kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа в группе как средство формирования коллективного творчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. В первый класс ко мне пришли дети, у которых не были развиты коммуникативные умения, познавательная деятельность, не складывались межличностные отношения в классе. Я задалась вопросом: « Как активизировать познавательную деятельность учащихся, развить навыки самостоятельной учебной деятельности?» В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Вернувшись к  методам  и приёмам, я поняла, что

одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Поэтому я стала работать над темой по самообразованию «Работа в группе как средство развития коллективного творчества».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа в начальной школе - копия»

Работа в группе как средство развития коллективного творчества.


Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. В первый класс ко мне пришли дети, у которых не были развиты коммуникативные умения, познавательная деятельность, не складывались межличностные отношения в классе. Я задалась вопросом: « Как активизировать познавательную деятельность учащихся, развить навыки самостоятельной учебной деятельности?» В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Вернувшись к методам и приёмам, я поняла, что

одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Поэтому я стала работать над темой по самообразованию «Работа в группе как средство развития коллективного творчества».

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.


Эпиграфом к своей работе я взяла слова И.Г.Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

(2 слайд)

А чтобы младшие школьники раскрылись и развивали собственные идеи, необходимо формировать универсальные учебные действия.

(3 слайд)

(4 слайд)

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

(5 слайд)

Цель групповой работы: активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

(6 слайд)

(7 слайд)


*дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

*дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

*дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).

*дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Задачи групповой работы: (8 слайд)

Плюсы и минусы групповой работы. (9 слайд)

В чём же заключается новизна опыта? (10 слайд)

  • План поэтапного освоения групповой работы.

  • Правила работы в группе.

  • Новые виды приёмов работы в группе.

  • Механизм оценивания работы в группе.

  • Выводы о влиянии групповой работы на развитие коммуникативных навыков.


1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы,

элементарные навыки кооперации – работа в парах. (11 слайд) Дети учились общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником.

2 этап. Парная работа. (12 слайд)

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.

  2. Работаем вместе.

  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»..

  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.


3 этап. Групповая работа. (13 слайд)


Принципы формирования групп. (14 слайд)

1. Стихийно.

2. Интерес:

а) желание (дружба);

3. Слабые, сильные.

Я объединяла учащихся в группы по уровню познавательной активности: слабые, сильные.

Для того, чтобы сильные помогали слабым, а слабые подтягивались до уровня сильных. Но были и проблемы, когда сильные дети все задания выполняли самостоятельно, а слабые пользовались готовым. Поэтому нужно чётко распределить роли в группе.

(15 слайд)


1)      Писарь – записывает решение;

2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.




  • 1. Организатор – отвечает за работу группы в целом.

  • 2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.

  • 3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.

  • 4. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

  • 5.Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

  • 6.Часовщик - следит за временем обсуждения.

Можно роли в группе оставлять неизменными, но мы меняемся ролями с целью избегания выполнения задания сильным учеником и пассивности слабого.

Дети чётко должны знать правила поведения в группе. (16 слайд)


Виды групповой работы. (17 слайд)

  • Мозговой штурм. (18 слайд)


  • Игра «Продолжи». (19 слайд)

  • Охота за сокровищами. (20 слайд)

  • Снежный ком. (21 слайд)

  • Пазлы (22 слайд)

  • Прием «Зигзаг». (23 слайд)


Поведение учителя во время групповой работы. (24 слайд)


Чего нельзя делать: (25 слайд)

  • формировать пару из двух слабых учеников

  • требовать полной тишины

  • заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе.


  • Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).

  • Если кто – то пожелал работать в одиночку , не стоит ему запрещать.


Что формирует групповая и парная работа?

(26 слайд)


Оценивание групповой и парной работы.
Использование пиктограмм:
Красный – работой довольны , все получилось!
Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом;
Синий – ничего не поняли, требуется помощь!

(27 слайд)


Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия. (28 слайд)


Критерии эффективности групповой работы.

(29 слайд)



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

      Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

 

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного и воспитательного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий. К таким методам относится групповая форма работы.




Просмотр содержимого презентации
«презентация Групповая работа в начальной школе - копия»

В  составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект  ШКОЛА РОССИИ И.И.

Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект ШКОЛА РОССИИ

И.И.

Работа в группе как средство формирования коллективного творчества. Составила: Л.В. Фастунова  Учитель начальных классов

Работа в группе как средство формирования коллективного творчества.

