Проектная работа .Тема ": Использование новых информационных технологий в начальной школе , как средства улучшения образовательного процесса"
Проектная работа .Тема ": Использование новых информационных технологий в начальной школе , как средства улучшения образовательного процесса"
Проектная работа была разработана на основе собранных материалов по методической работе учителей начальных классов МБОУ "СОШ №1"города Заинска.Актуальность данной работы не вызывает сомнений. В условиях введения ФГОС НОО перед учителями встаёт ряд новых сложных задач в образовательном процессе .Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры .Меняется и роль учителя в информационной культуре .Следовательно ,учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями ,чтобы общаться с ребёнком на одном языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа .Тема ": Использование новых информационных технологий в начальной школе , как средства улучшения образовательного процесса" »
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: «Использование новых информационных технологий в начальной школе , как средства улучшения образовательного процесса»
Выполнила:
Будилкина Татьяна Николаевна, рук-ль ШМО учителей начальных классов первой квалификационной категории, муниципального бюджетного образовательноего учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»города Заинcка
Руководитель проектных работ:
Абзалова Дания Гумерзяновна к. п. н., ведущий специалист лаборатории стандартов и управления качеством образования
г. Казань
2013г.
Оглавление
Введение
Глава I.Теоретический раздел
1.1Нормативно – правовая база
Федеральный уровень.
Региональный уровень
Муниципальный уровень
1.2Общий подход к организации методической службы образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО.
Глава II. Проектный раздел
Актуальность проекта
Проблема
Цель
Задачи
Сроки реализации
Ожидаемые результаты проекта
Основные направления проекта
Планирование проекта
Требование к выполнению проекта
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность.
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательное учреждение должно стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.
Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.
В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то. Значит, научно-методическое сопровождение - это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализации плана. Методическое обеспечение: -необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности; -это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров. Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы школы. Что значит правильно организованная работа методической службы школы? Методическая работа в школе это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.
Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это:
Проблема .Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Цель проектной работы – совершенствование организации процесса управления образовательным учреждением в условиях перехода к ФГОС НОО (образовательный стандарт второго поколения)
Задачи проектной работы:
1) анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы исследуемой проблемы;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности программу методического объединения школьного методического объединения;
3) освоение навыков управления образовательным учреждением в контексте требований, предъявляемых ФГОС НОО.
Практическая значимость работы
Под методической работой учителей мы понимаем вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом.
Теоретический раздел.
1.1 Нормативно-правовое обеспечения ФГОС.
Нормативно-правовые акты вышестоящих органов власти.
Федеральный уровень:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
8. Постановление правительства РФ от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Региональный уровень:
9. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 декабря 2010 г. № 974 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области».
10. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16 сентября 2011 № 786 «Об определении регионального оператора по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования на территории Воронежской области».
11. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01 февраля 2012 № 56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области».
12. Настоящие методические рекомендации
Муниципальный уровень:
13. Приказы и постановления глав администраций.
Локальные акты образовательного учреждения
Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Протокол заседания органа самоуправления общеобразовательного учреждения (Совета, Управляющего совета и др.), на котором принято решение о введении ФГОС ООО в ОУ. Рекомендуется согласование протокола с учредителем ОУ.
2. Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы основного общего образования»
3. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО».
4. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового поколения ООО»
5. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения основного общего образования».
6. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».
7. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».
8. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».
9. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
10. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ».
11. Проект модернизации образовательной системы основного общего образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения (см. приложение).
12. План-график введения ФГОС нового поколения основного общего образования ( см. приложение).
13. Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС ООО ( см. приложение).
14. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО ( см. приложение).
15. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы ( см. приложение).
16. Положение о Совете по введению ФГОС ООО ( см. приложение).
17. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).
18. Основная образовательная программа ( далее ООП) ООО (вторая ступень) образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.
19. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приложение к ООП ООО школы).
20. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего образования ОУ).
21. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).
22. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.
23. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования.
24. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
1.2.Общий подход к организации методической службы образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО.
Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:
В школе работает методический совет, руководит которым заместитель директора по УВР. В состав методического совета входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.
Для повышения эффективности методической работы постоянно осуществляется взаимосвязь с городским методическим кабинетом. Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, городские и школьные семинары, самообразование.
Методические объединения – это традиционно существующие добровольное объединение педагогов, каждое школьное методическое объединение имеет тему, над которой они работают коллективно. Коллективность методической работы является условием и одновременно показателем эффективности её организации. Весомый вклад в дело повышения педагогического мастерства учителей вносят творческие микрогруппы педагогов, объединенных одной проблемой.
В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школ.
Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.
Традиционными формами работы в школе стали:
Организационные
Дидактические
тематические методические и педагогические советы;
тематические заседания ШМС, ШМО, микрогрупп;
диагностика, педагогический мониторинг;
индивидуальная работа;
аттестация;
самообразование педагогов;
семинары - практикумы;
педагогические лектории;
открытые уроки;
взаимопосещение уроков;
круглые столы;
предметные недели;
творческие отчеты;
групповые и индивидуальные консультации;
практикумы по конструированию уроков;
Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:
реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя. Обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка в ГИА и ЕГЭ;
ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
В рамках ключевых тем научно-методического сопровождения введения ФГОС и внутришкольного повышения квалификации учителей были рассмотрены более узкие темы:
Темы для руководителей
-Деятельность администрации ОУ в условиях введения федеральных государственных стандартов образования второго поколения (научно-организационное обеспечение, включающее нормативно-правовой пакет документов)
-Деятельность руководителя образовательного учреждения по введению ФГОС ОО:
-нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС
-организационное обеспечение введения ФГОС ОО на школьном уровне информационно-методическое обеспечение введения ФГОС
-создание организационно-педагогических условий для подготовки кадров к введению ФГОС
-управление введением ФГОС на школьном уровне
-обеспечение научно – методического сопровождения введения ФГОС
-Создание системы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника школы
-Деятельность ОУ по созданию системы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника школы при введении ФГОС ОО и по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания
-Разработка оптимальных моделей внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС.
-Общая характеристика учебно-методических комплектов с учётом требований ФГОС НОО
Темы для учителей начальной школы
Соответствие целей, принципов и содержания развивающего обучения требованиям ФГОС НОО. Системно-деятельностный подход.
Реализация воспитательной и развивающей функции в учебно-воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС НОО.
Новые подходы к отбору базовых педагогических технологий начального общего образования (уровневая дифференциация, обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии) в процессе реализации требований ФГОС НОО.
Разработка и презентация технологических карт уроков на основе системно-деятельностного подхода, соответствующих требованиям ФГОС НОО.
Требования ФГОС НОО к профессиональной компетентности учителя начальных классов.
Непрерывное образование учителя в условиях внедрения ФГОС НОО.
Урок в начальной школе: современные подходы к его проведению и анализу. Методические основания проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.
Учитель – ключевая фигура современной школы от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: Креативный
Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся
Открытый новшествам
Мотивированный на работу с учащимися
Способный к личностному и профессиональному развитию
Профессиональный рост педагога это -цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников . Это , с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное настроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств (генетически заданных педагогических задатков, природной телесности, темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей) и внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.
Создание условий, обеспечивающих профессиональный рост учителя включает в себя:
1. Планирование работы с кадрами
Анализ изучения затруднений учителей (используемых технологий и форм работы)
Постановка целей (определение содержания того, чем учителя должны овладеть)
Персональное определение учителями форм работы, с помощью которых они будут осваивать содержание того, чем не владеют.
Подготовка графической матрицы (модели) плана - что? как? когда? кто? где? сколько средств?
Организация самопроектирования учителями своей методической работы
2. Руководство работой с педкадрами.
Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте
Мотивы: мотив самоутверждения, достижения социального успеха, мотив стабильности, защищенности, мотив достижения независимости от кого бы то ни было, мотив реализации себя, мотив саморазвития и т.п.
