Рабочая программа сотрудничества с семьей (клуб «Мы вместе») для учащихся 1-2 классов
Рабочая программа сотрудничества с семьей (клуб «Мы вместе») для учащихся 1-2 классов
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и уменя во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнидеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Так по результатам мониторинга можно говорить о снижении уровня образованности родителей учащихся: ежегодно увеличивается процент родителей (за счет увеличения числа семей переезжающих в город из сел района и края) имеющих основное среднее, средне-специальное образование. Именно такие, любящие, но не имеющие специальных педагогических знаний, родители часто нуждаются в помощи со стороны школы. И задача школы – повышать уровень информированности родителей и их педагогическую компетентность.
Кроме того уменьшается вообще количество семей, то есть численность учащихся снижается как следствие демографической ситуации в стране, так и выезда из города в другие регионы РФ.
Вместе с этим растёт число неполных семей, среди них преобладают семьи, где детей воспитывает одна мать.
Статус семьи понижается и это одна из важнейших современных проблем, как государства так и общества.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, как со стороны государства и общества так и со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Т.о. целью данной программы будет являться:
Создание модели эффективного взаимодействия ОУ, родителей и других заинтересованных субъектов образовательного пространства с целью всестороннего развития ивоспитания личности ребенка, его социализации, адаптации в современном мире, будущего профессионального выбора.
Принципы: системность, взаимоуважение, единство в воспитании, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм сотрудничества.
Цели и задачи работы с семьей:
Просветительская: повышение педагогической культуры семьи.
Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на развитие творческой индивидуальности ребенка.
Коммуникативная: обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Результаты:
1. Стопроцентное посещение родительских собраний и активное участие в них.
2. Повышение педагогической культуры родителей и воспитание неблагополучных семей класса.
4. Активное участие родителей в классных, школьных и региональных мероприятиях.
5. Соблюдение единства общественного и семейного воспитания.
6. Становление творческой индивидуальности семьи и ребенка.
Основные направления сотрудничества семьи и школы:
1. Единство требований к учащимся.
2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).
3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).
4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).
5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.
6. Повышение педагогической культуры родителей.
7. Различные формы сотрудничества с родителями.
8. Совместная работа в рамках предпрофильной и профильной работы учащихся;
Функции и задачи взаимодействия семьи и школы
1. Информационная.
2. Воспитательно - развивающая.
3. Формирующая.
4. Охранно - оздоровительная.
5. Контролирующая.
6. Бытовая.
Нормативно-правовая основа программы:
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Статьи 38, 43 Конституции РФ.
Глава12 Семейного кодекса РФ.
Статьи 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
Устав школы.
Система работы педагогического коллектива с семьёй.
Диагностика (изучение социального состава семей, изучение психологических особенностей семьи, изучение социального заказа родителей, диагностика методов семейного воспитания);
Просвещение (родительский всеобуч);
Совместная деятельность (досуговая, художественно-творческая, участие родителей в организации двустороннего обмена, помощь ребёнку в учении, хозяйственно-бытовое обслуживание);
Психолого-педагогическая помощь через систему специальных занятий с родителями;
Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях
Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Методы изучения семей
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Формы работы с родителями
1. Встречи за «круглым столом».
2. Родительские собрания.
3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».
4. Встречи с директором школы.
5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).
6. День открытых дверей.
7. Конференции отцов.
8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).
9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).
10. Школа молодых родителей.
11. Письменный телефон доверия.
Программа для 1 класса
I. Становление и проявление творческой индивидуальности семьи и ребенка
1. Мир увлечения моей семьи. Мир моих увлечений. Праздник «Я принёс звезду из детского сада».
2. «Моя мама самая лучшая».
3. «Моя бабушка самая милая».
4. «Мой дедушка самый добрый».
5. Сочинение стихов и рассказов о своей семье, о маме, о дедушке в школьную газету «Росток»
6. Участие в муниципальных и региональных конкурсах: Конкурс детских рисунков «Отцы и дети»
7. Классный семейный праздник «Ярмарка талантов» семьи и ребенка в конце учебного года представление Портфолио семьи и ребенка (по учебе и по занятиям дополнительным образованием): грамоты, награды, …
II. Гражданское воспитание в семье
1. Долгожданный праздник – мой День рождения в кругу школьной семьи.
2. Мои предки – кто они?
3. Наша домашняя библиотека. Экскурсия в школьную библиотеку. Заочное путешествие по библиотекам города.
4. Моя семья идет в музей. Устный журнал. Посещение музеев вместе с родителями.
5. Наша страна – Россия. О гербе, флаге и гимне. Зачем каждому государству свои символы? Интервью для детей и родителей.
6. Творческий классный час ко Дню Защитника Отечества «Путешествие в прошлое»
7. Урок мужества ко Дню Победы «Мне дедушка рассказывал…».
III. Калейдоскоп родительских встреч
1. Рубрика «Давайте познакомимся». Презентация Портфолио семей и учителей.
2. Успешная физиологическая и психологическая адаптация первоклассников в школе (круглый стол). Мастер-класс учителя, психолога и логопеда.
3. Родительское собрание Воспитание и обучение в семье. Поможем ребенку учиться в ситуации успеха. Обмен мнениями.
4. Роль телевизора в жизни семьи и первоклассника.
5. Встречи с родителями на классном часе «Все профессии важны».
6. Рейд родительского комитета «Моя тетрадь самая лучшая».
7. Рейд родительского комитета «Мой портфель прилежного ученика».
8. Рейд родительского комитета «У меня вид лучшего школьника».
9. Рейд родительского комитета «Учебники – мои лучшие друзья».
10. Совместные все праздники.
11. Речевая разминка: «Поговори с мамой по телефону». Ролевая игра: «Моя семья: воскресенье»
12. Учимся общаться. Поиграем: «Принимаем гостей». «Кто самый аккуратный?»
13. Родительский лекторий. Уроки этики поведения для детей и родителей.
14. Родительское собрание. Эмоции положительные и отрицательные
15. Родительское собрание «Организация отдыха и занятости, учащихся в летний период».
16. Родительский лекторий «Перелистывая страницы учебного года».
IV. Здоровый образ жизни семьи
1. Встреча с медработником школы для уяснения важности соблюдения режима дня школьника.
2. «Папа, мама, я – здоровая семья». Презентация проведения свободного времени семьи.
3. «Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивные достижения семьи.
4. «Здоровье семьи – здоровье нации».
5. Лето с родителями. Устный журнал.
V. Нравственное воспитание в семье
1. Моё место в семье. Презентация. «Знакомься – это твоя школа, твой второй дом»
2. «Поговорим о дружбе в семье». Клуб выходного дня.
3. «Поговорим о дружбе в классной семье». Заседание за круглым столом.
4. Национальные традиции народов России. Вечер воспоминаний.
5. Край, в котором я живу. Путешествие в прошлое мам и бабушек.
6. Культура питания в семье. Практическое занятие
7. Творческая мастерская семьи «Сказочные теремки»
8. Устный журнал «О чистоте родного языка, о борьбе со сквернословием в семье».
9. Праздник осени.
10. Подготовка фотоматериалов Я горжусь своей семьёй.
«Семейные традиции».
«Мои дети – моя радость».
«Орден в моей семье».
«Добрые бабушкины руки».
«Семейные увлечения».
«Я горжусь своим отцом».
«Моя мама лучше всех».
«Моя семья – моя опора в жизни».
«Лето с родителями»
Программа для 2 класса
I. Становление и проявление творческой индивидуальности семьи и ребенка
1. Творческий классный час «Праздник первой отметки»
2. Классный час Международный день ребенка с участием родителей.
3. 150 лет со дня рождения Сельмы Лагерлёф. Итоги участия в конкурсе «Познание и творчество»
4. Участие в региональном конкурсе Марафон «Альфа».
5. Участие Лёвина Александра в городском конкурсе рисунков о маме, о любимом белом городе, под куполами храма, …
6. Выпуск газет ко Дню Матери.
7. Сочинение о маме «Моя МАМА – самая лучшая».
8. Классный семейный праздник «Ярмарка талантов» семьи и ребенка
9. Копилка достижений семьи и ребенка в конце учебного года (по учебе и по занятиям дополнительным образованием): грамоты, награды, …
II. Гражданское воспитание в семье
1. 21 сентябряМеждународный день мира.
Мир в семье. Устный журнал.
2. Творческий классный час Геральдические символы с участием родителей.
3. Концерт ко Дню пожилого человека. Встреча представителей трех поколений «Мы гордимся славой наших дедов».
2. Родительское собрание Физическое развитие младшего школьника в школьной и домашней семье.Об ответственности родителей за воспитание детей.
3. Родительское собрание «Родителям о безопасности дорожного движения».
4. Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». Анкетирование.
5. Родительское собрание Наказание и поощрение в семье. Обмен опытом
6. Родительское собрание Копилка достижений семьи и ребенка в конце учебного года.
7. Рейдыродительского комитета «Тетрадь класса», «Дневник класса», «Ученик класса».
8. Подготовка родителями презентаций и проектных работ к урокам чтения и окружающего мира. Выпуск газеты «Солнышко».
9. Индивидуальные беседы родительского комитета с трудными семьями и с их детьми, используя личный пример в воспитании и развитии ребенка.
IV. Здоровый образ жизни семьи
1. Участие в городской акции «Внимание – дети!»
2. Как семья отдыхает. Правила поведения семьи на отдыхе. Семейная газета
3. Семейный классный час Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание.
V. Нравственное воспитание в семье
1. Урок нравственности ко Дню Знаний «Крепка семья – крепка Россия»
2. Городская благотворительная акция для пополнения фонда библиотеки госпиталя ветеранов. Акция «Дети Белгородчины – детям Осетии».
3. Моя малая Родина – святое Белогорье. Экскурсия по городу Достопримечательности. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны.
4. Моя малая Родина – святое Белогорье. Правила поведения на природе.
5. «Семья и школа – территория без табака и сквернословия».
6. Семейный классный час «Нравственные основы семьи».
Урок вежливости «Слова очень нужные и очень важные».
7. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая, родная».
8. Правила взаимоотношений и дружбы в семье и в классе. Твои одноклассники.
Список литературы:
Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. СПб., 2003.
Горбунова Н.А.Родительские собрания в начальной школе: Часть I / Сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 96с.
Егидес А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми. – М., 2002.
Кидрянкина С.В. «Подпрограмма «Семья»/ научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВ). – 2007. – № 4.
Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Куликова Т.А.. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 2000.
Приложение
Приложение 1.
Методика контактного взаимодействия учителя с родителями
1. Поиск контактов (процесс первого общения).
2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Приложение 2.
Структура подготовки родительского собрания
1. Определение цели.
2. Изучение научно-методической литературы.
3. Проведение микроисследований.
4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
5. Придумать форму приглашения родителей.
6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).
7. Оборудование и оформление помещения для собрания.
8. Собрание условно делится на три части:
- вступительная;
- основная;
- заключительная.
Приложение 3.
Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания
1. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
2. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.
3. Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.
4. Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.
5. Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
8. Построение доверительных отношений с родителями учеников.
9. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
Приложение 4.
Примерная тематика традиционных родительских собраний
1 класс.
1. Трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.
3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению.
5. О детской дружбе.
2 класс.
1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.