Составила: Л.В. Фастунова

Учитель начальных классов

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци

Цель групповой работы активное включение  каждого ученика  в процесс усвоения  учебного материала 5

Цель групповой работы

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

5

Уверенность в себе Выполнение рефлексивных функций учителя Эмоциональная и содержательная поддержка Основная цель группы Дополнительные мотивационные средства

Уверенность в себе

Выполнение рефлексивных функций учителя

Эмоциональная и содержательная поддержка

Основная цель группы

Дополнительные мотивационные средства

Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной  деятельности 2. 3. Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных  отношений в классе 4. 5

Задачи групповой работы

1.

Активизация познавательной деятельности

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

2.

3.

Развитие умений успешного общения

Совершенствование межличностных отношений в классе

4.

5

Виды групповой работы 5

Виды групповой работы

5

1 этап . Ритуалы, этикет совместной работы,  элементарные навыки кооперации – работа в парах.

1 этап . Ритуалы, этикет совместной работы,

элементарные навыки кооперации – работа в парах.

2 этап. Парная работа.  Правила работы в паре:

2 этап. Парная работа.

Правила работы в паре:

  • Говорим шепотом.
  • Работаем вместе.
  • Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  • Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  • Оцениваем работу, благодарим друг друга.
3 этап . Групповая работа

3 этап . Групповая работа

Варианты комплектования групп 5

Варианты комплектования групп

5

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный 5

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

Минусы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

5

Роли в группе.  1)      Писарь –записывает решение; 2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы; 3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы. 5

Роли в группе.

  • 1)      Писарь –записывает решение;
  • 2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
  • 3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

5

Правила поведения в группе.

Правила поведения в группе.

  • 1. Не говорить всем сразу.
  • 2.Реагировать жестами и знаками.
  • 3.Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • 4.Обращаться друг к другу по имени.
Роль учителя во время групповой работы 5

Роль учителя во время групповой работы

5

Оценивание групповой и парной работы.  Использование пиктограмм:  Красный – работой довольны , все получилось!  Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом;  Синий – ничего не поняли, требуется помощь!

Оценивание групповой и парной работы. Использование пиктограмм: Красный – работой довольны , все получилось! Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом; Синий – ничего не поняли, требуется помощь!

Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия.     Самооценка . Продолжи предложения: Мне было интересно…. Было трудно…… Теперь я могу…. Мне хочется….. Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке. - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на

Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия.

Самооценка

. Продолжи предложения:

  • Мне было интересно….
  • Было трудно……
  • Теперь я могу….
  • Мне хочется…..
  • Возьмите свою капельку и поселите её на
  • чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
  • - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
  • -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
  • -С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

И.И.

5

Развитие регулятивных навыков 80% 76% 70% 54% 48% 20% 32% 15% 12% 10% 8% 2% Лена К . Маша Б. Дима Н . Данил С . Вова И. Саша С. 5

Развитие регулятивных навыков

80%

76%

70%

54%

48%

20%

32%

15%

12%

10%

8%

2%

Лена К .

Маша Б.

Дима Н .

Данил С .

Вова И.

Саша С.

5

Развитие коммуникативных навыков 94% 89% 86% 75% 53% 25% 28% 18% 11% 10% 8% 2% Лена К . Маша Б. Дима Н . Данил С . Вова И. Саша С. 5

Развитие коммуникативных навыков

94%

89%

86%

75%

53%

25%

28%

18%

11%

10%

8%

2%

Лена К .

Маша Б.

Дима Н .

Данил С .

Вова И.

Саша С.

5

Уровень развития навыков групповой работы 30% 10% 40% 20% 10 % - навыки групповой работы не развиты 20% - низкий уровень 30% - средний уровень 40% - высокий уровень

Уровень развития навыков групповой работы

30%

10%

40%

20%

10 % - навыки групповой работы не развиты

20% - низкий уровень

30% - средний уровень

40% - высокий уровень

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа в группе как средство формирования коллективного творчества.

Автор: Фастунова Людмила Викторовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Игра как средство коррекции двигательных нарушений у школьников с ДЦП"
    ["seo_title"] => string(80) "ighra-kak-sriedstvo-korriektsii-dvighatiel-nykh-narushienii-u-shkol-nikov-s-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "311290"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459178948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства