Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2015-2016 учебный год 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2015-2016 учебный год 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», учебного плана МБОУ «Орджоникидзевская СОШ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы», учебного плана МБОУ «Орджоникидзевская СОШ».
Используемый учебно-методический комплект в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Орджоникидзевская СОШ»:
1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
4. Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2012.
5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Главные цели и задачи изучения предмета
Цели:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира;идея целостности мира;идея уважения к миру.
В соответствии с названными идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Технологии, элементы технологий, используемых в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Методы и приёмы обучения:
Наблюдение, открытый ответ, краткий ответ, выбор ответа, самооценка.
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по справочным пособиям);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-решение тестовых заданий;
-работа с карточками;
-интерактивное обучение.
Формы организации образовательного процесса:
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок – игра;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-урок развития умений и навыков;
-урок контроля знаний.
Виды и формы контроля:
- проверочные работы;
- самостоятельные работы;
- тесты;
- проекты.
Связь с другими предметами
Предмет
Содержание
Математика
Счёт предметов, времена года, даты.
Русский язык
Тексты с описанием природы
Изобразительное искусство
Рисование природы
Технология
Природные материалы
Место предмета в учебном плане МБОУ «Орджоникидзевская СОШ»
В соответствии с Образовательной программой школы и учебным планом МБОУ «Орджоникидзевская СОШ» учебный предмет «Окружающий мир» является обязательным, на его преподавание отводится 66 часов в год при 2 часах в неделю (33 учебные недели).
Возрастные особенности учащихся
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника".
Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и главное - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Поэтому при планировании был учтён факт, что учение должно быть интересным и сопровождаться успехом.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет
Содержание программы
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.
Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Деревья моего края.
Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, на пример: шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Как путешествует письмо?
Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например: медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Растения в весеннем лесу.
Простейшие правила гигиены.
Перечень практических работ
№ урока
Тема
Вид работы
7
Что у нас под ногами
Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.
8
Что общего у разных растений?
Нахождение у растений их частей, показ и называние.
9
Что растёт на подоконнике?
Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя.
10
Что растёт на грядке?
Определение растений цветника с помощью атласа-определителя.
11
Что это за листья?
Определение деревьев по листьям.
15
Кто такие птицы?
Исследование строения пера птицы.
23
Откуда в ваш дом приходит вода и куда она уходит?
Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
27
Откуда берутся снег и лёд?
Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанного опыта.
28
Как живут растения?
Наблюдение за ростом и развитием растений
30
Как зимой помочь птицам?
Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.
32
Откуда в снежках грязь?
Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.
38
Где живут белые медведи?
Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
1
2
Что и кто?
20
3
Как, откуда и куда?
12
4
Где и когда?
11
5
Почему и зачем?
22
ИТОГО
66
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение окружающего мира первоклассники научатся:
-распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
-распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
-приводить примеры представителей разных групп растений, животных;
-характеризовать изученные группы растений, животных, называя их признаки;
-характеризовать признаки времён года;
-объяснять значение используемых условных знаков;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
-понимать правила поведения в природе;
-называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
-называть виды транспорта;
Называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-называть имена и отчество родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; выполнять правила поведения в природе;
-различать виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.; выполнять режим дня;
-рассказывать о растениях, грибах, животных, объяснять условия их жизни, способы питания, защиты;
-объяснять отличия растения дикорастущих и культурных; деревьев;
-анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
-осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, сон, соблюдение режима дня и др.)
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
-комплексный подход к оценке результатов образования;
-использование панируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведётся безотметочное обучение, цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных, предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио ученика:
-является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
-реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование УУД;
-позволяет учитывать возрастные особенности развития УУД учащихся младших классов;
-предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
В первом классе используется 3 вида оценивания – текущее, тематическое, итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождаются словесной оценкой.
Текущее оценивание – гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей).
Тематическое оценивание – проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребёнок быстро может проверить свои знания. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассники используют комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
График проведения проверочных работ
№ урока
Вид работы
Тема
21
Проверочная работа
Что и кто?
33
Проверочная работа
Как, откуда и куда?
44
Проверочная работа
Где и когда?
66
Проверочная работа
Почему и зачем?
Общее количество
4
Контрольно-измерительные материалы
График проведения проверочных работ
№ урока
Вид работы
Тема
21
Проверочная работа
Что и кто?
33
Проверочная работа
Как, откуда и куда?
44
Проверочная работа
Где и когда?
66
Проверочная работа
Почему и зачем?
Общее количество
4
Перечень практических работ
№ урока
Тема
Вид работы
7
Что у нас под ногами
Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.
8
Что общего у разных растений?
Нахождение у растений их частей, показ и называние.
9
Что растёт на подоконнике?
Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя.
10
Что растёт на грядке?
Определение растений цветника с помощью атласа-определителя.
11
Что это за листья?
Определение деревьев по листьям.
15
Кто такие птицы?
Исследование строения пера птицы.
23
Откуда в ваш дом приходит вода и куда она уходит?
Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.
27
Откуда берутся снег и лёд?
Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанного опыта.
28
Как живут растения?
Наблюдение за ростом и развитием растений
30
Как зимой помочь птицам?
Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.
32
Откуда в снежках грязь?
Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.
38
Где живут белые медведи?
Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.
Учебно-методическое обеспечение
1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.
4. Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2012.
5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
6. Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование тем
Количество часов учебного времени
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
Наименование раздела, УУД
1 четверть (18 часов)
1
Задавайте вопросы!
1ч
Раздел «Кто и что?» (20 часов)
Универсальные учебные действия:
Работать с картинной картой России, актуализировать свои знания о природе и городах России, занятиях жителей. Сравнивать , различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.
Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; обсуждать, чем различаются народы России и что их связывает в единую семью.
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве узнавать достопримечательности столицы.
Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.
Различать объекты живой и неживой природы, характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.
Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; приводить примеры комнатных растений; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений.
Наблюдать растения клумбы и дачного участка, узнавать их по рисункам; рассказывать о любимом цветке; определять растения цветника с помощью атласа – определителя.
Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа – определителя; описывать дерево по плану.
Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Приводить примеры хвойных растений, выделять их отличия.
Приводить примеры, описывать внешний вид насекомых.
Приводить примеры, описывать внешний вид рыб. С помощью учителя характеризовать способы питания, размножения.
Приводить примеры, описывать внешний вид птиц, характеризовать с помощью учителя способы питания, размножения птиц.
Приводить примеры, описывать внешний вид зверей, характеризовать способы питания, размножения, сравнивать повадки домашних и диких животных.
Рассказать о зоопарке. Приводить примеры его обитателей.
Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода.
Изучать, соблюдать правила работы на компьютере; выполнять элементарные операции на компьютере под руководством учителя.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой; моделировать ситуации, при которых необходимо вызывать пожарных, электрика и т. д.
Знакомится с планетой, на которой мы живём - Земля, понимать отличия звёзд и планет, находить необходимую информацию (по заданию учителя) в учебниках, дополнительных источниках о планетах Солнечной системы; характеризовать глобус как модель Земли.
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.
2
Что такое Родина?
1ч
3
Что мы знаем о народах России?
1ч
4
Что мы знаем о Москве?
1ч
5
Проект «Моя
малая Родина».
1ч
6
Что у нас над
головой?
1ч
7
Что у нас под
ногами?
1ч
8
Что общего у разных растений?
1ч
9
Что растёт на
подоконнике?
1ч
10
Что растёт на клумбе?
1ч
11
Что это за листья?
1ч
12
Что такое
хвоинки?
1ч
13
Кто такие
насекомые?
1ч
14
Кто такие рыбы?
1ч
15
Кто такие птицы?
1ч
16
Кто такие звери?
1ч
17
Что окружает нас дома?
1ч
18
Что умеет
компьютер?
1ч
2 четверть (14 часов)
19
Что вокруг нас может быть
опасным?
1ч
20
На что похожа наша планета?
1ч
21
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина».
1ч
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)
Универсальные учебные действия:
Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.
Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности; наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды: текуча, не имеет запаха и цвета, принимает форму любого сосуда; понимать огромное значение воды в жизни человека; выполнять изученные правила поведения на воде.
Наблюдать объекты природы, характеризовать их особенности; объяснять основные правила обращения с электричеством; познакомить детей с тем, что энергия – источник движения, её роль в природе и жизни человека огромна.
Участвовать в экскурсии на почту с целью ознакомления с трудом почтальона; использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов; моделировать ситуации, при которых необходимы средства связи.
Прослеживать по рисунку – схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду;
Проводить опыты по исследованию снега и льда; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку – схеме этапы жизни растений; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.
Описывать внешний вид животных; сравнивать и различать диких и домашних животных; характеризовать способы питания, размножения; условия необходимые для жизни животных; рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; подтверждать ответы примерами.
Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; запомнить правила подкормки птиц.
Обсуждать происхождение шоколада, изюма, мёда.
Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и его способы утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе, в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
Практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
22
Как живёт семья? Проект «Моя
семья».
1ч
23
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1ч
24
Откуда в наш дом приходит электричество?
1ч
25
Как путешествует письмо?
1ч
26
Куда текут реки?
1ч
27
Откуда берутся снег и лёд?
1ч
28
Как живут
растения?
1ч
29
Как живут
животные?
1ч
30
Как зимой помочь птицам?
1ч
31
Откуда берётся и куда девается
мусор?
1ч
32
Откуда в снежках грязь?
1ч
3 четверть (18 часов)
33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
1ч
Раздел «Где и когда?» (11 часов)
Универсальные учебные действия:
Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе.
Фотографировать с помощью взрослых наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д. Коллективно составлять рассказ о школе, классе; презентовать итоги коллективного проекта, оформлять фотовыставку.
Различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в правильной последовательности; анализировать иллюстрации учебника.
Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года.
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природным условиям.
Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между их строением, образом жизни животных и природными условиями.
Различать зимующих и перелётных птиц; группировать птиц; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.
Прослеживать с помощью учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.
Сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на велосипеде.
Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей; рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать какие профессии будут востребованы в будущем.
Выполнять тестовые задания учебника выступать с подготовленными сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.
34
Когда учиться
интересно?
1ч
35
Проект «Мой класс и моя
школа».
1ч
36
Когда придёт
суббота?
1ч
37
Когда наступит лето?
1ч
38
Где живут белые медведи?
1ч
39
Где живут слоны?
1ч
40
Где зимуют
птицы?
1ч
41
Когда появилась одежда?
1ч
42
Когда изобрели велосипед?
1ч
43
Когда мы станем взрослыми?
1ч
44
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
1ч
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)
Универсальные учебные действия:
Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.
Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны
Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.
Передавать голосом звуки окружающего мира; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать свои предположения о причине возникновения эха.
Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги; запомнить последовательность цветов; высказывать предположения по поводу возникновения радуги.
Описывать по плану своего домашнего питомца; обсуждать наше отношение к домашним питомцам; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.
Наблюдать за домашними питомцами и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке) её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).
Определять цветы и бабочек с помощью атласа – определителя; оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе; формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.
Выполнять правила поведения в природе. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
Делать выводы о значении сна в жизни человека; рассказывать о правилах подготовки ко сну;
Различать овощи и фрукты; группировать их; находить в учебнике информацию о витаминах; сравнивать роль витаминов А,В и С в жизнедеятельности людей; запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение интернета.
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; по рисунку – схеме знакомиться с устройством автомобиля.
Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги; сравнивать старинные и современные поезда.
Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; по рисунку – схеме знакомиться с устройством корабля; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле.
Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях, о т полёта на самолёте.
Обобщать сведения о транспорте; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации.
Знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и самолёте; участвовать в ролевой игре моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.
Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации в учебнике; моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы».
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
45
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
1ч
46
Почему Луна бывает разной?
1ч
47
Почему идёт дождь и дует
ветер?
1ч
48
Почему звенит звонок?
1ч
49
Почему радуга разноцветная?
1ч
50
Почему мы любим кошек и собак?
1ч
4 четверть (16 часов)
51
Проект «Мои
домашние
питомцы».
1ч
52
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1ч
53
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1ч
54
Зачем мы спим ночью?
1ч
55
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1ч
56
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1ч
57
Зачем нам телефон и телевизор?
1ч
58
Зачем нужны
автомобили?
1ч
59
Зачем нужны
поезда?
1ч
60
Зачем строят
корабли?
1ч
61
Зачем строят
самолёты?
1ч
62
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1ч
63
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1ч
64
Зачем люди осваивают космос?
1ч
65
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1ч
66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».