Проект «Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать этому явлению, исходя из своего понимания роли чтения в общественном развитии.
Можно наблюдать становление нового культурного типа личности читателя-школьника. Он знает и умеет зачастую то, что непонятно и недоступно его учителям и родителям, ценности его существенно отличаются от ценностей старших. Он постоянно испытывает на себе такой шквал социального и педагогического воздействия, что самозащита оказывается единственным способом выживания. Он вынужден быть прагматичен, чтобы быть современным. Но эту прагматичность можно использовать во благо.
Чем же характеризуются дети - «слабые читатели» сейчас? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Смещение культурных ценностей ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это становится одной из наиболее актуальных проблем гуманитарного образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников. В качестве основных причин затруднений при чтении современных учащихся выделяют недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, трудности психофизиологического характера, неразвитое воображение. Российский опыт приобщения к чтению имеет богатые традиции и реализуется в различных формах, включая инициативы государственного, профессионального и общественного характера.
Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников. Одним из таких путей стал проект «Успешное чтение», который реализуется в МАОУ «СП № 1» с 2015 года. Именно он может стать мотивационным инструментом образовательного процесса.
Цель проекта - приобщение детей к чтению за счет формирования нового имиджа чтения:
как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
как основы успешности процесса обучения в школе;
как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
как способа получения удовольствия в духовной сфере.
С точки зрения авторов проекта, новому читателю импонируют требования и возможности открытого чтения.
Методика проекта«Хорошее время читать»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон-бук для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов - больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. ПООЩРЕНИЕ детского чтения на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.
Возможно, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее -ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги. А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.
Задачи проекта «Хорошее время читать»:
формирование литературного вкуса за счет художественного уровня предлагаемых произведений;
освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст до 4 класса включительно. Целесообразно использование методики в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в класс. Проект является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
Описание реализации методики:
1 .Детям предлагается «Портфель читателя»: список из 10 книг и перечень различных заданий на выбор.
2. Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
З. По завершении определенного этапа проводится выставка «портфелей» и награждение лучших читателей, «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера). Примечание: лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
Читают книги.
В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу).
отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук», оформляют «портфели»;
участвуют в выставке «портфелей»;
участвуют в лотерее.
Кроме означенных программ, в проекте есть ресурсы для преподавателей практически всех школьных дисциплин, которые можно так или иначе связать с приобщением детей к чтению. Безусловно, основная ответственность ложиться на преподавателей литературы, но и другие учителя могут принять участие в реализации проекта. В конечном итоге, все мы ответственны за наших детей.
READ & ART - программа для учителей музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и, конечно, преподавателей начальных классов;
ШКОЛА РЕКЛАМЫ КНИГИ - для преподавателей информатики;
9 ТЕКСТОВ для самообразования - для преподавателей истории и обществознания;