Просмотр содержимого документа
««Разработка технологической карты современного урока по окружающему миру с использованием критического мышления»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА ПРОЕКТА:
«Разработка технологической карты современного урока по окружающему миру с использованием критического мышления»
Выполнила:
учитель начальных классов
Ф.И.О. (полностью)
Губина Ирина Владимировна
место работы
МОБУ «СОШ № 76»
Научный руководитель:
к.п.н, доцент кафедры
общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания
ИПК и ППРО ОГПУ
Воронина Ю. В.
Оренбург, 2016
Оглавление
Введение ……………………………………………… с. 3 - 5 1. Теоретическое обоснование проекта 1.1 Понятие «технологическая карта» урока …… с. 6 1.2 Структура технологической карты урока …… с. 7 - 9
1.3 Технология критического мышления …………. с. 9 - 10
Выводы ……………………………………………с. 11
2. Практическая часть проекта ………………………с. 12 - 21
Заключение …………………………………………… с. 22
Список использованной литературы ……………… с. 23
Введение
Для современного образования характерно смена парадигмы (от традиционной, знаниевой парадигмы к деятельностной, для которой характерен лозунг «образование на протяжение всей жизни»). Многие философы, педагоги и обычные учителя-практики обеспокоены качеством образования в современной России. Ученые подсчитали, что если Россия до 2020 года не найдет эффективных путей модернизации своего образования, то мы перейдем «точку невозврата», т.е. навсегда отстанем от развитых стран.
Развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки обучающихся начальной школы. От современной начальной школы требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО1), направленных, прежде всего, на достижение планируемых результатов образования, не только предметных, но и личностных, и метапредметных: развитие личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий (УУД2), потребностей в самообразовании на основе организации образовательной деятельности.
Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку, по его мнению, современный урок-это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Опираясь на это мнение, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности.
Щуркова Н.Е. даёт такое определение: Современный рок – свободный урок, освобождённый от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы – Щукина Г. А. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Актуальность проекта
Использование технологической карты позволит учителю максимально детализировать свой урок на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.
Создание технологической карты позволяет учителю:
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
Цель работы: разработать технологическую карту урока по окружающему миру с применением критического мышления, с учетом требований ФГОС ООО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современный подход к проектированию урока в ИОС в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
2.Составить технологическую карту по теме «Почва. Свойства почвы».
3.Апробировать технологическую карту в 3 классе.
1. Теоретическое обоснование проекта 1.1 Понятие «технологическая карта» урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
1.2 Структура технологической карты урока
Структура (шапка) технологической карты включает:
-название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение -цель освоения учебного содержания -планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) -метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) -основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет
Класс
Тип урока
Тема
Цель
Задачи
Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
УУД
ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:
Планируемые результаты
Предметные: знать… уметь…
Личностные: Метапредметные:
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы: основные и дополнительные
Формы урока
Технология
Технологическая карта с методической структурой урока
Этап урока
время
Обучающие и развивающие задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
ФОУД (форма организации учебной деятельности:фронтальная. Индивидуальная, парная, групповая)
Формируемые
УУД
Орг. момент
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует. Учитель может сам подобрать для своей работы ту структуру технологической карты, которая, на его взгляд, удачно реализует цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока учитель может менять.
Право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы.
1.3 Технология критического мышления
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Признаки критического мышления:
- Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком. - Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).
- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).
- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.
- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Выводы
Технологическая карта урока по ФГОС – это подробный графический конспект урока, с помощью которого можно тщательно спланировать работу не только учителя, но учеников на занятии. В карте подробно описывается каждый этап урока, приводится не только материал и задания для выполнения, но и указывается время, отведенное на тот или иной этап работы, его основная цель, описываются действия не только учителя, но и учеников. Благодаря использованию технологической карты учитель будет максимально подготовлен к проведению урока и сможет дать значительно больше знаний своим ученикам.
2. Практическая часть проекта
Технологическая карта урока
Предмет, класс
Окружающий мир, _3 класс Технология развития критического мышления
УМК, автор программы
Л.В.Занков
Учитель
Губина И.В. , учитель начальных классов МБОУ СОШ №76.
Тема урока,
№ урока в рабочей программе
№ 7 «Почва её состав и свойства».
Цель урока
Сформировать представление о почве, её составе и свойствах.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Усвоить основные понятия: почва, плодородие, чернозём, почвоведы.
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
- уметь сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;
- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания
- формировать умение работать в паре и группе; уметь высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения
Личностные качества, метапредметные УУД
Иметь представление о почве, её составе и основных свойствах почвы. Усвоить основные понятия: почва, плодородие, чернозём, почвоведы и агрономы.
Личностные
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать познавательную активность, мышление и речь детей
- формировать чувство уважения к товарищу.
Метапредметные.
1.ПознавательныеУУД:
- формировать умение работать с демонстрационным материалом.
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;
2. Регулятивные УУД:
— формировать умение концентрировать внимание
— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в паре и группе
- формировать умения представлять результат своей деятельности
- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
Методическое обоснование урока
В основе методики проведения урока лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение новых умений. При этом используются разнообразные методы и формы проблемного обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения - создаётся в процессе выполнения заданий). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока «что такое почва и её состав?» Учащиеся выполняют практические групповые задания по заданному алгоритму действий, затем индивидуально применяют освоенный способ деятельности.
ИОС урока
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник – с. 18 - 20
Рабочая тетрадь – с. 13-14,задания № 18, 19
Организационная структура урока
Название этапа
Задачи этапа, используемые приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Создание эмоционального настроя на урок.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
Приветствуют учителя.
2. Вызов
У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Приём «Верно-Неверно»
Подводящий к формулировке темы диалог.
Постановка учебной задачи урока.
Постановка целей учебной деятельности
Ребята, отгадайте загадки:
Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.
Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.
3. Никого не родила, а все матушкой зовут.
- Совершенно верно.
- Сегодня на уроке предлагаю вам побыть в роли почвоведов.
- А кто такие почвоведы?
- Где о этом можно узнать?
- Первый вариант посмотрит толкование слова «Почвовед» в толковом словаре, а второй вариант спросит у присутствующих взрослых.
- Что узнал первый вариант, прочитайте.
- Что знал второй вариант?
Так о чём мы будем говорить на уроке?
- Что бы вам хотелось узнать о почве?
Учитель обобщает ответы учащихся и на доске составляет схему:
ПОЧВА - что такое почва?
- какого она цвета?
- из чего она состоит?
- её свойства
- какая почва лучше?
- надо ли охранять почву?
- Сейчас мы поиграем в игру «Верно-неверно». У вас на столах карточки с утверждениями, напротив каждого высказывания напишите «Верно» или «Неверно».
Высказы
вание
Начало урока
Конец урока
1
Камни и песок входят в состав почвы.
2
Земля, по которой ходят люди – это почва.
3
В почве есть вода, воздух и минеральные вещества.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- А какую цель поставим на уроке?
- На сегодняшнем уроке вам будет необходимо выяснить, правильно ли вы определили верность высказываний.
Ответы учащихся - земля, почва…
Кто работает с почвой
В словаре, спросить у взрослого.
Почвовед — специалист по изучению почвы Земли, ее происхождения, развития, состава и свойств.
Ответы детей.
О земле ( о почве)
Ответы детей
Учащиеся заполняют таблицу «Верно-Неверно» и ставят знак «+», если верно и «-», если неверно
Почва, происхождение, состав, свойства.
Узнать о составе почвы.
3. Осмысление содержания
На данном этапе происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Приём «________________»
- Чтобы определить правильность утверждений, нам нужно поработать с картинками и и почвой сделать выводы, для этого почвоведы разделятся на 3 лаборатории.
используя приём пометки на полях.
-
1-я лаборатория
Если взять немного почвы и колбу с водой, опустить туда почву . То что вы увидите? При опускании комочка почвы в воду выделяются пузырьки. Какой можно сделать вывод?
2-я лаборатория
Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на неё почву. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву. Что вы увидели на бумаге?
3 -я лаборатория
Если взять немного почвы и нагреть её, а сверху подставить стёклышко, то на нём образуются капельки. О чём они свидетельствуют? После высыхания на стёклышке образуются белые пятнышки. О чём это свидетельствует?
Опыт с определением запаха, песка, глины и микробов выполняет учитель с учениками.
Используя полученные знания, во второй колонке таблицы «Верно - Неверно» поставьте новые знаки.
Совпали ли у вас мнения о правильности высказываний после работы с опытами?
Что вы уже знали?
Что было для вас новое?
О чём вы думали иначе?
Что было непонятно?
О чём вам захотелось узнать больше?
Работают с картинками опыта и текстом и поставят пометки:
V – уже знал
+ - новое
- не знал.
! – думал по – другому
В почве есть воздух.
Бумага стала влажной. Значит в почве есть вода.
Дети затрудняются сказать
Почвоведы делают вывод, что в почве ещё содержится перегной, песок, глина и микробы
Ответы детей
4. Организация деятельности на применение полученных знаний и умений
Создание условий для индивидуального применения полученных знаний и умений в новой ситуации
А теперь сделаем вывод о составе почвы.
- Заполните кластер
- Давайте рассмотрим картинки и определим основное свойство почвы
После записи определений даётся таблица
Дети перечисляют компоненты, входящие в состав почвы
Дети заполняют кластер
Рассматривают таблицы и делают выводы
Свойство почвы: плодородие
5. Рефлексия
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Приём «ВОПРОСЫ БЛУМА»
Учитель даёт детям творческое задание:
Что было бы, если с на нашей планеты исчезла бы почва?
- Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.
Покажите у кого всё получилось на уроке
У кого были затруднения
Кто недоволен своей работой
- Посмотрите, какие ещё вопросы можно рассмотреть о почве
Образование почв
Круговорот веществ в природе
Плодородие почв
Разрушение почв
- Тема нашего следующего занятия «Образование почв на Земле»
Дети отвечают, что жизнь на планете прекратилась.
6. Информация о домашнем задании
Даются разноуровневые задания
-Выполните задание на выбор
Прочитать учебник с 19-20 ответить на вопросы.
Повышенный уровень: Подготовить сообщение на тему: «Почвы Оренбургской области»
Записывают информацию о домашнем задании
Заключение
Итак, в ходе реализации проекта мы создали технологическую карту урока с использованием критического мышления. Назначение карты - отразить деятельностный подход, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование У УД. Данную технологическую карту можно использовать на уроке.
Список использованной литературы
Анализ урока. Ю.А. Конаржевский – М. Педагогический поиск, 2000 – 126 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.
Культура современного урока. Н.Е. Щуркова. Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. – 114 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// standart.edu.ru.
Якушина, Е. В., канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования – Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» Справочник заместителя директора школы, – №10, – 2012 г.
Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.int
Татьяна Ноэль-Цигульская. О критическом мышлении. – http://noelrt.com/?p=266
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 №1576)
2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.3 Анализ урока. Ю.А. Конаржевский – М. Педагогический поиск, 2000 – 126 с.
4. Культура современного урока. Н.Е. Щуркова. Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. – 114 с.