kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профилактике по борьбе с наркоманией и ассоциальным поведением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»»


Программа

МКОУ «Кировская ООШ»

по профилактике наркотического

и асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»









Автор: Рыжкова С.И. – старшая вожатая

МКОУ «Кировская ООШ»







2018-2019 уч. год


1.Информационная карта программы

Программа МКОУ «Кировская ООШ» по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»

Автор: Рыжкова С.И. – старшая вожатая МКОУ «Кировская ООШ»

Адресная направленность: Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 10 до 16 лет.

Цель программы:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей.

2. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи программы:

1.​ Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

2.​ Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

3.​ Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений и коррекции недостатков семейного воспитания, формирование семейных ценностей.

4.​ Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

5.​ Осуществление медико-физиологического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.

6.​ Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

7.​ Обеспечение мотивации:

 учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

 родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительской работы.


8.​ Учить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности.

9.​  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

10.​  Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.

11.​  Оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Сроки реализации:2018-2019 учебный год

Краткое описание мероприятий

1.​ Выявление детей асоциального поведения.

2.​ Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

3.​ Ведение картотеки этих детей.

4.​ Встречи с работниками ОДН.

5.​ Правовое просвещение подростков.

6.​ Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

7.Работа ​ Совета по профилактике правонарушений

детей.

8.​ Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.

Ресурсное обеспечение:

psyche.3dn.ru

shkole.narod.ru


Выписка из плана работы образовательной организации

1.Тематическая беседа « Как увлечь окружающих здоровым образом жизни».

2.Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни».

3.Конкурс наглядной агитации « Мир без вредных привычек».

4.Работа с семьёй(лектории,праздники).

5.Классные часы по данной тематике.

6.Спортивные мероприятия,направленные на формирование ЗОЖ.


2.Содержание программы

Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребёнка 1989г.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.

«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

Устав МКОУ «Кировская ООШ»

Психолого-педагогический анализ

Современная школа оказывает систематическое и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентиры. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений..

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ.

Теоретическое обоснование программы:

Под профилактикой подразумевают научнообоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа основана на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни и профилактики правонарушений и асоциальных форм поведения, выявление неблагополучных семей и детей «группы риска»

психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации;

образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ, правонарушений и асоциальных форм поведения.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект — объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:

социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп детей и подростков, употребляющих психостимулирующие средства и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;

воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») формы поведения детей группы риска;

воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.

Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;

для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Технологии работы :

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других формах работы.

Реализация вышеизложенных целей, задач и принципов предполагает достижение следующих результатов:

- создание системы профилактической работы в школе;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;

- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

- создание здоровой и безопасной среды в школе.

Школа имеет кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы

Формы работы : просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа ( семейная консультация -оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая ( приглашение специалистов :врача-нарколога, психолога, инспектора ОДН и др. для бесед с родителями и детьми).

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);

Способы реализации программы:

Мозговой штурм.  Используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, можно зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Обоснование эффективности программы

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2005 по 2007 год к 15-летнему возрасту 45-65 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.

В последние годы различными государственными органами осуществлен комплекс мер, направленных на противодействие потреблению наркотических средств и их незаконному обороту. В 1998 году принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных препаратах", который установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных препаратов, противодействия их незаконному обороту. Стратегия противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту воплощалась в жизнь федеральными органами исполнительной власти с помощью совместно разработанных и утвержденных Правительством РФ федеральных целевых программ на 1995-1997 и 1999-2001 годы. С января 2002 года активно реализуется принятая Правительством РФ федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы".

Тем не менее, следует признать: в стране отсутствует единая программа противодействия наркомании и пьянству ,объединяющая усилия государства и гражданского общества. Часть ученых, общественных и политических деятелей склона видеть решение проблемы только в карательных мерах: ужесточение наказания за распространение наркотиков, введение уголовной ответственности за потребление наркотиков, принудительное лечение и т.д. Многие педагоги и медики выступают за объявление "информационной блокады" на тему наркомании, ибо плохо подготовленные профилактические мероприятия (беседы о вреде наркотиков, стенгазеты и т.д.) вызывают обратную реакцию и стимулируют у подростков желание попробовать наркотики. Ряд общественных деятелей полагает пойти по пути либерализации законодательства и легализовать употребление так называемых "легких наркотиков растительного происхождения". Тем не менее, все едины в том, что наркомания - сложная социально-экономическая проблема и справиться с этой страшной социальной болезнью невозможно только правовыми и медицинскими мерами, необходимы совместные, целенаправленные усилия власти и гражданского общества.

Для успешного выполнения задач,  лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать  основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

  Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых  приводит к асоциальному поведению. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение  системы адаптации подростков и молодежи в обществе. Детей данной категории успешно используют в своих целях криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Поэтому, именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками  на протяжении 9-11 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи),  должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые  меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и делинквентным поведением.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».

6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.

7. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

10.Уменьшение  числа безнадзорных подростков;

11.Реабилитация подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

12. Повышение правовой грамотности подростков и их родителей.

Полученные результаты и способы их оценки:

1.​ Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.

2.​ Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

3.​ Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

4.​ Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

Программа находится в стадии реализации. Был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября, проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлен тип семейного воспитания,отношение родителей к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская работа как с родителями, так и с детьми параллельно. Эта работа проводится и в школе, и при посещении на дому. Проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.

Организация управления и контроль:

Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Координаторами программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, библиотекарь.

Ресурсное обеспечение:

Gigabaza.rudok/420.html

Perspctiva-school.ruswtest.ru

Использованная литература

1.​ Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2010

2.​ Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2011

3.​ Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014

4.​ Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2013

7.​ Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2010

9.​ Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2015

10.​ Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,2011


План реализации программы

Этапы реализации программы:

I Подготовительный этап.

1.​ Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

2.​ Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

1.​ Реализация мероприятий программы.

2.​ Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий:

-​ Участие в спортивных мероприятиях

- Декада здоровья (комплекс мероприятий).

- «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

-​ Психопросвещение, круглые столы с приглашением специалистов.

-​ Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

1.​ Социальный прогноз.

2.​ Анализ реализации программы.

3.​ Оформление отчётов.

4.​ Оценка результатов.









ПЛАН

мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения





№п/п

Наименование мероприятия

Время проведения

Ответственный

1.

Тематическая беседа: «Как увлечь окружающих здоровым образом жизни»


сентябрь

Инспектор по делам несовершеннолетних

2.

Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни»




ноябрь

Классные руководители,

Ст. вожатая.

3.

Конкурс наглядной агитации(газет, буклетов, плакатов) «Мир без вредных привычек»


декабрь

Ст.вожатая, учитель ИЗО

4.

Родительские лектории «Учим ли мы наших детей любить»

«Нравственные законы жизни»

Семейные праздники : «Наши семейные традиции»

«Наша родословная»

В течение года

Завуч по воспитат. работе

родители

4.

Классные часы:

  1. «Здоровье-это жизнь»

  2. «Личность и алкоголь»

  3. «День против курения»

В течение года

Классные руководители 4-9 классов

5.

Спортивные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ

В течение года

Учитель физической культуры










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыжкова Светлана Ивановна

Дата: 17.05.2022

Номер свидетельства: 607188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства