Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ" для 2-4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ" для 2-4 класса
Представляю Выашему вниманию программу внеурочной деятельности "Основы стихосложения". Программа рассчитана на105 часов для 2-4 классов. (35 часов/год)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа курса «Основы стихосложения» составлена в соответствии со Стандартами второго поколения.
Цель данного курса: знакомство учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.
Задачи:
создать условия для развития творческих способностей и интересов ребят в
области литературы
способствовать ориентации детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы; развитию навыков художественного освоения действительности; наблюдательности, внимания к окружающему миру; навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки; коммуникативных навыков;
содействовать вовлечению в самостоятельную творческую деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы стихосложения»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. осознавать смысл своего стихотворного произведения и произведений современных поэтов и классиков;
2. отличать и оценивать хорошую литературу.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать свои действия в творческой работе;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельно работать с литературой, систематизировать и анализировать информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в своем произведении и произведениях авторов;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса(группы);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учиться договариваться о распределении социальных ролей во время игры, работы в совместной деятельности;
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметными результатами изучения курса «Стиховедение» является формирование следующих умений:
Коллективная творческая работа «Ирония и юмор. Школьная частушка» (3ч)
Творческая работа «Поэтическая шутка» (2ч)
Акростих
7 часов
Понятие АКРОСТИХА (2ч)
Поиск акростихов в интернете и библиотеке (2ч)
Работа в парах «Акростих» (3ч)
Пародия и шарж в литературе и искусстве
4 часа
Пародия и шарж в литературе и искусстве. Экскурсия в библиотеку. (2ч)
Работа в парах «Шарж» (2ч)
Поэтическая мастерская
4 часа
«Моя любимая начальная школа» (2ч)
Что такое ОДА? «Ода начальной школе» (2ч)
Обобщение изученного за курс
2 часа
Обобщение изученного (1ч)
Викторина-кроссворд «Я - поэт»(1ч)
№ п\п
Раздел
Формы организации и виды деятельности
1.
Введение
экскурсии
беседы
работа в парах и в группе
проектная деятельность
работа с дополнительной литературой
подсчет гласных
2.
Образные средства речи. Тропы и фигуры
3.
Поэтическая мастерская
4.
Акростих
5.
Пародия и шарж в литературе и искусстве
6.
Поэтическая мастерская
7.
Обобщение изученного за курс
Текущий контроль успеваемости учащихся по курсу «Основы стихосложения» может осуществляться в форме:
- творческой работы (поэтического произведения)
- презентации (в электронной или печатной форме);
- индивидуальной работы по заданному вопросу;
- выступления с сообщением, собственным произведением
Промежуточная аттестация учащихся по результатам освоения материала программы курса проводится в конце учебного года (март – апрель) в следующих формах:
- участие в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня, КВНах по стихосложению и литературному чтению;
- написание творческих поэтических работ
- создание мультимедийных презентаций;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Раздел
№ урока
Тема урока
Кол- во часов
Введение
2 часа
1
Что такое поэзия. Отличие прозы и поэзии.
1
2
Понятие стихотворения
1
Рифмы, виды рифмовок
10 часов
1-2
Рифма-созвучие
2
3-4
Смежная рифмовка
2
5-6
Практическая работа в составлении смежных рифмовок
2
7-8
Перекрестная рифмовка
2
9-10
Практическая работа в составлении перекрестных рифмовок
2
Что такое стих?
2 часа
1-2
Стих- это одна строчка стихотворения
2
Двустишия
5 часов
1-2
Поэтическое произведение из двух стихов
2
3-4
Упражнение в составлении двустиший
2
5
Двустишия в детской литературе
1
Помощники в поэзии – гласные звуки
5 часов
1-3
Подсчитываем количество гласных в каждом рифмующемся стихе
3
4-5
Упражнение в составлении двустиший, используя подсчет гласных
2
Четверостишия
10 часов
1-2
Поэтическое произведение из четырех стихов
2
3-4
Смежная рифмовка в четверостишии
2
5-6
Перекрестная рифмовка в четверостишии
2
7-10
Упражнение в составлении четверостиший, используя разные виды рифмовок и подсчет гласных
4
Обобщение
1час
1
Обобщение знаний, полученных за год
1
Итого: 35 ч.
35ч
3 класс
Раздел
№ урока
Тема урока
Кол- во часов
Введение
3 часа
1-3
Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший
3
Рифмы, виды рифмовок
8 часов
1-2
Смежная и перекрестная рифмовки
2
3-4
Кольцевая рифмовка
2
5-7
Упражнение в составлении двустиший и четверостиший с использованием различных видов рифмовок и подсчетом гласных.
3
8
Работа в парах по составлению четверостиший по заданной теме с использованием полученных знаний
1
Образные средства речи. Тропы и фигуры
19 часов
1-2
Образные средства речи
2
3-4
Эпитеты
2
5-6
Сравнения
2
7-8
Что такое ТРОП?
2
9-10
Метафора
2
11-12
Олицетворение
2
13-15
Творческая работа «Коллективная поэтическая сказка»
3
16-17
Что такое ФИГУРА? (ознакомление)
2
18-19
Распознавание фигур в стихах детских поэтов. Экскурсия школьную библиотеку
2
Поэтическая мастерская
5 часов
1-2
Творческая работа в парах «Стихотворная загадка»
2
3-5
Творческая работа «Мелодия стиха»
3
Итого: 35 ч.
35ч.
4 класс
Раздел
№ урока
Тема урока
Кол- во часов
Введение
3 часа
1-3
Мои летание впечатления. Творческая работа по составлению четверостиший
3
Образные средства речи. Тропы и фигуры
10 часов
1-2
Эпитеты и сравнения.
2
3-4
Тропы. Метафора и олицетворение. Белый стих.
2
5-6
Гипербола - чрезмерное, неестественное увеличение действий и предметов