«программа развития образовательного учреждения на уроках и во внеурочное время»
«программа развития образовательного учреждения на уроках и во внеурочное время»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
В настоящее время перед всей образовательной системой стоит, прежде всего, задача сохранения и повышения качества усвоения всё увеличивающегося объёма учебной информации за один и тот же период обучения. Одним из важных моментов в организации и методических решениях образовательной практики стало создание условий для реального сокращения временных затрат на изучение учебного материала.
Отсутствие стрессогенных факторов на уроках, положительный эмоциональный настрой детей и энергоёмкий способ работы с учебными мыслеобразами способствовали снижению их школьной тревожности, росту уверенности в своих силах, мотивации к обучению и, соответственно, качества предметных знаний.
К сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учёбе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.
Данные современной педагогической психологии позволяют утверждать, что успешно и без вреда для физического здоровья обучаться в школе способен каждый психически здоровый ребенок. Для этого необходима только учебная технология, которая бы обеспечивала развитие целостного мышления.
Именно поэтому проблема, над которой работает наша школа на протяжении нескольких лет – это «Формирование целостного мышления в условиях модернизации образования»
Главным отличием технологии развития целостного мышления является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал. Основной характеристикой является соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия.
Под целостным мышлением мы понимаем совокупность методов логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. совокупную работу двух полушарий мозга.
Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве.
Одна из стратегических задач технологии развития целостного мышления - тренировка и развитие природного метода мышления образами, т.е. воспитание природосообразного (естественного) мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««программа развития образовательного учреждения на уроках и во внеурочное время»»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Подготовила:
учитель начальных классов
I категории
Бибик Ю.А.
Донецк, 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
В настоящее время перед всей образовательной системой стоит, прежде всего, задача сохранения и повышения качества усвоения всё увеличивающегося объёма учебной информации за один и тот же период обучения. Одним из важных моментов в организации и методических решениях образовательной практики стало создание условий для реального сокращения временных затрат на изучение учебного материала.
Отсутствие стрессогенных факторов на уроках, положительный эмоциональный настрой детей и энергоёмкий способ работы с учебными мыслеобразами способствовали снижению их школьной тревожности, росту уверенности в своих силах, мотивации к обучению и, соответственно, качества предметных знаний.
К сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учёбе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.
Данные современной педагогической психологии позволяют утверждать, что успешно и без вреда для физического здоровья обучаться в школе способен каждый психически здоровый ребенок. Для этого необходима только учебная технология, которая бы обеспечивала развитие целостного мышления.
Именно поэтому проблема, над которой работает наша школа на протяжении нескольких лет – это «Формирование целостного мышления в условиях модернизации образования»
Главным отличием технологии развития целостного мышления является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал. Основной характеристикой является соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия.
Под целостным мышлением мы понимаем совокупность методов логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, т. е. совокупную работу двух полушарий мозга.
Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве.
Одна из стратегических задач технологии развития целостного мышления - тренировка и развитие природного метода мышления образами, т.е. воспитание природосообразного (естественного) мышления.
Использование знакомых каждому человеку природных образов позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с природными образами через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе. Такие инструменты (образная модель) облегчают мышление и психическую деятельность через мыслеобраз.
Очень важно использовать технологию развития целостного мышления, особенно в начальной школе, ведь именно там доминирует наглядно-действенное и образное мышление, а ассоциативное находится только на стадии формирования. Всем известно, что успешность познавательного развития учащихся в начальной школе в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, т. е. от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок. Традиционно считается, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей; цвет, форма, величина, масса и т. д. В процессе обучения я использую рисунки-ассоциации, т.е. многие термины ассоциирую с какими-то образами. На таких уроках ученики, как правило, определения запоминают лучше через образы.
Технология развития целостного мышления представляет собой набор последовательных действий учителя и ученика, цель которых – сформировать, укрепить учебный мыслеобраз и развить у ученика навыки работы с ним. Она основана на принципах многоканального преподавания.
Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Эта технология ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при её использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.
При этом в технологии развития целостного мышления ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создаёт в своём воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и накладывая на неё полученную от педагога учебную информацию в определённой алгоритмической последовательности.
Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон.
Данная технология объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное систематическое применение ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создает системное ассоциативное, то есть природосообразное мышление.
