Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)»
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, регламентирующие составление рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» для 2-х классов:
Рабочая программа составлена:
в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
в целях реализации ФГОС НОО (утв. Приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
на основе САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
с учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 августа 2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
на основе письма Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Русский язык с увлечением» для 2 класса разработана с учётом Авторской программы курса «Русский язык с увлечением. 2 класс. Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. (ООО «Планета», 2016г.)
Годовой календарный учебный график;
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
духовно-нравственное развитие личности.
Задачи программы
Способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроке знаний;
Расширять лингвистический кругозор школьников;
Воспитывать языковое чутье;
Повышать общую языковую культуру обучающихся;
Развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
Выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой. Сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся второй ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 8 лет. Согласно учебному плану на изучение отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Срок реализации – 1 год.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Форма организации занятий:совместная деятельность обучающихся и педагога в внеурочной деятельности, парной работе, групповой работе.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание программы занятий курса «Русский язык с увлечением» создает возможность для изучения лингвистического материала. Развитие у школьника интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову. К богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
• осознавать роль языка и речи в жизни людей;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться планировать свою деятельность на занятии;
Учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание курса внеурочной деятельности
№
Наименование тем
1
Фонетика
12
2
Морфемика
12
3
Морфология
12
4
Орфография
12
5
Лексика
20
Итого
68
Фонетика( 12 часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы, Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки- шарады.
Морфемика ( 12 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах ( строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Опасности при разборе слова по составу. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторины «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология ( 12 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы - синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.
Орфография ( 12 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Веселая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика ( 20 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы, антонимы. Палиндром, или слова-перевертыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Календарно-тематическое планирование по классам и лист корректировки в приложении №1 к рабочей программе.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Компьютерные средства.
Презентации. Компьютерные диски.
Список литературы
Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. « Русский язык с увлечением». 2 класс. Образовательный курс. ООО «Планета»
Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Дик Н.Ф. – Изд. 3-е , доп. и перераб.- Ростов-н/д:Феникс
А. Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением! – Изд. Литература
Ходов Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы., М.: Айрис- Пресс