Рабочая программа по предмету "Юный краевед" 3 класс
Рабочая программа по предмету "Юный краевед" 3 класс
Рабочая программа «Юный краевед» для учащихся 3 классов разработана на
основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Юный краевед" 3 класс»
Приложение к ООП НОО (ФГОС НОО)
МБОУ г. Иркутска СОШ №77
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №77
Утверждена приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ №77 от ___._.2020 г. № ___________
Рабочая программа курса
«Юный краевед»
для 3 класса
срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Федосеева Алена Павловна
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ №77
г. Иркутск 2020 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Место предмета в учебном плане: часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Предметная область: интеграция окружающего мира и русского языка; способствует формированию целостной картины иркутского наследия, осознанию значения города, региона для жизни иркутян и, главное, способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся, развивая их познавательные способности, создавая условия для определения и реализации культурного потенциала каждого.
Цель изучения данного курса: воспитание у учащихся уважительного и заинтересованного отношения к истории и культуре своего города, помощь в осознании себя наследниками и продолжателями развития своего края.
Задачи:
- воспитывать учащихся на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности;
- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве;
- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации;
- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;
- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.
Таким образом, предметная область «Юный краевед» способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс
3
Количество учебных недель
34
Количество часов в неделю, ч/нед
1
Количество часов в год, ч
34
Планируемые результаты освоения курса:
- сплочение детей, родителей, педагогов в единый коллектив, через проведение различных совместных мероприятий;
- создание памятных альбомов;
- повышение мотивации учащихся к проведению общественно-полезных дел;
- повышение интереса у учащихся к мероприятиям и желания участвовать в них;
- пополнение багажа знаний учащихся в области истории Отечества, малой Родины;
- проведение в конце года совместной конференции (дети, родители, учителя) по итогам работы программы.
Освоение курса «Юный краевед» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:
- формирование чувства гордости за свою малую родину;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и духовных ценностях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Изучение курса «Юный краевед» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального общего образования, таких как:
Личностные:
- понимание ребенком себя и своего места в изучении родного края;
- осознание ребенком значимости изучения краеведения.
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, корректировать дальнейшие действия;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
- осознание познавательной цели, использование различных способов принятия и поиска информации, ее сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, формулирование доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы и создание алгоритма действий по ее решению.
Коммуникативные:
- готовность слушать и принимать мнение собеседника, вести диалог;
- корректно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение самостоятельно изучать информационные источники;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- овладение первоначальными умениями оформления результатов познавательной деятельности, публичных выступлений;
- овладение первоначальными умениями социальной активности.
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
Обучающиеся должны знать:
- историю Иркутской области;
- разнообразие растительного и животного мира Иркутской области (узнавать, перечислять, приводить примеры);
- основные особо охраняемые природные территории родного края;
- важнейшие природоохранные проблемы области, озера Байкал;
- географическое положение, основные города области;
- общие сведения о полезных ископаемых: экологические проблемы.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
- пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, микроскопом и др.);
- показывать на карте Иркутскую область, основные реки, горы, города и др.
Обучающиеся должны овладеть:
- способами выполнения познавательных, конструкторских, исследовательских проектов.
Ученики получат возможность научиться:
- работать с физической и политической картой Иркутской области;
- проводить исследовательские и поисковые работы, пользоваться различными источниками краеведческой информации;
- систематизировать информацию о родном крае;
- представлять результаты краеведческой деятельности в различных формах.
Воспитательные результаты:
1 уровень: понимать необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти;
2 уровень: уметь сохранять значимую и ценную краеведческую информацию, производить ее осмысленное накопление с целью дальнейшей передачи в формальной и неформальной обстановке.
3 уровень: применять полученные краеведческие знания и умения для посильного преобразования и развития родного края.
Содержание курса
Программа имеет историческую направленность и нацелена на ознакомление с Иркутской областью, ее историческим наследием, воспитание чувства национального достоинства.
Разделы программы:
Иркутская область: страницы истории – 16 ч.
Природа Иркутской области – 8 ч.
Население и хозяйство – 5 ч.
Наши земляки на полях сражений – 2 ч.
Творчество жителей Иркутской области – 3 ч.
Тематическое планирование
3 класс
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Введение в предмет.
1
Иркутская область: страницы истории.
1
Поговорим о городах Иркутской области…
1
Города Иркутской области.
1
Иркутский острог.
1
Город, в котором мы живем.
1
Символика города.
1
Наши земляки на полях сражений.
1
Памятные даты и события в истории родного города.
1
Улицы, площади.
1
Архитектура города.
1
Храмы.
1
Памятники. Экскурсия.
1
Музеи.
1
Иркутский краеведческий музей. Экскурсия.
1
Иркутск театральный.
1
Посещение музыкального театра.
1
Городской транспорт.
1
Купцы и промышленники.
1
Население и хозяйство.
1
Коренные народы Иркутской области.
1
Традиции, обычаи.
1
Традиционные ремёсла нашего края.
1
Животный мир. Обитатели Сибирского края.
1
Эндемики озера Байкал.
1
Рубрика «Это интересно».
1
Охрана животных. Создание Красной книги.
1
Природа – источник вдохновения.
1
Растительный мир. Растения родного края.
1
Лекарства «зелёной аптеки».
1
Акция «Посади дерево».
1
Таланты в лицах.
1
Разучивание музыкальных произведений, посвященных родному краю.
1
Итоговое занятие.
Оформление выставки фотографий «Мой город».
1
Итого:
34
Формы проведения занятий – это урок, виртуальные экскурсии, посещение музеев, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, художниками и поэтами.
Уроки предусматривают проявление творческой инициативы учащихся: подбор материала для сообщений, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих работ, составление и разгадывание кроссвордов и др.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
История Земли Иркутской: учебное пособие /под ред. З.И. Рабецкой – Иркутск, 2002