Самая важная задача природосообразной технологии развития целостного мышления– мотивировать целостное мышление у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач.
Технология развития целостного мышления относится к поисково-технологической модели инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной образной сферы учеников является её отличительной особенностью, что делает процесс преподавания результативным.
Целью преподавательской деятельности является научение учащихся методике мышления мыслеобразами и создание цельной личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной дисциплине.
На уроке с использованием предложенной технологии присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой:
I. Приобретение знаний.
II. Формирование умения использования знания.
III. Закрепление навыка использования знаний.
I этап приобретения знаний проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала (цветка, птицы, дерева и др.) со структурированной информацией.
МЫСЛЕОБРАЗ – целостный голографический образ, воспринятый всеми органами чувств, состоящий из формы, информации и энергии.
II этап формирование умения использовать знания происходит в состоянии активности (азарта). Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
III этап урока отводится на закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров.
Домашнее задание является продолжением III-го этапа.
Учащиеcя любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему или «одухотворить» образ.
Свой урок я начинаю с создания благоприятных условий для работы: настроение учителя, его слова, которыми он начинает урок, положительно влияют на учеников. Настроение детей, улыбки, контакт глазами создают необходимый микроклимат для работы в парах, группах, в классе как целостной системе. Очень действенными на этом этапе являются объединяющие упражнения, например, «Круг объединения». Эти упражнения объединяют детей для дальнейшей работы на уроке, настраивают на тему урока, актуализируют необходимые для урока знания.
На протяжении урока я провожу активные физкультминутки, а также разминки для пальцев, зарядку для глаз и для позвоночника. Вместе с оптимальным функциональным состоянием они позволяют снять физическое и психическое напряжение, способствуют укреплению здоровья.
Упражнения на закрепление нового материала: во время их выполнения используются анализ и синтез. Работа на протяжении урока планируется от коллективных, групповых, парных видов работы к самостоятельной работе обучающихся.
Этап закрепления знаний предусматривает сотрудничество, творческую работу детей. Моей задачей является организовать деятельность детей так, чтобы они раскрылись друг перед другом, нашли единомышленников, обменялись полученной информацией.
Предлагаю фрагмент биоадекватного урока с применением технологии развития целостного мышления на уроке окружающего мира в 1 классе.
Тема урока:
Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека
Информация– это сведения, знания, сообщения, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
Большая часть информации поступает к нам через органы зрения и слуха: цвет и форму объекта, его размеры и расположение в пространстве, примерное расстояние до объекта; шумы и звуки из внешнего мира, громкость и высоту звука, интонации.
Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. По вкусу можно легко определить количество соли или сахара в блюде, через контакт с кожным покровом можно определить температуру объекта, почувствовать аромат цветка.
На уроке можно использовать упражнение «Путешествие Капитошки»
С помощью данного упражнения дети смогут рассмотреть различные способы восприятия информации (зрительная, слуховая, вкусовая, зрительная, обонятельная, осязательная), которые направлены на развитие сенсорно-моторных функций.
Детям предлагается на примере Капитошки рассмотреть объекты, с помощью которых он воспринимает информацию. Далее учитель показывает наглядно данные предметы, и дает детям возможность их рассмотреть, используя органы чувств (потрогать фотоаппарат и рассмотреть фотографии, которые в нем хранятся, попробовать прохладную воду, понюхать цветок, прослушать звуки природы, которые сопровождаются пением птиц).
После данного упражнения дети не только запомнят определение, что такое вода но и ещё поймут начение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
В данном упражнении прослеживается также связь с природой, музыкой, русским языком. Предмет: Окружающий мир
Ход упражнения
Активизация мыслительной деятельности
Звучит аудиозапись звуков природы.
Ребята, сейчас вы слышите звуки, что они вам напоминают?
Чьи голоса вы слышите?
А вы любите путешествовать?
А куда хотели бы отправиться?
РЕЛАКСАЦИЯ.
Примите удобное положение, расслабьте своё тело, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Ощутите во всём теле спокойствие, тепло и лёгкость.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Представьте себе, что мы находимся в лесу. Это абсолютно новое для нас место и мы боимся заблудиться. Что же делать? Вдруг среди деревьев на берегу ручья мы замечаем Капитошку, которого просим познакомить нас со своим домом – провести для нас экскурсию, чтобы получить некоторые интересные сведения об окружающем мире.
Мы любуемся бирюзовой водой, возле которой сидит Капитошка. Мы попросили его дать испить воды из этого удивительного источника, и он любезно согласилась.Представьте, что вы пьете воду, какова она на вкус, попробуйте. (вкусовая)
Мы продолжаем свое путешествие и подходим к ручью, в котором течет прохладная водичка. Зачерпните ладошками воды и умойте свое лицо. Ощутите руками ласковую прохладу воды (осязательная).
Мы слышим (слуховая), как вокруг нас щебечут птицы, вода переливается и журчит. Где-то вдалеке слышен шум водопада. Чтобы надолго сохранить впечатления от экскурсии, мы записываем шум воды на плеер (телефон с помощью диктофона).
Оглянувшись вокруг, мы увидели (зрительная) всю красоту окружающего нас лесного ручья, которую запечатлили при помощи фотоаппарата.
Теперь побывать на нашей экскурсии сможет каждый. В благодарность за предоставленную нам информацию и полученные знания мы дарим нашему маленькому гиду прекрасную благоухающую розу. Ощутите ее аромат (обонятельная).
Мы прощаемся с Капитошкой и возвращаемся в свой класс.
Давайте мысленно поблагодарим образы, с которыми работали.
Сделайте вдох, выдох. Еще раз вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.
Переработка (осмысление) информации
Понравилось ли вам наше путешествие?
А теперь я прошу вас рассказать, каким вы увидели лесной ручей?
Какие сведения вы получили?
Каким образом вы получали информацию, как вы её воспринимали? (с помощью зрения, вкуса, слуха, обоняния (нюха), осязания (с помощью рук))
Какие органы чувств задействовали? (глаза, уши, нос, рот, руки)
Что вам понравилось?
Какое было настроение?
Закрепление изученного
Так давайте же нарисуем образ Капитошки и с помощью него запишем способы восприятия информации.
Таким образом, дети на данных уроках воспринимают новую информацию ненасильственно, без напряжения, она приобретает собственные индивидуальные формы, потому запоминается быстрее, качественнее и откладывается в долговременную память.
Как я уже говорила, на уроке, проведённом в технологии развития целостного мышления, ученик не получает образ в готовом виде, а сам создаёт его в своём воображении, отображая затем увиденный мыслеобраз на бумаге и располагая на нём учебную информацию в алгоритмической последовательности, т.о. для ребёнка на таком уроке главным становится индивидуальное переживание знания.
Слабому ученику эта методика помогает в более доступной форме по-нять материал. Ребёнок без страха (у меня не получится, я не понимаю) рису-ет тот образ, который увидел. У него снимается любой негатив, подклю-чаются различные центры удовольствия.
Рисуя, дети развивают мелкую моторику пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка. Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется говорить. Поэтому зарисовывание увиденного образа также стимулирует развитие речи.
Обогащается активный словарь, расширяется словарный запас. У учащихся формируется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа.
На таких уроках осуществляется связь обучения с жизнью. У учеников повышается уровень интеллектуального развития.
Заключение.
В заключение хочу сказать, что природосообразная технология преподавания учебных дисциплинпозволяет ученику «пережить» новую учебную информацию в режиме ощущений, чувствования и удовольствия, что создаёт атмосферу мыслительно-интеллектуального поиска и эффект собственного открытия новой темы, творческой радости и личного счастья. При минимальных затратах времени усваиваются максимальные объёмы учебной информации, при этом сберегается и развивается здоровье, и формируется созидательное мировоззрение.
Результатами работы по данной технологии являются:
более лёгкое усвоение учащимися знаний (усвоение понятий, правил, выводов), следовательно, сокращение времени на усвоение учебной информации;
возрастание мотивации учащихся к учёбе, усиление их познавательных потребностей;
улучшение успеваемости учащихся всех категорий;
развитие у учащихся способностей к самопознанию, самооценке; изменения в личностных структурах (снижение уровня тревожности и агрессивности).
раскрытие творческих способностей личности учащихся;
формирование целостного мышления учащихся и на этой базе высокой духовности, нравственности, гармоничной личности, т. е. способной жить, мыслить, трудиться в гармонии с природой, собой, обществом, быть устойчивой в разнообразных жизненных ситуациях без нанесения вреда человечеству и природе;