Стимулирование: материальное и моральное
3. Контроль в работе с педагогическими кадрами:
Является системообразующим фактором (только контроль обеспечивает обратную связь, которая, в свою очередь, обеспечивает обоснованность планирования методической работы и всех других управленческих действий)
Выявляет необходимость принятия срочных мер, когда реальное положение дел с профессиональным развитием учителя не соответствует требованиям ФГОС
Формирует информационную базу для компетентной оценки персовала побуждения учителей к продуктивной работе
Позволяет выявить наиболее ценный опыт
Основой контроля должны быть – результаты обучения, воспитания, развития учащихся, сохранность их здоровья
Конечно же оценить работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанных критериях оценивания методической работы.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо.
Критерий – это то, позволяет соотнести, увидеть соответствие (или его отсутствие) между целью, задачами и результатом.
Для оценивания методической работы в нашей школе были обозначены следующие критерии:
- Критерий количества: количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.
Критерий отношения – субъективная оценка педагогами методической работы в школе.
Критерий качества:
-принятие идеологии ФГОС
-обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
-освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
-Критерий результативности определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации
-Критерий рациональности расходования времени предполагает индивидуальный подход к учителям, дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации этого времени
-Критерий стимулирующей роли методической работы определяется степенью интереса к проводимым мероприятиям
Методы оценки качества методической работы
Неформализованные интервью
Дискуссии
Биографические методы исследования (например, биографическое мини-исследование – изобразить на плоскости рост своего профессионального мастерства, отмечая периоды интенсивного или внезапного роста, периоды застоя, спада и те ключевые моменты жизни, которые влияли на рост мастерства)
Контент-аналитические исследования (численные оценки встречаемости в текстах того или иного понятия, упоминания, речевого оборота, словосочетания и т.п.). Например, «Чем, на Ваш взгляд, главным образом, должны отличаться формы обучения учащихся в условиях внедрения ФГОС?»
Опросы (анкетирование)
Администрацией школы, методическим советом (советом введения ФГОС) и педагогами школы проведена большая работа по методическому сопровождению ФГОС второго поколения в образовательном учреждении.
Проектный раздел.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Актуальность проекта.
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки, если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом её культуры. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Проблема . Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Методическая тема: « Использование новых информационных технологий в начальной школе ,как средство улучшения образовательного процесса».
Объект: учебный процесс в начальной школе школе.
Предмет: роль ИКТ-технологий в повышении эффективности учебного процесса.
Цель МО: Внедрить в практику работы всех учителей ШМО активные технологии, направленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов и на улучшение образовательного процесса.
Отсюда следуют задачи использования:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Гипотеза исследования отражена в следующем предположении: если в процессе обучения в начальной школе использовать ИКТ-технологии, то это способствует: повышению эффективности обучения, а именно: улучшение усвоения учебного материала; уменьшению времени решения стандартных задач;сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Сроки реализации: 1.09.2013 – 30.05.2015
Ожидаемые результаты проекта
Применение новых ИКТ создаст условия для улучшения образовательного процесса . Повысится познавательный интерес, качество успеваемости учащихся.
Основные направления использования ИКТ
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
1.Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе ЦОР, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
2.Введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
3.Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
4. Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Темы самообразования учителей.
Ф.И.О учителя
Тема по самообразованию
Форма отчета( док-
лад, сообщение,
разработка систем
и т. д.)
Где и когда заслушивается.
1.Будилкина Т.Н.
ИКТ на уроках чтения и обучения грамоте ,как средство заинтересованности учащихся в учебном процессе
Открытый урок.
Методический док лад.
Заседание
ШМО
март
2.Слободина Е.А.
Внедрение новых технологий в учебном процессе.
Открытый урок.
Методический доклад.
Заседание
ШМО,
декабрь.
3.Лопатина М.С.
Использование ИКТ в условиях ФГОС.
Открытый урок.
Заседание
ШМО
декабрь
4.Ефремова Л.А.
Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование ИКТ.
Открытый урок.
Методический доклад.
Заседание
ШМО
октябрь
5.Уразайкина Е.П.
Тестирование ,как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов.
Открытый урок.
Заседание
ШМО,
апрель
6.Минниханова Е.А.
Использование ИКТ –технологий в начальных классах –как одно из условий повышения качества образования .
Методический доклад.
Заседание ШМО
февраль
Эти задачи решали учителя начальных классов в составе 7 педагогов.
Из них высшее образование имеют 7 человек. Имеют высшую квалификационную категорию - 1 человек ,I квалификационную категорию -6 учителей, Миннеханова Е.А. прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В 2013-2014 учебном году в начальной школе работает 7 классов по следующим программам:
Класс
Ф.И.О. учителя
Учебно-методический комплект
2 «А»
Будилкина Т.Н.
« Переспектива»
2 « Б»
Ефремова Л.А
« Переспектива»
3 «А»
Лопатина М.С
« Переспектива»
3 «Б»
Миннеханова Е.А.
« Переспектива»
4
Слободина Е.А.
« Школа 2100»
1 «А»
Харчейкина В.В.
« Перспектива»
1 «Б»
Салахова Р.С.
« Перспектива»
В течение учебного года методическим объединением были проведены заседания ШМО , на которых рассматривались вопросы согласно плану работы ШМО на 2013 -2014 год со следующей повесткой дня:
Тематика заседаний ШМО
Дата проведе
ния
Тема заседания
Форма работы
Август
Задачи на новый учебный год.
1.Анализ работы за 2013-2014учебный год.
2. Утверждение плана работы м/о учителей начальных классов на новый учебный год.
2. Утверждение тем самообразования.
3. Требования по составлению программы.
Ноябрь
Формирование УУД учащихся
Доклады:
1.Выступление учителей 1-3-х классов по освоению нового ФГОС: Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
4. Формирование УУД учащихся
5.Роль ГПД в развитии личности младшего школьника
Январь
Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.
.1.«Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»
2.«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».
3. Подведение итогов школьных олимпиад среди 2 – 4 классов.
4. Анализ открытых уроков
5.Итоги второй четверти.
Март
Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах.
1.Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся
2. Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах.
3.Анализ открытых уроков.
4.Итоги третьей четверти.
5. Анализ проверки тетрадей и дневников
Апрель
. Система оценивания учебных достижений и УУД учащихся
1. Система оценивания учебных достижений и УУД учащихся.
2. Самооценка младших школьников.
3. Отчёт по темам самообразованию (доклады, разработки уроков, адаптированные программы и т.д.)
2.Итоги 3 четверти.
3.Анализ уроков .
Май
Подведение итогов работы методического объединения за год.
1. Анализ работы МО за учебный год.
2. Задачи на новый учебный год.
3. Итоги успеваемости учащихся 4-х классов.
4.Анализ открытых уроков.
5. Федеральный перечень учебников на новый учебный год.
Результаты практической работы по использованию ИКТ- технологий для повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе
ИКТ-технологии могут быть использованы:
• Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)
• Как сопровождение объяснения учителя
(В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)
• Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
• Как интерактивная лаборатория
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.
• Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
• Для снятия напряжения, релаксации
Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.
• Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.
• Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
• Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
• Для сопровождения интерактивных игр
• Для индивидуального и дистанционного обучения
Учебные электронные ресурсы мы применяем в качестве:
1. Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты,
музыкальные произведения);
2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)
3. Источники учебного материала (электронный учебник, разработка задания).
для самостоятельной работы учащегося).
Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.
В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Заключение.
Вывод: при активном использовании ИКТ , в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования , легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Список литературы.
1.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
3. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2000.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Практикум: в 2 частях. – М.: МГОУ, 2006.
5. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.
6.Василевская Е. В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы - М.: АПКиПРО, 2008. - 180 с.
7.Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : метод.пособие. – М. :АПКиППРО, 2007. – 65 с.
8.Горностаев А.О. Роль методической службы в муниципальной системе образования // Методист, 2007, №5, с. 17
9.Загвоздина С.А. Муниципальная методическая служба на пути к развитию // Методист, 2008, №6, с. 17
10.Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова , М.З. Биболетова и др.) ; под.ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М., 2010.
11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации – М., 2010.
Интернет - ресурсы
1. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
2. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
3. «ИТО-РОИ-2007» — Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». mhtml:fiie//F:\Публикации
4. И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации
5. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/
6. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
Официальные сайты:
- Министерство образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/;
- Федеральное агентство по образованию - http://ed.gov.ru/;