет тому назад в Индии правил могущественный царь Баграм. Он был молод и заносчив и постоянно ссорился со своими соседями, а любые, даже самые пустяковые конфликты привык решать на поле боя. Постоянные войны уносили жизни тысяч подданных, некому становилось обрабатывать землю, поля приходили в запустение, народ голодал.
И тогда мудрецы решили придумать игру, которая оказалась бы для царя интереснее войны. Тогда Назирь, сын Дагеров, изобрел шахматы, или игрушечную войну, в которой участвуют два войска – белые и черные. У каждой из сторон, как в армии Баграма, были пехотинцы, боевые колесницы, резвые всадники и даже грозные индийские слоны! Чтобы победить противника, от игрока в шахматы требовались не только отвага и напор, но и точны расчет, осторожность, хитрость и терпение.
Игра так понравилась Баграму, что он велел обучить шахматам всех своих придворных и сам проводил за доской дни и ночи напролет. Конечно, он и думать забыл про разорительные войны, заключил мир со всеми соседями. В стране стали развиваться ремесла и торговля; народ зажил мирно и счастливо».
- А я вас уверяю, что все было совсем не так, но тоже очень – очень давно, даже еще раньше, в древние – предревние времена, когда люди ходили по земле вперемежку с мамонтами. Если вы как-нибудь вечером внимательно посмотрите на звездное небо, то в одном из созвездий в далекой – далекой Галактике обнаружите маленькую планету, очень похожую на Землю. Это планета называется Шахматы. И живут там добрые и умные инопланетянине, очень похожие на нас с вами. Мы с вами живем на Земле и потому называемся землянами, а они, по названию их планеты, зовутся шахматистами.
Благодаря своему уму шахматисты добились небывалых успехов. У них были шахматные компьютеры и шахматные программы, которые заботились о своих создателях – шахматистах. Они даже изобрели роботов, которые им прислуживали: вовремя кормили, одевали и обували. С помощью роботов шахматисты построили красивые года со сказочными домами, где все управлялось с помощью автоматики. Достаточно было подать любую команду голосом, как тут же все ваши желания исполнялись. У шахматистов были фантастические по красоте леса, поля и луга, в которых жили удивительные звери и птицы.
Вы спросите, как же они добились таких успехов и почему они такие умные? Да потому, что они каждый день играли в шахматы – удивительную игру с красивыми фигурами на черно-белой доске. И благодаря этому развивали свой мозг. Потому что шахматы – это и наука, и спорт, и искусство в одной игре. Шахматисты были прекрасными учеными, великолепными спортсменами и блестящими художниками. И все у них было замечательно.
Но одна мысль все, же тревожила их. Они очень часто смотрели на звездное небо и видели в свои мощные телескопы в одном из созвездий красивую голубую планету. Она была очень похожа на их собственную. Это была наша с вами планета Земля. Шахматисты видели наших далеких предков, которые ходили с дубинами в руках, почти голые, прикрытые только шкурами зверей, и охотились на мамонтов. И, конечно же, знать не знали никаких телескопов.
Шахматисты были очень добрыми инопланетянами, они решили помочь нам и отправить на Землю Великую Космическую Экспедицию. Они взяли с собой много тонн груза, но самой главной и бесценной его частью были шахматы, которые мудрые инопланетяне взяли с собой, чтобы научить этой игре землян.
Шахматисты не стали раскрывать всех своих секретов, а просто научили древних землян играть в шахматы, чтобы мы повторили тот путь, который прошли они на своей далекой планете Шахматы. Чтобы земляне ежедневно тренировали свой мозг, становились умными и получили такие же блага, как получили когда – то сами шахматисты. Вот почему до сих пор в разных уголках Земли находят рисунки на скалах, старинные книги, древние рукописи и шахматные фигурки, говорящие о том, что шахматы попали к нам от умных и добрых братьев по разуму.
Игра на внимание. Буратино проводит свою игру на внимание. Буратино показывает белую фигуру, значит дети должны поднимать правую руку. Затем показывает черную фигуру. Дети должны поднят левую руку. И, так несколько раз подряд показывает белые фигуры, затем черную. Дети должны внимательно следить за фигурами и правильно поднимать руку.
5. Придумывание своей истории о том, как и когда на Земле появились шахматы. Учитель показывает глобус и карту мира.
6. Подведение итогов занятия.
- Какие новые знания вы получили? (высказывание детей)
- Вам понравилось занятие? О чем мы говорили?
7. Рефлексия.
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что шахматы играют………………. (два игрока).
- Шахматы – это потрясающе интересная логическая ……………… (игра).
- С помощью смартфона, компьютера и Интернета можно играть даже с противником, живущим на конце света. Соперником может стать сам…………………………. (компьютер).
- После игры нужно пожимать руку своему …………………………….(сопернику)
- Пожимая руку, мы показываем воспитанность и спортивный…………..(дух)