Раздаточный методический материал "Технологии использования КСО".
Раздаточный методический материал "Технологии использования КСО".
3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.
Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры проводить часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д., т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.
А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.
Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»
С этой же целью организовать такие игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры;
а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота.
б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.
В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.
Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе используются такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:
-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?
Мнения у ребят могут быть разные, но надо стараться показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
всем смотреть на говорящею (учителя или ученика)
реагировать жестами или знаками на каждую реплику
говорящего (согласен(+), не согласен(-), не понял(?).
Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:
1.Работай дружно и не спеша.
2.Уважай соседа.
3.Помогай ему.
4.Не кричи и не шуми.
5.Говори спокойно, внятно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раздаточный методический материал "Технологии использования КСО".»
Использование технологии «Коллективный способ обучения».
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.
Я.А.Коменский.
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяют актуальным запросам общества.
«Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения (КСО),разработанном В.К.Дьяченко? КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
наличие у всех учащихся общей цели;
разделение труда, функций и обязанностей;
работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
работа каждого приобретает общественную значимость;
эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
деятельность каждого ученика становится общественно полезной.
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе школьники должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;
исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Учащимся также необходимо приобрести навыки:
читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;
говорить вполголоса, но внятно;
слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
управлять процессом работы пары и группы.
Организация работы в парах постоянного состава.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах можно использовать как при изучении, так и при закреплении, повторении и обобщении изученного. На основе работы в постоянных парах может быть построен целый урок, а может только одна его часть. Выбор определяется особенностями изучаемого материала и конкретными практическими задачами урока.
При изучении нового материала пара может работать совместно над одним и тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний. Работу учащихся учитель организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. Карточка тщательно продумывается и составляется с учётом подготовленности класса и конкретных учащихся.
Цели использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются не только потому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу. На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы.
Специфика коллективных способов обучения
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
Наличие сменных пар учащихся;
Их взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)
ГСО
КСО
Организационные
четкость, упорядоченность
говорит один
общение учащихся отсутствует
молчание
постоянное рабочее место
отсутствует
говорят все
все общаются
рабочий шум
смена рабочего места
Дидактические
обучает профессиональный педагог
весь материал – сразу и для всех
мало самостоятельности
сотрудничество отсутствует
усвоение и применение - разнесены
обучают ученики
разные темпы и материалы
полная самостоятельность
сотрудничество – основа обучения
максимально приближены
Развивающие
ученик-объект
уравниловка, усреднение способностей детей
систематический характер обучения
не учатся выступать
не умеют объяснять
ученик-субъект+объект
в соответствии с индивидуальными особенностями
учатся выступать, рассуждают, доказывают
развитие педагогических способностей
Воспитательные
каждый работает на себя
на себя и на других
КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
изучение текстового материала по любому учебному предмету;
взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий) ;
решение задач и примеров по учебнику;
взаимные диктанты;
разучивание стихотворений в сменных парах;
выполнение упражнений в парах;
работа по вопросникам;
изучение иностранного языка.
Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1)
Рисунок 1 – Технологические схемы КСО
1 1 2 1 2
3 3 4 3 4
2
565 6
4
6 5 4 3 2 1
6 5 4 3 2 1
Во втором классе дети сами составляют примеры, числовые выражения, задачи, которые затем решают дома. Я проверяю эти задания, а потом запускаю в класс как карточки. Запуск карточек заданий – очень важный и сложный момент. На переменах, после уроков индивидуально с каждым учеником отрабатываю задание. Ученик выполняет его и объясняет, как он это делает: какие правила применяет, каков алгоритм решения.
Затем идет работа в постоянных парах. Дети читают задания друг другу или обмениваются карточками. Выполняют задания, затем выслушивают ответы.
После такой работы можно переходить к четвертому шагу – научить работе в четверках. Объединяются четыре ученика, которые сидят за двумя партами. Обмен карточками происходит следующим образом:
4
3.
1
2
В результате каждый ученик выполняет по 4 задания. Так работать детям очень нравится.
Пятый шаг – образование сменных составов по типу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное. После работы в постоянных парах начинается игра. Происходит смена пар между детьми каждого ряда, которые сидят справа. Схематично это выглядит так:
Движение учащихся происходит до тех пор , пока все дети, которые сидят справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева.
Можно поменять местами второй вариант первого ряда с первым вариантом третьего ряда: первый вариант третьего ряда идет на первый вариант второго ряда, первый вариант второго ряда идет на место второго варианта первого ряда:
3. Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.
Первый шаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этой целью организовать игры. Так во время курса «Введение в школьную жизнь» такие игры проводить часто. Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.
А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.
Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»
С этой же целью организовать такие игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры;
а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота.
б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.
В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.
Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе используются такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:
-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?
Мнения у ребят могут быть разные, но надо стараться показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
всем смотреть на говорящею (учителя или ученика)
реагировать жестами или знаками на каждую реплику
говорящего (согласен(+), не согласен(-), не понял(?).
Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:
1.Работай дружно и не спеша.
2.Уважай соседа.
3.Помогай ему.
4.Не кричи и не шуми.
5.Говори спокойно, внятно.
Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в
малых группах ( по 4 человека ).
Эту работу проводить надо с первых дней пребывания детей – первоклашек в школе в ходе курса “ Введение в школьную жизнь
Здесь очень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет
командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется
ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.
Таким образом, подготовительный этап длится месяц, и охватывает курс
“Введение в школьную жизнь” , а иногда и больше. Когда дети научатся работать
в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах