В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Умники и умницы"»
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 66 занятия по 1 занятию в неделю.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
создание условий для развития у детей познавательных интересов;
формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
2. Принципы построения программы:
-системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу; обеспечении преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний(завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты.
В программах для каждого класса прослеживается:
- преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне;
- теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий;
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
3. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов неделю: 1 класс – 66 часов в год.
Программа включает в себя разделы:
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на совершенствование воображения;
Задания на развитие логического мышления.
Содержание программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»» способствует личностному росту каждого ребенка. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
4. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации курса
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:
понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).
5. Предполагаемые результаты реализации курса:
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Личностные универсальные учебные действия
• Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
• Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
4.Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• контролировать действия партнера;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Содержание занятий курса.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Задания на развитие внимания
Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
Задания, развивающие память
• Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
• Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
• выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
• вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);
• выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
• деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
• складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике «В стране Вообразилии»
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
• сравнивать различные объекты,
• выполнять простые виды анализа и синтеза,
• устанавливать связи между понятиями,
• учатся комбинировать и планировать.
Задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
• Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
• Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
• Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип «спирали»: через каждые 14 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
8. Календарное -тематическое планирование
объединения «Умники и умницы» 1-б класса
№
п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
Основные виды учебной деятельности учащихся.
Развиваемые способности.
1-2
2
04.09
08.09
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.
3
1
11.09
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.