kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке» является одним из элементов в цикле мероприятий, которые направлены на формирование экологического сознания и ликвидацию экологических правонарушений разной степени.

 Цель: повысить уровень экологической сознательности родителей, что послужит примером для формирования экологической сознательности у детей и уменьшит число экологических правонарушений как у взрослых, так и у подрастающего поколения.

Формирование практических навыков и прогнозирование своих действий в природных условиях, дома на основе представления о закономерностях, существующих в природе, позволит избежать экологических правонарушений и сберечь природные ресурсы.

Длительность мероприятия зависит от способа подачи. Его можно провести за 1 академический час. Либо разделить на 2 родительских собрания: на первом – ознакомить родителей с экологическими правонарушениями; на втором провести практическое занятие.

Условия реализации: публичная лекция, практическое занятие, анкетирование. Для проведения лекции необходим макет пчелиного улья, для практического занятия – компьютер, проектор и презентация «Предметы, которые нас окружают».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке»»

Методическая разработка родительского собрания

«Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке»


Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке» является одним из элементов в цикле мероприятий, которые направлены на формирование экологического сознания и ликвидацию экологических правонарушений разной степени. Не зная основ экологии и не формируя экологическое сознание, невозможно жить, не совершая экологических правонарушений. Следовательно, чтобы избежать уголовной, административной ответственности, необходимо как минимум изменить некоторые повседневные привычки и практики на более экологичные. Это способствует осознанию каждым доли личной ответственности в масштабных экологических проблемах.

Цель: повысить уровень экологической сознательности родителей, что послужит примером для формирования экологической сознательности у детей и уменьшит число экологических правонарушений как у взрослых, так и у подрастающего поколения.

Тема актуальна, так как, проводя анкетирование «Моё отношение к природе» я выяснила, что уровень сформированности отношений родителей к природе и окружающему миру невысокий. Есть родители, у которых средний уровень нравственной направленности личности относительно окружающего мира. Это побудило меня разработать ряд мероприятий, позволяющих изменить отношение каждого члена родительского коллектива в более нравственную сторону. Формирование практических навыков и прогнозирование своих действий в природных условиях, дома на основе представления о закономерностях, существующих в природе, позволит избежать экологических правонарушений и сберечь природные ресурсы.


    1. Экологические правонарушения как следствие несформированности экологического сознания.

«Экологическое сознание – это целостный и относительно новый феномен общественного сознания, находящийся в стадии формирования, включающий в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество - природа»».[4]

«Правонарушение — неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным».[2]

«Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Признаки экологического правонарушения:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность».[1]

Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь­ким основаниям. Нашего внимания заслуживает группа, которая описывает характер причиненного вреда, так как каждый из нас может совершить экологическое правонарушение, даже не задумываясь о последствиях. К ним относят: «загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.)».[1]

За любое правонарушение предусматривается определенный вид ответственности: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность и дисциплинарная ответственность.

«Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления. В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологи­чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз­нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь­зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж­дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.. В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать опреде­ленные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственность установлена за виновные противо­правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами. Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами. Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмеще­нию в натуре либо в виде взыскания убытков. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособ­ности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынуж­денным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей. В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.». [1]



    1. Семья - начало в экологическом воспитании.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Экологическое воспитание включает как моральную, так и правовую ответственность перед всем окружающим, которое принято называть – экологией.

Вспомним что же такое экология? Слово, которое у большинства людей на слуху и многие его объясняют: как защита окружающей среды от загрязнений. Сейчас, в современном обществе это и в правду – это одно из вариаций определения термина экология. На самом деле:

«Экология» – это дом;

«Экология» – взаимоотношения организмов между собой;

«Экология» – взаимоотношения организмов с окружающей средой.

Для того, чтобы человеку благополучно существовать на Земле, нужно подчинятся законам природы, жить в содружестве с организмами, населяющими планету. Создавать условия не для уничтожения, а сохранения природных богатств. Чтобы было понятно, приведу пример. Самым ярким примером экологического содружества в природе, на мой взгляд, является пчелиный улей. Во-первых, это дом; во-вторых, в нем живёт семья, в семье есть разделение обязанностей, каждый живущий в семье участвует в обеспечении жизнедеятельности, при этом принося пользу окружающему – являясь опылителем растений.

А теперь представим, себя пчелами (демонстрируется макет пчелиного улья с его жителями в проекции на родителей и детей):

- семья – ваша (выставляются пчелки)

- вы родители, формируете:

  • Отношение к природе

Развиваете:

  • Потребности

  • Интересы

  • Мотивы

  • Привычки.

Во всем этом дети дублирую Вас.

От Вас же дети получают:

  • Первоначальную информацию о природе

  • О животном и растительном мире.

Вы передаете:

  • Экологическую культуру

  • Традиции.

Вы прививает навыки:

  • Труда

  • Охраны природы

  • Рационального природопользования

  • Ресурсосбережения.

Поэтому семья является началом и даже стержнем в экологическом воспитании, но, по моему мнению, этого недостаточно. Недостаточность экологических знаний восполняется в школе. Первоначально работа направлена на расширение и осмысление экологических понятий, законов. Через знания, формируется отношение к окружающему миру, параллельно формируется адекватное отношение к своему здоровью здоровому образу жизни, а отношение к себе и природе формирует экологическую культуру. Дополняют, расширяют области применения экологической сознательности:

  • учителя предметники, особенно учителя естественнонаучного цикла;

  • волонтеры, вовлекающие в различные формы экологической деятельности;

  • сотрудники ООПТ, способствующие расширению знаний по охране природных территорий;

  • библиотеки, способствующие расширению интереса к литературе экологического содержания.

Поэтому, только личный пример классного руководителя, родителя, активно участвующих совместно с детьми в мероприятиях закрепляет в их сознании правила поведения, отношения к экологическим проблемам.


    1. Практическое занятие «Предметы, которые нас окружают»

Дом! Дом - экологически чистый! Все его обитатели экологически образованы и воспитаны! – Мечта! Но… В силу современных технологий мы оказываемся в плену с одной стороны – красоты и комфорта, с другой – состава и качества материалов из которых всё изготавливается. Кроме этого в нем фокусируется и другие экологические проблемы:

  • Качество воды

  • Качество воздуха

  • Шум

  • Электромагнитные излучения и другие.

Возможно, мы этому не придаем значения, но каждый из этих факторов влияет как на физическое, так и психическое здоровье человека. С другой стороны, наши действия, как нам кажется, во благо нашей жизни, приводят к глобальным экологическим проблемам. Думаю, стоит сделать первые шаги в направлении осознания доли нашей личной ответственности в экологических проблемах. И начать с того, что изменить повседневные привычки и практики на более экологичные.

Перед Вами 6 объектов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно (рис.1)

Рис.1. Объекты, с которыми мы сталкиваемся ежедневно

Далее мы с Вами обсудим те темы, которые вы захотите.

Родители выбирают тему для обсуждения. Учитель знакомит их с фактами, которые характеризуют предложенные для обсуждения объекты в том порядке, котором выбирают родители.

Факты.

Мусор:

  1. 95% мусора в России выбрасывается на открытые свалки (рис.2)

  2. Каждый из нас выбрасывает за год 300 кг твёрдых бытовых отходов

  3. В России «закапывается» 97% ТБО, сжигается или используется повторно – 1%,

компостируется 0,3%, выбрасывается 9 млн. тон бумаги, 150 тысяч тонн металлолома, 10 млн тонн пищевых отходов и 500 тысяч тонн стекла, пригодных ко вторичному использованию!

Бумага:

  1. Для производства бумаги вырубаются леса (рис 3.).

  2. Бумага, пущенная во вторичную переработку, спасает деревья от вырубки!

  3. Каждый год можно спасать примерно 35 миллионов деревьев, если 75% использованной бумаги будет переработано вторично.

Старые вещи:

  1. Надоевшая или старая одежда, мебель, предметы домашнего обихода могут

кем-то с удовольствием использоваться, при этом экономятся ресурсы Земли и ресурсы конкретных людей (рис. 4).

Вода:

  1. Три четверти Земли покрыто водой только 1% этой воды пригоден для наших нужд;

  2. За последние 50 лет потребление воды выросло в 4 раза;

  3. Безответственное водопользование и глобальное потепление привели к исчезновению 4-го по величине моря планеты – Аральского (рис. 5);

  4. Городской житель потребляет в сутки в среднем 300 л воды;

  5. Если кран протекает со скоростью 1 капля в сек., в год мы теряем 15000 литров воды;

  6. Если протекает сливное устройство в туалете - потеря - 700 000 литров воды в год.

Энергия:

  1. Основными источниками энергии (тепло и электричество) - нефть, уголь и газ (рис.6)

  2. При экономии 1 квт-ч мы на самом деле экономим 1,4 квт-ч, так как на доставку энергии в дом тоже тратится энергия!

  3. При подсчёте трат электроэнергии на «спящий» режим электроприборов англичане вычислили, что они ежегодно тратят на это 7 терраватт-часов электроэнергии, что стоит 1,3 млрд долларов и требует годовой работы двух электростанций, от которых идёт 800 тысяч тонн углекислого газа, ответственного за изменение климата!

Покупки:

  1. От нашего выбора зависит производство товаров (рис. 7).

  2. Мы сами находимся под давлением рекламы и информационной обработки.

  3. Сверх потребление, навязываемое модой и рекламой, приводит к негативным последствиям для нас: долгам, сверхурочной работе, стрессам, затратам на обслуживание своей собственности.

  4. Продукты питания, доставленные издалека, включают в себя большие транспортные расходы и ведут к дополнительной трате энергии и ресурсов Земли.


1.4. Первые шаги в преодолении глобальных экологических проблем.

Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы снизить влияние загрязнений на окружающую среду, сэкономить природные ресурсы, тем самым помочь и спасти Землю?

(Перед дискуссией, в качестве направляющей информации, на экран выводятся изображения обсуждаемой проблемы)

Мусор (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 2. Открытые мусорные свалки и виды мусора

  1. Пользоваться обычной посудой вместо одноразовой пластиковой посуды: дома, в офисах, на пикниках. Вместо пластиковой, можно использовать бумажную посуду.

  2. Рассматривать свои покупки с точки зрения «мусороёмкости» и останавливать выбор на менее «мусороёмких» продуктах, к примеру, предпочитать продукты в упаковке многоразового использования.

  3. Завести матерчатую продуктовую сумку и всегда носить её с собой, чтобы не покупать бесконечное количество полиэтиленовых пакетов.

  4. Стараться любые упаковки не выбрасывать, а использовать ещё.

  5. Где возможно, останавливать выбор на развесных продуктах, для которых носить свою многоразовую тару.

  6. Отказаться от использования мешков для мусора и использовать для этого уже появившиеся в доме пакеты из-под продуктов.

  7. Не выбрасывать на помойку батарейки, аккумуляторы и прочие опасные отходы: постараться найти места их приёма для переработки.

  8. Всегда тушить окурки (а лучше вовсе отказаться от курения) и помнить, что не затушенный окурок, брошенный в урну, вызывает тление и горение полимеров и выделение в воздух отравляющих нас веществ, а окурок, брошенный в лесу, может вызвать лесной пожар.

Выводы по обсуждению: Всего 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означают 55 неистраченных литров нефти в год, что к тому же на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект и меняющих климат на планете, а также снижает содержание диоксина в почве и воздухе, отравляющего нас всех! И, кстати, это пусть небольшие, но сэкономленные деньги – ведь мы не будем платить по 4-5 рубля за пакет, и в год с 5-6 пакетов в неделю экономия составит больше 1000 рублей.

Бумага (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 3. Вырубка леса для изготовления бумаги

  1. Сдавать макулатуру в приёмные пункты.

  2. Рассказать нашим друзьям о том, что мы сдаём макулатуру и предложить им делать то же самое в их офисах и домах.

  3. Если мы не читаем рекламной продукции и бесплатных газет, можно наклеить на свой почтовый ящик объявление «Пожалуйста, никакой рекламы и бесплатных газет. Спасибо!»

  4. Использовать оборотные стороны уже использованной бумаги, где это возможно. На них можно делать записи, распечатывать материалы, а ещё наши дети могут на них рисовать и «калякать-малякать».

  5. А ещё – мы можем сажать деревья!

Выводы по обсуждению: Сдавая макулатуру, мы спасаем деревья от вырубки, и даже получаем за это небольшие деньги.

