kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработа для обучающихся с ОВЗ легкой умственной отсталостью на основе ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Крыловская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»








Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол №______

от ________________

Руководитель МО:

____________О.Ю. Семенова



Согласовано:

На педсовете

Протокол №______

от________________


Утверждено:

Директор

школы-интерната

_______________И.В.Вахрушева

Приказ №_____от ____________














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для учащихся 3 класса







Составила: Шестакова К.С.











2019-2020 уч. год

Аннотация

Рабочая программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика » в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование, а также в программе выделены три группы учащихся по возможности обучения на уроках математики, что позволяет увидеть специфику класса.











































Пояснительная записка.

Рабочая адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика», в рамках предметной области «Математика» в 3 классе составлена на основе рекомендаций специального ФГОС начального общего образования от 19.12.2014 г, в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом МИНИСТЕРСТВА образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599,

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект от 03.04.2015).

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Рабочая ОАП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

При изучении предмета «Математика» в 3 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ПрАООП (вариант 1) определяет следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:

• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль







Планируемые предметные образовательные результаты формируются на двух уровнях:

Минимальный уровень:

- знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;

- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; умножения и деления;

- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;

- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени;

- решение и составление изученных простых арифметических задач;

- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; овал.



Достаточный уровень:



- знание числового ряда 1 - 100 в прямом и обратном порядке;

- счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100 с переходом через разряд;

- откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

- знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления;

- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления;

- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;

- выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени;

- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;

- определять время по часам с точностью до 1 часа;

- решение и составление простых арифметических задач и кратко записывать содержание задач;

- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; вычерчивание прямоугольника, квадрата на бумаге в клетку.

Примечание:

  1. Решаются только простые арифметические задачи.

  1. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

  2. Знание состава однозначных чисел обязательно.

  3. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток сопровождается подробной записью решения.



Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Личностные БУД:

- владеет начальными навыками адаптации в математическом материале;

- владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- имеет навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

- проявляет мотивацию к выполняемой работе.

Познавательные БУД:

- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;

- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;

- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;

- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.

Коммуникативные БУД:

- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);

- обращается за помощью и принимает помощь;

- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные БУД:

- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;

- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;

- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Обучение математике в 3 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики:

  • онтогенетический принцип;

  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся;

  • принцип научности и доступности обучения;

  • принцип наглядности;

  • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;

  • принцип практической направленности;

  • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью и др.

Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т.д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д. 











Методы и приемы работы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

- практические – упражнения, опыты, проблемные ситуации (задачи).

Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):

  1. Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

  2. Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.

  3. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.

  4. Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.

  5. Исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.

Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Ведущей образовательной технологией является игровая, а также применение и технологий личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии, здоровье сберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Математика» в 3 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.











№ п/п

Тема контрольной работы

1

  1. Проверочная работа №1 по теме «Первый десяток. Повторение»

2

  1. Диагностическая работа

3

  1. Проверочная работа №2 по теме: «Числа 11, 12, 13, 14, 15, 16. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».

4

  1. Контрольная работа за 1 четверть

5

  1. Проверочная работа № 3 по теме: « «Второй десяток Нумерация. Десяток».

6

  1. Проверочная работа № 4 по теме: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц».

7

  1. Проверочная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток».

8

  1. Контрольная работа за 2 четверть

9

  1. Проверочная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

10

  1. Проверочная работа №7 по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (все случаи)».

11

  1. Проверочная работа №8 по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

12

  1. Контрольная работа за 3 четверть

13

  1. Проверочная работа № 9 по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

14

  1. Проверочная работа № 10 по теме: «Вычитание  однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток».

15

  1. Итоговая контрольная работа.



Контроль и проверка знаний, умений и навыков учащихся

Контрольные задания предусмотрены авторами УМК и напечатаны в учебнике после каждого раздела.









Учебно-тематический план



Раздел программы

Кол-во

часов

Контр.

работа

Матем.

диктант

Провер.

работа

Самостоят.

работа

Практич. работа

Повторение. (Второй десяток)

36

2

4

0

4

3

Умножение и деление чисел

36

1

7

2

1

1

Сотня

41

3

0

2

4

1

Меры длины, времени, массы, стоимости.

18

0

0

1

2

4

Повторение

5

0

0

0

2

0

Итого за год:

136

6

11

5

13

9



































Содержание тем учебного курса

Повторение (второй десяток).

Линии. Числа, полученные при измерении величин. Пересечение линий. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Точка пересечения линий. Сложение с переходом через десяток. Углы. Вычитание с переходом через десяток. Четырёхугольники. Сложение и вычитание с переходом через десяток(все случаи). Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. Меры времени-год, месяц. Треугольники.

Умножение и деление чисел.

Умножение чисел. Умножение числа 2. Деление на равные части. Деление на 2. Многоугольники. Умножение числа 3. Деление на 3. Умножение числа 4. Деление на 4. Умножение числа 5 и 6. Деление на 5 и на 6. Последовательность месяцев в году.

Сотня.

Нумерация. Меры длины. Меры времени. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Сложение круглых десятков и двузначных чисел. Вычитание круглых десятков и двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел. Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.

Геометрический материал.

Меры длины, времени, массы, стоимости. Повторение.





























Специфика класса


В классе 7 человек: 6 мальчиков и 1 девочка. По возможности обучения на уроках математики можно выделить три группы учащихся.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все упражнения ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных упражнений им нужна незначительная активизирующая помощь учителя.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. 

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Для учащихся третьей группы должна быть предусмотрена возможность выполнения упражнений под руководством учителя.



1 группа

2 группа

3 группа

1 человек


Настя З.

Саша Д.


2 человека


Егор Ч.

Руслан Б.

Дима Б.


3 человека


Костя В.

Витя П.

















Учебно-методическое обеспечение. Список литературы.

Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.

- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.

2. Учебники:

- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1. - Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2.

3. Рабочие тетради:

- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.

- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 2.

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

- электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

5. Технические средства:

- классная доска;

- персональный компьютер (ноутбук, планшет)

6. Учебно-практическое оборудование:

- наборы счетных палочек;

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);

- набор предметных картинок;

- наборное полотно;

- индивидуальные оцифрованные ученические линейки.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

Автор: Шестакова Кристина Сергеевна

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Рабочая программа по математике, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_matematike_dlia_obuchaiushchikhsia_s_narusheniiami_oporno"
    ["file_id"] => string(6) "568352"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1608742081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства