Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»
Автор-составитель: Оксана Анатольевна Распопова
Кемерово
2018 г.
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы стихосложения» ……………………………………………..………… 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы стихосложения»
с указанием форм и организации деятельности……………………………………4
Тематическое планирование ……………………..…………………………………. 9
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»
Личностные результаты
1. осознание смысла своего стихотворного произведения и произведений современных поэтов и классиков;
2. отличение и оценивание хорошей литературы.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование своих действий в творческой работе;
оценка своих действий;
коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельная работа с литературой, систематизация и анализ информации;
установка причинно-следственных связей в своем произведении и произведениях авторов;
определение выводов и обобщений в результате совместной работы группы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение договариваться о распределении социальных ролей во время игры, работы в совместной деятельности;
умение допускать существование различных точек зрения;
учёт разных мнений;
овладение монологической и диалогической формами речи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс (35 часов)
Введение
2 часа
Что такое поэзия. Отличие прозы и поэзии (1 ч.)
Понятие стихотворения (1ч.)
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, беседы, онлайн-экскурсии, работа в парах.
Рифмы, виды рифмовок
10 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, беседы, работа в парах, групповая работа.
Рифма-созвучие (2ч.)
Смежная рифмовка (2ч.)
Практическая работа в составлении смежных рифмовок (2ч)
Перекрестная рифмовка (2ч)
Практическая работа в составлении перекрестных рифмовок (2ч.)
Что такое стих?
2 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, беседы, работа в парах, групповая работа.
Стих- это одна строчка стихотворения (2ч.)
Двустишия
5 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, работа в парах, групповая работа.
Поэтическое произведение из двух стихов (2ч)
Упражнение в составлении двустиший (2ч)
Двустишия в детской литературе (1ч)
Помощники в поэзии – гласные звуки
5 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, беседы, подсчет гласных звуков, работа в парах, групповая работа.
Подсчитываем количество гласных в каждом рифмующемся стихе (3ч)
Упражнение в составлении двустиший, используя подсчет гласных (2ч)
Четверостишия
10 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, подсчет гласных звуков, работа в парах, групповая работа.
Поэтическое произведение из четырех стихов (2ч)
Смежная рифмовка в четверостишии (2ч)
Перекрестная рифмовка в четверостишии (2ч)
Упражнение в составлении четверостиший, используя разные виды рифмовок
и подсчет гласных (4ч)
Обобщение
1час
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, подсчет гласных звуков, работа в парах, групповая работа.
Обобщение знаний, полученных за год. Викторина по теме «Итоги года» (1ч)
3 класс (35 часов)
Введение
3 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший (3ч)
Рифмы, виды рифмовок
8 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, работа в парах, групповая работа.
Смежная и перекрестная рифмовки (2ч)
Кольцевая рифмовка (2ч)
Упражнение в составлении двустиший и четверостиший с использованием различных видов рифмовок и подсчетом гласных (3ч)
Работа в парах по составлению четверостиший по заданной теме с использованием полученных знаний (1ч)
Образные средства речи. Тропы и фигуры
19 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная, проектная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, проекты, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Образные средства речи (2ч)
Эпитеты (2ч)
Сравнения (2ч)
Что такое ТРОП? (2ч)
Метафора (2ч)
Олицетворение (2ч)
Проект по теме «Коллективная поэтическая сказка» (3ч)
Что такое ФИГУРА? (ознакомление) (2ч)
Распознавание фигур в стихах детских поэтов. Экскурсия школьную
библиотеку (2ч)
Поэтическая мастерская
5 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная, проектная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Творческая работа в парах «Стихотворная загадка» (2ч)
Проект «Мелодия стиха» (3ч)
4 класс (35 часов)
Введение
3 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший (3ч)
Образные средства речи. Тропы и фигуры
10 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Эпитеты и сравнения. (2ч)
Тропы. Метафора и олицетворение. Белый стих. (2ч)
Гипербола - чрезмерное, неестественное увеличение действий и предметов (2ч)
Литота – противоположность гиперболе. Преуменьшение (2ч)
Распознавание в поэтических текстах тропов (4ч)
Поэтическая мастерская
5 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная, проектная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Коллективная творческая работа «Ирония и юмор. Школьная частушка» (3ч)
Проект «Поэтическая шутка» (2ч)
Акростих
7 часов
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Понятие АКРОСТИХА (2ч)
Поиск акростихов в интернете и библиотеке (2ч)
Работа в парах «Акростих» (3ч)
Пародия и шарж в литературе и искусстве
4 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Пародия и шарж в литературе и искусстве. Экскурсия в библиотеку. (2ч)
Работа в парах «Шарж» (2ч)
Поэтическая мастерская
4 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
«Моя любимая начальная школа» (2ч)
Что такое ОДА? Проект «Ода начальной школе» (2ч)
Обобщение изученного за курс
2 часа
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальная
Формы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, работа в парах, групповая работа.
Обобщение изученного (1ч)
Викторина-кроссворд «Я - поэт» (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Раздел | № урока | Тема урока | Кол- во часов |
Введение 2 часа | 1 | Что такое поэзия. Отличие прозы и поэзии. | 1 |
2 | Понятие стихотворения | 1 |
Рифмы, виды рифмовок 10 часов | 1-2 | Рифма-созвучие | 2 |
3-4 | Смежная рифмовка | 2 |
5-6 | Практическая работа в составлении смежных рифмовок | 2 |
7-8 | Перекрестная рифмовка | 2 |
9-10 | Практическая работа в составлении перекрестных рифмовок | 2 |
Что такое стих? 2 часа | 1-2 | Стих- это одна строчка стихотворения | 2 |
Двустишия 5 часов | 1-2 | Поэтическое произведение из двух стихов | 2 |
3-4 | Упражнение в составлении двустиший | 2 |
5 | Двустишия в детской литературе | 1 |
Помощники в поэзии – гласные звуки 5 часов | 1-3 | Подсчитываем количество гласных в каждом рифмующемся стихе | 3 |
4-5 | Упражнение в составлении двустиший, используя подсчет гласных | 2 |
Четверостишия 10 часов | 1-2 | Поэтическое произведение из четырех стихов | 2 |
3-4 | Смежная рифмовка в четверостишии | 2 |
5-6 | Перекрестная рифмовка в четверостишии | 2 |
7-10 | Упражнение в составлении четверостиший, используя разные виды рифмовок и подсчет гласных | 4 |
Обобщение 1час | 1 | Обобщение знаний, полученных за год. Викторина по теме «Итоги года» | 1 |
Итого: 35 ч. | | | 35ч |
3 класс
Раздел | № урока | Тема урока | Кол- во часов |
Введение 3 часа | 1-3 | Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший | 3 |
Рифмы, виды рифмовок 8 часов | 1-2 | Смежная и перекрестная рифмовки | 2 |
3-4 | Кольцевая рифмовка | 2 |
5-7 | Упражнение в составлении двустиший и четверостиший с использованием различных видов рифмовок и подсчетом гласных. | 3 |
8 | Работа в парах по составлению четверостиший по заданной теме с использованием полученных знаний | 1 |
Образные средства речи. Тропы и фигуры 19 часов | 1-2 | Образные средства речи | 2 |
3-4 | Эпитеты | 2 |
5-6 | Сравнения | 2 |
7-8 | Что такое ТРОП? | 2 |
9-10 | Метафора | 2 |
11-12 | Олицетворение | 2 |
13-15 | Проект по теме «Коллективная поэтическая сказка» | 3 |
16-17 | Что такое ФИГУРА? (ознакомление) | 2 |
18-19 | Распознавание фигур в стихах детских поэтов. Экскурсия школьную библиотеку | 2 |
Поэтическая мастерская 5 часов | 1-2 | Творческая работа в парах «Стихотворная загадка» | 2 |
3-5 | Проект «Мелодия стиха» | 3 |
Итого: 35 ч. | |
| 35ч. |
4 класс
Раздел | № урока | Тема урока | Кол- во часов |
Введение 3 часа | 1-3 | Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший | 3 |
Образные средства речи. Тропы и фигуры 10 часов | 1-2 | Эпитеты и сравнения. | 2 |
3-4 | Тропы. Метафора и олицетворение. Белый стих. | 2 |
5-6 | Гипербола - чрезмерное, неестественное увеличение действий и предметов | 2 |
7-8 | Литота – противоположность гиперболе. Преуменьшение | 2 |
9-10 | Распознавание в поэтических текстах тропов | 4 |
Поэтическая мастерская 5 часов | 1-3 | Коллективная творческая работа «Ирония и юмор. Школьная частушка» | 3 |
4-5 | Проект «Поэтическая шутка» | 2 |
Акростих 7 часов | 1-2 | Понятие АКРОСТИХА | 2 |
3-4 | Поиск акростихов в интернете и библиотеке | 2 |
5-7 | Работа в парах «Акростих» | 3 |
Пародия и шарж в литературе и искусстве 4 часа | 1-2 | Пародия и шарж в литературе и искусстве. Экскурсия в библиотеку | 2 |
3-4 | Работа в парах «Шарж» | 2 |
Поэтическая мастерская 4 часа | 1-2 | «Моя любимая начальная школа» | 2 |
3-4 | Что такое ОДА? «Ода начальной школе» | 2 |
Обобщение изученного за курс 2 часа | 1 | Обобщение изученного | 1 |
2 | Викторина-кроссворд «Я - поэт» | 1 |
Итого: 35 ч. | | | 35ч. |
20