Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке»
Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке»
Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке» является одним из элементов в цикле мероприятий, которые направлены на формирование экологического сознания и ликвидацию экологических правонарушений разной степени.
Цель: повысить уровень экологической сознательности родителей, что послужит примером для формирования экологической сознательности у детей и уменьшит число экологических правонарушений как у взрослых, так и у подрастающего поколения.
Формирование практических навыков и прогнозирование своих действий в природных условиях, дома на основе представления о закономерностях, существующих в природе, позволит избежать экологических правонарушений и сберечь природные ресурсы.
Длительность мероприятия зависит от способа подачи. Его можно провести за 1 академический час. Либо разделить на 2 родительских собрания: на первом – ознакомить родителей с экологическими правонарушениями; на втором провести практическое занятие.
Условия реализации: публичная лекция, практическое занятие, анкетирование. Для проведения лекции необходим макет пчелиного улья, для практического занятия – компьютер, проектор и презентация «Предметы, которые нас окружают».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке»»
Методическая разработка родительского собрания
«Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке»
Методическая разработка родительского собрания «Воспитание экологической сознательности в себе и ребёнке» является одним из элементов в цикле мероприятий, которые направлены на формирование экологического сознания и ликвидацию экологических правонарушений разной степени. Не зная основ экологии и не формируя экологическое сознание, невозможно жить, не совершая экологических правонарушений. Следовательно, чтобы избежать уголовной, административной ответственности, необходимо как минимум изменить некоторые повседневные привычки и практики на более экологичные. Это способствует осознанию каждым доли личной ответственности в масштабных экологических проблемах.
Цель: повысить уровень экологической сознательности родителей, что послужит примером для формирования экологической сознательности у детей и уменьшит число экологических правонарушений как у взрослых, так и у подрастающего поколения.
Тема актуальна, так как, проводя анкетирование «Моё отношение к природе» я выяснила, что уровень сформированности отношений родителей к природе и окружающему миру невысокий. Есть родители, у которых средний уровень нравственной направленности личности относительно окружающего мира. Это побудило меня разработать ряд мероприятий, позволяющих изменить отношение каждого члена родительского коллектива в более нравственную сторону. Формирование практических навыков и прогнозирование своих действий в природных условиях, дома на основе представления о закономерностях, существующих в природе, позволит избежать экологических правонарушений и сберечь природные ресурсы.
Экологические правонарушения как следствие несформированности экологического сознания.
«Экологическоесознание – это целостный и относительно новый феномен общественного сознания, находящийся в стадии формирования, включающий в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество - природа»».[4]
«Правонарушение — неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным».[2]
«Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
Признаки экологического правонарушения:
– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;
– виновность;
– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;
– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;
– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;
– общественная опасность».[1]
Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям. Нашего внимания заслуживает группа, которая описывает характер причиненного вреда, так как каждый из нас может совершить экологическое правонарушение, даже не задумываясь о последствиях. К ним относят: «загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.)».[1]
За любое правонарушение предусматривается определенный вид ответственности: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданско-правовая ответственность и дисциплинарная ответственность.
«Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления. В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также новые составы преступлений.
Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.. В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.
Административная ответственность установлена за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами. Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсами. Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмещению в натуре либо в виде взыскания убытков. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынужденным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нарушения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей. В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.». [1]
Семья - начало в экологическом воспитании.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Экологическоевоспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Экологическое воспитание включает как моральную, так и правовую ответственность перед всем окружающим, которое принято называть – экологией.
Вспомним что же такое экология? Слово, которое у большинства людей на слуху и многие его объясняют: как защита окружающей среды от загрязнений. Сейчас, в современном обществе это и в правду – это одно из вариаций определения термина экология. На самом деле:
«Экология» – это дом;
«Экология» – взаимоотношения организмов между собой;
«Экология» – взаимоотношения организмов с окружающей средой.
Для того, чтобы человеку благополучно существовать на Земле, нужно подчинятся законам природы, жить в содружестве с организмами, населяющими планету. Создавать условия не для уничтожения, а сохранения природных богатств. Чтобы было понятно, приведу пример. Самым ярким примером экологического содружества в природе, на мой взгляд, является пчелиный улей. Во-первых, это дом; во-вторых, в нем живёт семья, в семье есть разделение обязанностей, каждый живущий в семье участвует в обеспечении жизнедеятельности, при этом принося пользу окружающему – являясь опылителем растений.
