Тема. Легко ли быть культурным
Цели: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей Задачи:
- развивать познавательную активность обучающихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства;
- воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.
- привлечь внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия.
1 Оргмомент.
Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, его отношениях к людям и окружающей его природе.
ГОРОШИНЫ Музыка
Протяните свои ладони , внимательно рассмотрите и скажите, на что похожа эта горошина. Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земли.
Закрыли глаза и пофантазировали.
(Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.)
Что представляете, что увидели? ( Ответы детей)
Рассмотрите схему-карту Слайд 2
Ребята, кто знает, сколько таких «Я» живёт на Земле? На нашей планете ПЯТЬ миллиардов жителей. Это очень много. Это очень много. Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше .
Может ли человек прожить один?
Да человек постоянно нуждается в общении.
Всем людям хватает места на Земле, солнца, воздуха,воды и пищщи. Но на нашей планете есть два мира:
-мир искусства, любви, добра
-мир пошлости, глупости , скуки
Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.
А что выбираете вы?
Теперь я вам прочту определение , а вы постарайтесь ответить, что это:
Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»
Ответ детей : культура.
«Культура» от латинского cultura - воспитание, образование, развитие. Слайд №3.
Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии.
- Различают материальную и духовную культуру.
- Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.
- К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.
С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.
Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!
В переводе с латинского языка слово «культура» означает - обработка, образование, воспитанность. Это слово употребляли как противоположное слову «натура» - природа. Т.е. все, что создал сам человек обрабатывая и познавая окружающий мир и это помогает ему совершенствоваться самому. Помогает быть образованным и воспитанным.
- Попробуйте составить словосочетание со словом «культура». ( культурный человек)
Проблемный вопрос.
А кто такой культурный человек?
- Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?
- Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?
- Ребята, 2014 год был объявлен президентом РФ годом культуры.
В Указе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире".
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
Что мы можем сделать для сохранения культуры нашей страны?
1. больше интересоваться произведениями искусства;
2. переосмыслить свои жизненные ценности;
3. приобрести положительный опыт общения с художественным творчеством
4. активнее участвовать в культурной жизни страны, края, города, школы.
ЧЕГО ждёт от нас наша страна?
-целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей
опрятности, вкуса к красивым вещам
-умение отличать хорошее от плохого
развитой речи и интеллектуальных способностей
-заботливом отношении к окружающему миру
уважения к старшим и заботе о младших
-адекватности и умения общаться в коллективе
Давайте поразмыслим, Что такое хорошо и что такое плохо:
Ребята, а вы знаете некоторые правила культурного поведения на уроке. Мы говорили о том какой он культурный человек. А культурность складывается из маленьких каждодневных правил. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я буду называть первую строчку , а вы вторую.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и … (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было … (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку …. (поднимать)
Запомни, что поют на пении,
Читают на уроке ….(чтения)
На математике считают
На перемене…(отдыхают)
Будь прилежен на уроке
Не болтай: ты не …(сорока)
Если друг стал отвечать
Не спеши …(перебивать)
А помочь захочешь другу
Подымай спокойно …(руку)
Чтоб не встревожились врачи
На переменах не …(кричи)
Когда звонок раздался снова
К уроку будь …(готовым)
Черты культурного человека
Ответственный
Образованный
Способность к сопереживанию и уважению
Стремление к духовному обогащению
Патриот
Знает и сохраняет обычаи своего народа.
Итог
- Где вы можете использовать знания, полученные на уроке? (в учебе, в общении с другими людьми, в обществе…