Старые вещи (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 4. Изделия из вторсырья (из старых вещей)

  1. Пригодные к употреблению вещи можно собирать и раздавать самостоятельно или через благотворительную организацию.

  2. Творческие люди могут придумать нетрадиционное использование старых вещей, например, из чулок и полосок ткани можно плести или вязать, а особо одарённые могут даже сшить лоскутное одеяло – или отдать вещи тем, кто занимается таким рукоделием.

  3. С детьми можно организовать творческий вечер по раскрашиванию использованных лампочек: такие ёлочные украшения, сделанные своими руками, гораздо приятнее, чем безликие дорогие украшения из магазина.

Выводы по обсуждению: Старые вещи могут украсить окружающее нас пространство, а также порадовать людей малоимущих.

Вода (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 5. Последствия неэкономного использования воды

  1. Принимая душ вместо ванной, мы расходуем в среднем в три раза меньше воды.

  2. Мы можем выключать воду на время чистки зубов или бритья.

  3. Починить текущие краны и сливное устройство унитаза.

  4. Установить водосберегающие насадки на краны (сеточки, разбивающие поток).

Выводы по обсуждению: За год каждый из нас может сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м, а следовательно – сэкономить химикаты на очистку, а также энергию на нагрев и перекачку воды. Также мы можем уменьшить загрязнение воды, если не будем: сливать в унитаз остатки красок, растворителей и пр.; использовать безопасные моющие средства и сократить использование сильнодействующих веществ.
Этими действиями мы обеспечим снижение нагрузки на очистные сооружения, т.е. улучшение качества очистки воды.

Энергия (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 6. Источники энергии

  1. Выключать лампочки, выходя из комнаты.

  2. Выключать не работающие электроприборы из розетки, не оставляя проигрыватели и телевизоры в «спящем» режиме.

  3. Утеплять окна зимой, закрывать двери в парадной, двери на чердак и лестницу – для экономии тепла в доме.

  4. Использовать энергосберегающее оборудование.

  5. Обращать внимание на показатели потребления энергии при покупке электроприборов и выбирать наиболее экономичные.

Выводы по обсуждению: экономия своих (плата за электроэнергию) и природных ресурсов, уменьшение загрязнения окружающей среды.

Покупки (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):

Рис. 7. Выбор покупок

  1. Выбирать экологически более безвредные продукты и упаковку.

  2. Когда есть возможность, предпочитать местные товары доставленным издалека.

  3. Выращивать овощи и фрукты-ягоды на своих дачных участках.

  4. Когда есть возможность, предпочитать развесной товар упакованному.

  5. Носить с собой свою матерчатую сумочку, чтобы не покупать лишние пакеты и тару для развесных товаров (например, уже использованные мешочки и баночку для сметаны).

  6. Внимательно читать состав продуктов и стараться избегать содержащие добавки с индексом «Е» (консерванты, регуляторы кислотности, улучшители вкуса и пр.)

Выводы по обсуждению: сохраним свое здоровье, сэкономим на бюджете, а также сократим количество мусора, что поспособствует сохранение естественных сил природы.


Вывод: Менять свои привычки и практики очень трудно, но возможно. Просто нужно начать с осознания необходимости этого шага для блага нас самих. Какую Землю, Воздух и Воду мы им оставим – зависит от каждого из нас! А осознав важность этого вопроса, нужно сделать один шаг.





Список использованных источников.

  1. Виды экологических правонарушений, [электронный ресурс] / URL: https://studfile.net/preview/2093852/page:19/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)

  2. Википедия. Правонарушения. [электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5- режим доступа свободный (Дата обращения 10.10.2015)

  3. Домашняя экология, [электронный ресурс] / URL: https://life-move.ru/domashnyaya-e-kologiya/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.12.2015)

  4. Масанская Т.П. Экологическое сознание как социально-психологический феномен, [электронный ресурс] / URL: file:///C:/Users/DNS/AppData/Local/Microsoft/Windows/Temporary%20Internet%20Files/Content.IE5/R5N8L38C/s089-011.pdf - - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)

  5. Экологические правонарушения, [электронный ресурс] / URL: https://infopedia.su/15x5970.html - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)

  6. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, [электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2016)

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гладкова Лариса Альбертовна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства