рабочая программа по курсу "культура добрососедства"
Рабочая программа по курсу "культура добрососедства"
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» Пояснительная записка
1класс
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы коллектива: к.и.н. Араджиони М.А., Алмазникова Е. В., Андрющенко И. А., Брунова – Калисецкая И. В., Быкова Е. В.,Власов В.П., Евдокимова Ю.А., Кедук В.А., Козырева А.С., Кравцова Л. Ф., Медведева А.А. и др.
Учебный курс « Культура добрососедства» является интегрированным. При разработке курса изучен и обобщён опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения « Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам культурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» Пояснительная записка
1класс
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы коллектива: к.и.н. Араджиони М.А., Алмазникова Е. В., Андрющенко И. А., Брунова – Калисецкая И. В., Быкова Е. В.,Власов В.П., Евдокимова Ю.А., Кедук В.А., Козырева А.С., Кравцова Л. Ф., Медведева А.А. и др.
Учебный курс « Культура добрососедства» является интегрированным. При разработке курса изучен и обобщён опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения « Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам культурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по курсу "культура добрососедства" »
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» Пояснительная записка
1класс
Рабочая программа по учебному курсу « Культура добрососедства» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы коллектива: к.и.н. Араджиони М.А., Алмазникова Е. В. , Андрющенко И. А., Брунова – Калисецкая И. В., Быкова Е. В.,Власов В.П., Евдокимова Ю.А., Кедук В.А., Козырева А.С., Кравцова Л. Ф., Медведева А.А. и др.
Учебный курс « Культура добрососедства» является интегрированным. При разработке курса изучен и обобщён опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения « Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам культурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Учебный курс « культура добрососедства» состоит в начальной школе из взаимосвязанных и структурно единообразных программ, каждая из которых имеет своё название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:
1 класс: « Я, моя семья и мои соседи»;
2 класс: « Место, где мы живём»;
3 класс: « Трудимся, учимся, отдыхаем вместе»;
4 класс: « Гордимся Крымом».
Программа для каждого класса создавалась с учётом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: « Географическая среда», « История», « Традиционная и современная культура», « Язык соседа», « Аксиология», « Конфликтология», « Поисково – исследовательская работа». В свою очередь каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов, отведённых на изучение тематических линий, в каждой программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии, или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Главная цель курса – воспитание социально – компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей Родины, хорошо знакомых сродным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
ЗАДАЧИ КУРСА
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю, как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодёжи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами « Культуры мира»;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умение продуцировать новые конструктивные идеи;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся к взаимодействию с окружающими миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
- возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Особенностями данного курса являются:
- его интегрированный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
- воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учеников к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
- направленность курса на адаптацию и ориентирование учеников на возможность, и перспективность строить своё будущее в Крыму;
- акцентирование внимания учеников на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в РК
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, её предотвращения или разрешения ненасильственным путём;
- возможности трансформации данного курса в спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
- единства изучения России и Крыма как субъекта РФ;
- приоритетность воспитательных задач;
- единство внеурочной и внеклассной работы;
- опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, из СМИ, в семье;
- максимальное вовлечение учеников в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни своего города, села, общины, школы;
- выделение не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, направленные не только на усвоение учениками программного минимума знаний, но и на получения прагматического опыта и впечатлений;
- использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методикам «равный-равному»,и др.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием курса «Культура добрососедства».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса «Культура добрососедства».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2. Понимание учениками того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского украинского и крымскотатарского языков как
государственных языков Республики Крым, языков межнационального общения.
3. Овладение первоначальными представлениями о нормах культуры общения и правилах речевого этикета.
4. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание курса
Раздел: «Географическая среда»-6часов
Природные ресурсы. Виды хозяйственной деятельности человека. Лес как целостная эко система. Роль леса в жизни человека. Лекарственные растения региона. Комнатные растения, оздоровление микроклимата помещений. Уход за комнатными растениями.
Раздел: «История»-5 часов
Основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения). Крым перекресток культур. Этнические группы, проживающие в данном регионе. Происхождение улиц. История школы, в котором учатся. Музеи. Правила поведения в музеях. Роль и значение музеев.
Раздел: «Традиционная и современная культура»-6 часов
Многообразие архитектурных построек и особенности интерьера. Культовые здания, памятники архитектуры. Профессия архитектора и комфортабельность жилой среды. Интерьер и его связь с природной средой. Этнические обряды, связанные с постройкой жилища. Взаимоотношения соседей. Обряды, связанные с праздником новоселья. Правила гостеприимства и поведение в гостях. Ремесла и декоративно-прикладное искусство. Основные общегосударственные праздники Крыма и России.
Раздел: «Язык соседа»-6 часа
Произведения крымских писателей о своем регионе. Пословицы, легенды, сказки, загадки, песни о России, о Крыме, о Родине, о доме и о соседях.
Раздел: «Аксиология»-4часа
История памятников региона, отношения людей и государства к ним.
Раздел: «Конфликтология»-6часа
Конфликтные ситуации, их предотвращение и позитивные приемы их разрешения. Эмоции. Управление эмоциями.
Тематическое планирование курса
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Раздел «Географическая среда»
6
2
Раздел «История»
5
3
Раздел «Традиционная и современная культура»
6
4
Раздел «Язык соседа»
6
5
Раздел «Аксиология»
4
6
Раздел «Конфликтология»
6
итого
34
Место курса «Культура добрососедства» в учебном плане
Данная программа по внеурочной деятельности курса «Культура добрососедства» разработана на основе базовой учебной программы МОУ «Мартыновская школа» и рассчитана на 33 часа (по 1 часу в неделю, 33 учебные недели) в 1 классе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учеников к концу 1 класса
Ученики будут знать:
основные памятники истории и культуры. 3-5 названий этнических групп, проживающих в данном регионе;
рассказать о том, где учились бабушки и дедушки, родители;
происхождение названия улицы, на которой находится школа;
что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях;
иметь представление о роли и значении музеев;
3-4 названия культовых зданий;
что такое интерьер;
основные правила гостеприимства;
несколько рассказов, стихов, сказок крымских писателей о своем регионе;
не менее по 20 слов и фраз на двух языках своих соседей;
не менее 2 названий святых мест или памятников в регионе;
что каждый человек по-своему интересен и уникален.
Учащиеся будут уметь:
рассказывать о роли леса в жизни человека;
распознавать лекарственные растения;
украсить свой дом;
приглашать в гости и тактично вести себя в гостях;
лепить из глины (теста, пластилина) предметы домашней утвари;
рассказывать о том, как провел какой-либо праздник;
распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе;
выражать свое мнение при оценке различных ситуаций.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Араджиони М.А., Алмазникова Е.В., Кравцова Л.Ф., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю: рабочая тетрадь «Я и моя семья» : 1 класс, Симферополь: АнтиквА, 2007 год.
Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Республики Крым.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к курсу «Культура добрососедства» (№ 1, 2, 3, 4 СD)
Наглядные пособия:
Наборы предметных картинок
Цветные иллюстрации
Материально-технические средства:
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, ,картинок, цветных иллюстраций.