№ заня-
тия | Содержание
(Раздел, тема) | Характер
деятельности
учащихся | УУД | Оценка
результатов |
предметных
межпредметных |
1 | Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра). | Рассказ с элементами беседы.
Игра.
| Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре. | Диагностика «Культура поведения в театре». |
2 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы . Культура и техника речи. | Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляцион-
ная гимнастика.
| Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).
Учить детей самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Окошко" широко открыть
рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".
"Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и
т.д. | |
3 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Инсценировка.
Ролевая игра. | Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей | |
4 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.
| Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляе-
те при чтении.
Чистоговорки, скороговорки. | Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией. | |
5 | Распределение ролей.
| Ролевая игра.
Пальчиковые игры. | Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
| |
6 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | Инсценировки.
Пальчиковые игры. | Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. | |
7 | Отработка чтения каждой роли. | Обыгрывание. | Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. | |
8 | Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации. | Практическая деятельность. | Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе. | |
9 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляцион-
ная гимнастика | Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий. | |
10 | Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
| Репетиции. | Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля . | |
11 | Музыкальное оформление спектак-
ля | Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки.
| Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. | |
12 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Игра.
Инсценировка.
| Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | |
13 | Репетиция пьесы. | Практическая деятельность. | Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. | |
14 | Генеральная репетиция, звуковое оформление
спектакля. | | Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь | |
15 | Показ пьесы
ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся,
| Выступление. | Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.
| |
16 | Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. | Беседа.
Игра. | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма. | |
17 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы . Культура и техника речи. | Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляцион-
ная гимнастика.
| Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).
Самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
"Киска" губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
"Лошадка" вытянуть губы приоткрыть рот процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Поймаем мышку" губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
"Пароход гудит" губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." | |
18 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Инсценировка.
Ролевая игра. | Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей | |
19 | Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.
| Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляе-
те при чтении.
Чистоговорки, скороговорки. | Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией. | |
20 | Распределение ролей.
| Ролевая игра.
Пальчиковые игры. | Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
| |
21 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | Инсценировки.
Пальчиковые игры. | Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.
| |
22 | Отработка чтения каждой роли. | Обыгрывание. | Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. | |
23 | Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации. | Практическая деятельность. | Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе. | |
24 | Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой. | Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляцион-
ная гимнастика | Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий. | |
25-26 | Работа над ширмой,
за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
| Репетиции. | Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля . | |
27-28 | Музыкальное оформление спектак-
ля | Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки.
| Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. | |
29 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Игра.
Инсценировка.
| Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | |
30-31 | Репетиция пьесы. | Практическая деятельность. | Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. | |
32 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | | Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь.
| |
33 | Показ пьесы
ученикам начальных классов. | Выступление. | Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.
| Реакция зрителя
на спектакли. |
34 | Итог занятий. Обсуждение всех представленных
спектаклей. | Беседа.
Игра. | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма. | |