Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Крыловская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол №______
от ________________
Руководитель МО:
____________О.Ю. Семенова
Согласовано:
На педсовете
Протокол №______
от________________
Утверждено:
Директор
школы-интерната
_______________И.В.Вахрушева
Приказ №_____от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике для учащихся 3 класса
Составила: Шестакова К.С.
2019-2020 уч. год
Аннотация
Рабочая программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика » в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование, а также в программе выделены три группы учащихся по возможности обучения на уроках математики, что позволяет увидеть специфику класса.
Пояснительная записка.
Рабочая адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математика», в рамках предметной области «Математика» в 3 классе составлена на основе рекомендаций специального ФГОС начального общего образования от 19.12.2014 г, в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом МИНИСТЕРСТВА образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599,
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект от 03.04.2015).
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Рабочая ОАП рассчитана на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
При изучении предмета «Математика» в 3 классе реализуется опора на имеющийся опыт учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ПрАООП (вариант 1) определяет следующие задачи, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль
Планируемые предметные образовательные результаты формируются на двух уровнях:
Минимальный уровень:
- знание числового ряда 1 - 100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; умножения и деления;
- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени;
- решение и составление изученных простых арифметических задач;
- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; овал.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1 - 100 в прямом и обратном порядке;
- счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100 с переходом через разряд;
- откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
- знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления;
- понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
- выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени;
- знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;
- определять время по часам с точностью до 1 часа;
- решение и составление простых арифметических задач и кратко записывать содержание задач;
- знание названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; вычерчивание прямоугольника, квадрата на бумаге в клетку.
Примечание:
Решаются только простые арифметические задачи.
Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
Знание состава однозначных чисел обязательно.
Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток сопровождается подробной записью решения.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные БУД:
- владеет начальными навыками адаптации в математическом материале;
- владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- имеет навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
- проявляет мотивацию к выполняемой работе.
ПознавательныеБУД:
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;
- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;
- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.
Коммуникативные БУД:
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);
- обращается за помощью и принимает помощь;
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничает с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Обучение математике в 3 классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости предполагает соблюдение основных принципов общей дидактики и коррекционной педагогики:
онтогенетический принцип;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся;
принцип научности и доступности обучения;
принцип наглядности;
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
принцип практической направленности;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью и др.
Для достижения планируемых результатов учителя используют дидактические средства: визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картины и т.д.; аудиальные (слуховые), включающие магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, компьютеры и т. д.
Методы и приемы работы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические – упражнения, опыты, проблемные ситуации (задачи).
Основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.
Исследовательский метод - учитель направляет, дети самостоятельно исследуют.
Специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
задания по степени нарастающей трудности;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий;
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
Ведущей образовательной технологией является игровая, а также применение и технологийличностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии, здоровье сберегающие; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Основными видами деятельности учащихся на уроках по учебному предмету «Математика» в 3 классе являются использование игр и игровых моментов, бытовых и трудовых ситуаций, логических игр на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие. Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условиям, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.
№ п/п
Тема контрольной работы
1
Проверочная работа №1 по теме «Первый десяток. Повторение»
2
Диагностическая работа
3
Проверочная работа №2по теме: «Числа 11, 12, 13, 14, 15, 16. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».
4
Контрольная работа за 1 четверть
5
Проверочная работа № 3 по теме: « «Второй десяток Нумерация. Десяток».
6
Проверочная работа № 4 по теме: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц».
7
Проверочная работа № 5 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток».
8
Контрольная работа за 2 четверть
9
Проверочная работа №6 по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
10
Проверочная работа №7 по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (все случаи)».
11
Проверочная работа №8по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
12
Контрольная работа за 3 четверть
13
Проверочная работа № 9 по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
14
Проверочная работа № 10 по теме: «Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток».
15
Итоговая контрольная работа.
Контроль и проверка знаний, умений и навыков учащихся
Контрольные задания предусмотрены авторами УМК и напечатаны в учебнике после каждого раздела.
Учебно-тематический план
Раздел программы
Кол-во
часов
Контр.
работа
Матем.
диктант
Провер.
работа
Самостоят.
работа
Практич. работа
Повторение. (Второй десяток)
36
2
4
0
4
3
Умножение и деление чисел
36
1
7
2
1
1
Сотня
41
3
0
2
4
1
Меры длины, времени, массы, стоимости.
18
0
0
1
2
4
Повторение
5
0
0
0
2
0
Итого за год:
136
6
11
5
13
9
Содержание тем учебного курса
Повторение (второй десяток).
Линии. Числа, полученные при измерении величин. Пересечение линий. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Точка пересечения линий. Сложение с переходом через десяток. Углы. Вычитание с переходом через десяток. Четырёхугольники. Сложение и вычитание с переходом через десяток(все случаи). Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. Меры времени-год, месяц. Треугольники.
Умножение и деление чисел.
Умножение чисел. Умножение числа 2. Деление на равные части. Деление на 2. Многоугольники. Умножение числа 3. Деление на 3. Умножение числа 4. Деление на 4. Умножение числа 5 и 6. Деление на 5 и на 6. Последовательность месяцев в году.
Сотня.
Нумерация. Меры длины. Меры времени. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. Сложение круглых десятков и двузначных чисел. Вычитание круглых десятков и двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел. Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным. Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.
Геометрический материал.
Меры длины, времени, массы, стоимости. Повторение.
Специфика класса
В классе 7 человек: 6 мальчиков и 1 девочка. По возможности обучения на уроках математики можно выделить три группы учащихся.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все упражнения ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных упражнений им нужна незначительная активизирующая помощь учителя.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже. Для учащихся третьей группы должна быть предусмотрена возможность выполнения упражнений под руководством учителя.
1 группа
2 группа
3 группа
1 человек
Настя З.
Саша Д.
2 человека
Егор Ч.
Руслан Б.
Дима Б.
3 человека
Костя В.
Витя П.
Учебно-методическое обеспечение. Список литературы.
- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.
2. Учебники:
- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1. - Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 2.
3. Рабочие тетради:
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 1.
- Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.- Ч. 2.
4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
5. Технические средства:
- классная доска;
- персональный компьютер (ноутбук, планшет)
6. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.), геометрические фигуры и тела);