А теперь представим, себя пчелами (демонстрируется макет пчелиного улья с его жителями в проекции на родителей и детей):
- семья – ваша (выставляются пчелки)
- вы родители, формируете:
Отношение к природе
Развиваете:
Потребности
Интересы
Мотивы
Привычки.
Во всем этом дети дублирую Вас.
От Вас же дети получают:
Первоначальную информацию о природе
О животном и растительном мире.
Вы передаете:
Экологическую культуру
Традиции.
Вы прививает навыки:
Труда
Охраны природы
Рационального природопользования
Ресурсосбережения.
Поэтому семья является началом и даже стержнем в экологическом воспитании, но, по моему мнению, этого недостаточно. Недостаточность экологических знаний восполняется в школе. Первоначально работа направлена на расширение и осмысление экологических понятий, законов. Через знания, формируется отношение к окружающему миру, параллельно формируется адекватное отношение к своему здоровью здоровому образу жизни, а отношение к себе и природе формирует экологическую культуру. Дополняют, расширяют области применения экологической сознательности:
учителя предметники, особенно учителя естественнонаучного цикла;
волонтеры, вовлекающие в различные формы экологической деятельности;
сотрудники ООПТ, способствующие расширению знаний по охране природных территорий;
библиотеки, способствующие расширению интереса к литературе экологического содержания.
Поэтому, только личный пример классного руководителя, родителя, активно участвующих совместно с детьми в мероприятиях закрепляет в их сознании правила поведения, отношения к экологическим проблемам.
Практическое занятие «Предметы, которые нас окружают»
Дом! Дом - экологически чистый! Все его обитатели экологически образованы и воспитаны! – Мечта! Но… В силу современных технологий мы оказываемся в плену с одной стороны – красоты и комфорта, с другой – состава и качества материалов из которых всё изготавливается. Кроме этого в нем фокусируется и другие экологические проблемы:
Качество воды
Качество воздуха
Шум
Электромагнитные излучения и другие.
Возможно, мы этому не придаем значения, но каждый из этих факторов влияет как на физическое, так и психическое здоровье человека. С другой стороны, наши действия, как нам кажется, во благо нашей жизни, приводят к глобальным экологическим проблемам. Думаю, стоит сделать первые шаги в направлении осознания доли нашей личной ответственности в экологических проблемах. И начать с того, что изменить повседневные привычки и практики на более экологичные.
Перед Вами 6 объектов, с которыми мы сталкиваемся ежедневно (рис.1)
Рис.1. Объекты, с которыми мы сталкиваемся ежедневно
Далее мы с Вами обсудим те темы, которые вы захотите.
Родители выбирают тему для обсуждения. Учитель знакомит их с фактами, которые характеризуют предложенные для обсуждения объекты в том порядке, котором выбирают родители.
Факты.
Мусор:
95% мусора в России выбрасывается на открытые свалки (рис.2)
Каждый из нас выбрасывает за год 300 кг твёрдых бытовых отходов
В России «закапывается» 97% ТБО, сжигается или используется повторно – 1%,
компостируется 0,3%, выбрасывается 9 млн. тон бумаги, 150 тысяч тонн металлолома, 10 млн тонн пищевых отходов и 500 тысяч тонн стекла, пригодных ко вторичному использованию!
Бумага:
Для производства бумаги вырубаются леса (рис 3.).
Бумага, пущенная во вторичную переработку, спасает деревья от вырубки!
Каждый год можно спасать примерно 35 миллионов деревьев, если 75% использованной бумаги будет переработано вторично.
Старые вещи:
Надоевшая или старая одежда, мебель, предметы домашнего обихода могут
кем-то с удовольствием использоваться, при этом экономятся ресурсы Земли и ресурсы конкретных людей (рис. 4).
Вода:
Три четверти Земли покрыто водой только 1% этой воды пригоден для наших нужд;
За последние 50 лет потребление воды выросло в 4 раза;
Безответственное водопользование и глобальное потепление привели к исчезновению 4-го по величине моря планеты – Аральского (рис. 5);
Городской житель потребляет в сутки в среднем 300 л воды;
Если кран протекает со скоростью 1 капля в сек., в год мы теряем 15000 литров воды;
Если протекает сливное устройство в туалете - потеря - 700 000 литров воды в год.
Энергия:
Основными источниками энергии (тепло и электричество) - нефть, уголь и газ (рис.6)
При экономии 1 квт-ч мы на самом деле экономим 1,4 квт-ч, так как на доставку энергии в дом тоже тратится энергия!
При подсчёте трат электроэнергии на «спящий» режим электроприборов англичане вычислили, что они ежегодно тратят на это 7 терраватт-часов электроэнергии, что стоит 1,3 млрд долларов и требует годовой работы двух электростанций, от которых идёт 800 тысяч тонн углекислого газа, ответственного за изменение климата!
Покупки:
От нашего выбора зависит производство товаров (рис. 7).
Мы сами находимся под давлением рекламы и информационной обработки.
Сверх потребление, навязываемое модой и рекламой, приводит к негативным последствиям для нас: долгам, сверхурочной работе, стрессам, затратам на обслуживание своей собственности.
Продукты питания, доставленные издалека, включают в себя большие транспортные расходы и ведут к дополнительной трате энергии и ресурсов Земли.
1.4. Первые шаги в преодолении глобальных экологических проблем.
Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы снизить влияние загрязнений на окружающую среду, сэкономить природные ресурсы, тем самым помочь и спасти Землю?
(Перед дискуссией, в качестве направляющей информации, на экран выводятся изображения обсуждаемой проблемы)
Мусор (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 2. Открытые мусорные свалки и виды мусора
Пользоваться обычной посудой вместо одноразовой пластиковой посуды: дома, в офисах, на пикниках. Вместо пластиковой, можно использовать бумажную посуду.
Рассматривать свои покупки с точки зрения «мусороёмкости» и останавливать выбор на менее «мусороёмких» продуктах, к примеру, предпочитать продукты в упаковке многоразового использования.
Завести матерчатую продуктовую сумку и всегда носить её с собой, чтобы не покупать бесконечное количество полиэтиленовых пакетов.
Стараться любые упаковки не выбрасывать, а использовать ещё.
Где возможно, останавливать выбор на развесных продуктах, для которых носить свою многоразовую тару.
Отказаться от использования мешков для мусора и использовать для этого уже появившиеся в доме пакеты из-под продуктов.
Не выбрасывать на помойку батарейки, аккумуляторы и прочие опасные отходы: постараться найти места их приёма для переработки.
Всегда тушить окурки (а лучше вовсе отказаться от курения) и помнить, что не затушенный окурок, брошенный в урну, вызывает тление и горение полимеров и выделение в воздух отравляющих нас веществ, а окурок, брошенный в лесу, может вызвать лесной пожар.
Выводы по обсуждению: Всего 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означают 55 неистраченных литров нефти в год, что к тому же на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект и меняющих климат на планете, а также снижает содержание диоксина в почве и воздухе, отравляющего нас всех! И, кстати, это пусть небольшие, но сэкономленные деньги – ведь мы не будем платить по 4-5 рубля за пакет, и в год с 5-6 пакетов в неделю экономия составит больше 1000 рублей.
Бумага (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 3. Вырубка леса для изготовления бумаги
Сдавать макулатуру в приёмные пункты.
Рассказать нашим друзьям о том, что мы сдаём макулатуру и предложить им делать то же самое в их офисах и домах.
Если мы не читаем рекламной продукции и бесплатных газет, можно наклеить на свой почтовый ящик объявление «Пожалуйста, никакой рекламы и бесплатных газет. Спасибо!»
Использовать оборотные стороны уже использованной бумаги, где это возможно. На них можно делать записи, распечатывать материалы, а ещё наши дети могут на них рисовать и «калякать-малякать».
А ещё – мы можем сажать деревья!
Выводы по обсуждению: Сдавая макулатуру, мы спасаем деревья от вырубки, и даже получаем за это небольшие деньги.
Старые вещи (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 4. Изделия из вторсырья (из старых вещей)
Пригодные к употреблению вещи можно собирать и раздавать самостоятельно или через благотворительную организацию.
Творческие люди могут придумать нетрадиционное использование старых вещей, например, из чулок и полосок ткани можно плести или вязать, а особо одарённые могут даже сшить лоскутное одеяло – или отдать вещи тем, кто занимается таким рукоделием.
С детьми можно организовать творческий вечер по раскрашиванию использованных лампочек: такие ёлочные украшения, сделанные своими руками, гораздо приятнее, чем безликие дорогие украшения из магазина.
Выводы по обсуждению: Старые вещи могут украсить окружающее нас пространство, а также порадовать людей малоимущих.
Вода (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 5. Последствия неэкономного использования воды
Принимая душ вместо ванной, мы расходуем в среднем в три раза меньше воды.
Мы можем выключать воду на время чистки зубов или бритья.
Починить текущие краны и сливное устройство унитаза.
Установить водосберегающие насадки на краны (сеточки, разбивающие поток).
Выводы по обсуждению: За год каждый из нас может сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м, а следовательно – сэкономить химикаты на очистку, а также энергию на нагрев и перекачку воды. Также мы можем уменьшить загрязнение воды, если не будем: сливать в унитаз остатки красок, растворителей и пр.; использовать безопасные моющие средства и сократить использование сильнодействующих веществ. Этими действиями мы обеспечим снижение нагрузки на очистные сооружения, т.е. улучшение качества очистки воды.
Энергия (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 6. Источники энергии
Выключать лампочки, выходя из комнаты.
Выключать не работающие электроприборы из розетки, не оставляя проигрыватели и телевизоры в «спящем» режиме.
Утеплять окна зимой, закрывать двери в парадной, двери на чердак и лестницу – для экономии тепла в доме.
Использовать энергосберегающее оборудование.
Обращать внимание на показатели потребления энергии при покупке электроприборов и выбирать наиболее экономичные.
Выводы по обсуждению: экономия своих (плата за электроэнергию) и природных ресурсов, уменьшение загрязнения окружающей среды.
Покупки (возможные варианты ответов родителей во время обсуждения):
Рис. 7. Выбор покупок
Выбирать экологически более безвредные продукты и упаковку.
Когда есть возможность, предпочитать местные товары доставленным издалека.
Выращивать овощи и фрукты-ягоды на своих дачных участках.
Когда есть возможность, предпочитать развесной товар упакованному.
Носить с собой свою матерчатую сумочку, чтобы не покупать лишние пакеты и тару для развесных товаров (например, уже использованные мешочки и баночку для сметаны).
Внимательно читать состав продуктов и стараться избегать содержащие добавки с индексом «Е» (консерванты, регуляторы кислотности, улучшители вкуса и пр.)
Выводы по обсуждению: сохраним свое здоровье, сэкономим на бюджете, а также сократим количество мусора, что поспособствует сохранение естественных сил природы.
Вывод: Менять свои привычки и практики очень трудно, но возможно. Просто нужно начать с осознания необходимости этого шага для блага нас самих. Какую Землю, Воздух и Воду мы им оставим – зависит от каждого из нас! А осознав важность этого вопроса, нужно сделать один шаг.
Список использованных источников.
Виды экологических правонарушений, [электронный ресурс] / URL: https://studfile.net/preview/2093852/page:19/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)
Википедия. Правонарушения. [электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5- режим доступа свободный (Дата обращения 10.10.2015)
Домашняя экология, [электронный ресурс] / URL: https://life-move.ru/domashnyaya-e-kologiya/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.12.2015)
Масанская Т.П. Экологическое сознание как социально-психологический феномен, [электронный ресурс] / URL: file:///C:/Users/DNS/AppData/Local/Microsoft/Windows/Temporary%20Internet%20Files/Content.IE5/R5N8L38C/s089-011.pdf - - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)
Экологические правонарушения, [электронный ресурс] / URL: https://infopedia.su/15x5970.html - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2015)
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, [электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ - режим доступа свободный (Дата обращения 23.10.2016)