Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе «Буду настоящим читателем», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий.
Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №22»
г. Симферополя
_____________________ И.Е. Морозова
_____________________
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»
г. Симферополя
от _________________ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
г.Симферополь,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рабочей программы воспитания и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие в действие федерального государственного образовательного стандарта» (с изменениями);
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденной приказом от 24.08.2021 № 219
На основе программы «В мире книг» Л.А. Ефросининой (Виноградова Н.ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы.ФГОС/ Н.Ф. Виноградова, Л.В. Петленко, Е.Э. Кочурова – Издательство Вентана- Граф – 2014.-192с.)
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе «Буду настоящим читателем», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование всех универсальных учебных действий.
Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы и направлена на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цельпрограммы «Буду настоящим читателем» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Формы обучения:
Обучение носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий школьники осваивают разные виды внеурочной деятельности:
обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность);
школьники посещают музеи с города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность);
многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Буду читателем» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Реализации программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня
Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
К концу изучения курса будет сформирована готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Обучающиеся научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке. Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной республики и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Данный курс рассчитан на 33 учебные недели в 1 классе и 34 учебные недели во 2-4 классах, при проведении 1 часа в неделю в каждом классе.
Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки). В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года).
На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
1 класс, 33 часа
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений. Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при- думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом.
2 класс, 34 часа
Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров отечественных и зарубежных писателей. В круг детского чтения вошли сказки Джанни Родари, А.А.Милна и Р. Киплинга, весёлые рассказы о приключениях детей А.Гайдара и Э.Успенского, рассказы о животных Эрнеста Сетон-Томпсона и Е.И. Чарушина, волшебные сказки Г.Х.Андерсена, фантастические произведения А.Линдгрен и В. Губарева.
3 класс, 34 часа
В третьем классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (рассказы о «зверенках» Е.И. Чарушина, веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», Л.Д. Каминского из сборников «Рассказы про Машу» и «Урок смеха», К.В. Драгунской из сборника «Целоваться запрещено», рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля из сборника рассказов «Про них»; сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако», сказки М.Л. Москвиной «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях», игровые стихотворения, стихотворения о животных Б.В. Заходера). В круг внеклассного чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; книга немецкого писателя Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» в переводе К.И. Чуковского; семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой. Школьники также знакомятся с одной их самых известных современных детских энциклопедий – «Почемучкой» Г. Юрмина, А. Дитриха,
Р. Кошурникова.
4 класс, 34 часа
Содержание литературного образования в четвертом классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).
Раздел «Вверх ногами» знакомит с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б.
Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.
В четвертом разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены рассказы, повести и сказки, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой» В.К. Железникова, «Маленькая Баба-Яга» классика немецкой детской литературы Отфрида Пройслера и «Меховой интернат» Э.Н. Успенского. Произведения, включенные в раздел «Преданья старины глубокой», знакомят учащихся в художественной форме с историей отечества, начиная с периода Древней Руси. Сюда вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище», третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.
Завершает программу для 4 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера, таких, как: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», фантастическая повесть Кира Булычева «Путешествие Алисы».
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в том числе с учётом рабочей программы воспитания.
1класс 33часа
№ п\п
Тема
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
Кол-во час
1
Настоящий читатель
10
2
Технология продуктивного чтения
Международный день школьных библиотек
17
3
Проект «дружим с книгой»
Итого
6
33
2 класс 34 часа
№п/п
Тема
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
Кол-во час.
1.
Вводное занятие. Читаю-значит расту…
День знаний
2
2.
Удивительный мир Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
4
3.
Сказки Р. Киплинга
Международный день школьных библиотек
3
4.
Аркадий Гайдар и герои его книг
4
5.
Эрнест Сетон-Томпсони герои его книг.
Всероссийский день чтения
2
6.
Мир детства в сказках Х.К. Андерсена
3
7.
Рассказы о животных Е.И. Чарушина
Всемирный день писателя
2
8.
Необыкновенные герои Астрид Лингрен
4
9.
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все…»
4
10.
Занимательные книги Э. Успенского
Международный день детской книги
2
11
В.Губарев и его герои
4
Итого
34
3 класс 34 часа
№ п/п
Тема
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
К-во часов
1
«Все мы родом из детства...»
День знаний
6
2
«Думают ли звери?»
Международный день школьных библиотек
10
3
«Вверх ногами»
3
4
«Школьные годы чудесные»,
Всероссийский день чтения
6
5
«Преданья старины глубокой»,
Всемирный день писателя
5
6
«Обыкновенное чудо»
Международный день детской книги
Итого
4
34
4 класс 34 часа
№ п/п
Тема
Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»
К-во часов
1
«Все мы родом из детства...»
6
2
«Думают ли звери?»
Международный день школьных библиотек
10
3
«Вверх ногами»
Всемирный день писателя
3
4
«Школьные годы чудесные»,
Всероссийский день чтения
6
5
«Преданья старины глубокой»,
4
6
«Обыкновенное чудо»
Международный день детской книги
Итого
5
34
Календарно-тематическое планирование 4 класс (1 час в неделю)
№ п/п
Дата
Название раздела, тема.
Количество часов
По плану
По факту
1
Все мы родом из детства.
6 часов
Рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»
1
2
Рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»
1
3
Рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка»
1
4
Рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка»
1
5
А.Г. Алексина «Самый счастливый день»
1
6
А.Г. Алексина «Самый счастливый день»
1
7
Думают ли звери
10 часов
Стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой
1
8
Стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой
1
9
Стихи Николая Рубцова, Саши Черного
1
10
Стихи Николая Рубцова, Саши Черного
1
11
В.П. Астафьев «Белогрудка»,
1
12
Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
1
13
Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
1
14
Рисуем иллюстрации о прочитанном
1
15
Рисуем иллюстрации о прочитанном
1
16
Проба пера
1
17
Вверх ногами
3 часа
Стихотворения Н. Матвеевой, И. Токмаковой,
Б. Заходера,
1
18
Поэзия Ю. Мориц, О. Григорьева
1
19
Рассказы и сказки Тима Собакина,
Л. Петрушевской.
1
20
Школьные годы чудесные
Л.И. Давыдычев «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника»