kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных, развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"»




Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов


Протокол


Руководитель МО_______

Согласовано


Заместитель директора


_______________

Утверждено

Директор

_______________



Рабочая программа

Наименование курса внеурочной деятельности: «Мир вокруг нас»

Класс: 1 - 4

Разработал:












2018

Пояснительная записка


Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы. Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.


Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников. Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

 

Цель курса – создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи курса:

  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

  • ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;

  • приобретение базовых умений работы с ИКТ- средствами;

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

  • развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

  • развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;

  • воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

  • воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине


Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной цен­ности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

  • развитие умений, связанных с изучением окру­жающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
    ближайшего природного окружения.


Основные принципы содержания курса:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческой направленности;

  • принцип практической направленности.


Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.


Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.


Формы и виды контроля

Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса


Личностными результатами освоения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру при­роды различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания не­обходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).


  • Метапредметными результатами освоения курса являются:

Регулятивные УУД: овладение элементами самостоятельной организации учебной дея­тельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать лич­ную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

Познавательные УУД: освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование про­стых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, ри­сунков и т. д.;

Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межлич­ностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус­сии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 68 занятий: 1-4 класс – 17 ч.


Содержание курса

1 класс

Введение 1ч.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

  1. Тайны за горизонтом 4 ч.

Географические открытия в древности. Небосвод. Пере­мещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

  1. Загадка смены времен года 6 ч.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

  1. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

  1. Загадки круговорота воды в природе 1 ч.

Загадки о состояниях воды.

Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.


2 класс

1. Секреты неживой природы – 2 ч.

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака?

2. Оранжерея на окне – 3 ч.

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

3. Человек – часть живой природы - 4 ч.

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

4. Охрана природы – 1 ч.

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

5. Досуговые мероприятия – 7 ч.

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.


3 класс

  1. Изучение природы 3 ч.

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.

  1. Условия, в которых мы живем 6 ч.

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

  1. Кто и как живет рядом с нами 5 ч.

Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообра­зие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь пти­цам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Корм­ление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в исто­рии людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Урала. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Охранять природу - значит охранять здо­ровье. Обобщение знаний.

  1. Человек и природа 3 ч.

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарст­венные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в исто­рии людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Урала. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Охранять природу - значит охранять здо­ровье. Обобщение знаний.

  1. Обобщение пройденного

Обобщение знаний.


4 класс

  1. Выясняем, что такое экология 1 ч.

Организм и окружающая среда.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

  1. Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения 1 ч.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных призна­ков схожих видов. Объяснение происхождения названий некото­рых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

  1. Знакомимся с живыми существами, которым угро­жает исчезновение. 1 ч.

Представители редких организмов (грибов, растений, жи­вотных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земля­ничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведе­ния и т.д. Причины сокращения численности этих живых су­ществ, необходимые меры для их охраны.

  1. Изучаем способы охраны природы 1 ч.

Охраняемые природные территории: заповедники, заказ­ники, микрозаказники, национальные парки. Памятники приро­ды. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и раз­множения редких видов растений и животных. Питомники ред­ких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и уча­щихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого 2 ч.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособле­ние животных к сезонным изменениям температуры. Светолюби­вые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и живот­ных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчи­вые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

  1. Открываем жизнь в почве 1 ч.

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, живот­ные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типич­ные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой при­роды 2 ч.

Многообразие растений: знакомство с интересными пред­ставителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные: речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

8. Изучаем экологические связи в живой природе 2 ч.

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на при­мере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

9. Знакомимся с охраняемыми растениями и живот­ными 2 ч.

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных расте­ний.

Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокра­щения численности этих животных, и меры их охраны.

История спасения бобра, соболя, стерха - примеры актив­ных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоо­паркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбо­ру учителя и учащихся).

  1. Мастерим домики для птиц 1ч.

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

11. Учимся передавать свои знания другим ребятам 1 ч.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших то­варищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренни­ков, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в при­роду с учащимися других классов или дошкольниками.

12.Выявляем связь между состоянием природы и здо­ровьем человека 1 ч.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че­ловека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используе­мой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).

13. Подводим итоги работы за год 1ч.

Обобщение основных теоретических знаний.


Предполагаемые результаты освоения курса


Показателями детей первого года обучения следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

В течение второго года обучения дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Также дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты страны.

Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, биолога, географа.


Учебно-тематический план курса

Первый год обучения

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Введение

1


1

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

1


1

Раздел I. Тайны за горизонтом.

2

2

4

2

Географические открытия в древности. Небосвод.


1

1

3

Пере­мещение солнца на небосводе.

1


1

4

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

1


1

5

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.


1

1

Раздел II. Загадка смены времен года

2

4

6

6

Вращение Земли вокруг своей оси.


1

1

7

Движение солнца над горизонтом.


1

1

8

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.


1

1

9

Загадки. Год и времена года.


1

1

10

Названия месяцев на Руси.

1


1

11

История происхождения названий дней недели.

1


1

Раздел III. Тайны круговорота веществ в природе

2

2

4

12

Круговорот веществ в природе.

1


1

13

Живая и неживая природа.


1

1

14

Цепи питания.

1


1

15

Обитатели почвы.


1

1

Раздел IV. Загадки круговорота воды в природе

1


1

16

Загадки о состояниях воды.

1


1

Заключение


1

1

17

Защитим природу. Что мы узнали и чему научились за год.


1

1

ВСЕГО:

8

9

17

Второй год обучения

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Раздел I. Секреты неживой природы

1

1

2

1

Природа – наш общий дом

Веселое путешествие в природу времена года.

1


1

2

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.


1

1

Раздел II. Оранжерея на окне

1

2

3

3

Экскурсия в школьный кабинет естествознания


1

1

4

Любители света и тени, влаги и тепла.

1


1

5

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения


1

1

Раздел III. Человек – часть живой природы

1

3

4

6

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1


1

7

Выращивание лука в домашних условиях.

Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»


1

1

8

Человек! Будь природе другом!

Вредные привычки.


1

1

9

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»


1

1

Раздел IV. Охрана природы.


1

1

10

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения


1

1

Раздел V. Досуговые мероприятия


7

7

11

День Журавля


1

1

12

Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»


1

1

13

Посвящение в экологи


1

1

14

«Зимняя прогулка»


1

1

15

Экологический проект «Мой цветник»


1

1

16

«Будь здоров!»


1

1

17

Праздник друзей природы


1

1

ВСЕГО:

3

14

17


Третий год обучения

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Раздел I. Изучение природы

2

1

3

1

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.

1


1

2

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

1


1

3

Наблюдения в при­роде, описание живых объектов.


1

1

Раздел II. Условия, в которых мы живем

2

4

6

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.


1

1

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.


1

1

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1


1

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.


1

1

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.


1

1

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

1


1

Раздел III. Кто и как живет рядом с нами

2

3

5

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений.

1

1

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо­коннике - что мы о них знаем.


1

1

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края.

1


1

13

Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае.


1

1

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1


1

Раздел IV. Мир животных и человек


3

3

15

Многообра­зие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.


1

1

16

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.


1

1

17

Почему птицы - пернатые. Пе­релетные, зимующие и кочующие птицы.

Обобщение знаний.


1

1

ВСЕГО:

6

11

17


Четвертый год обучения

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Раздел I. Выясняем, что такое экология

1


1

1

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

1


1

Раздел II. Учимся распознавать растения и животных бли­жайшего природного окружения

1


1

2

Выявление наиболее характерных отличительных призна­ков схожих видов.

1


1

Раздел III. Знакомимся с живыми существами, которым угро­жает исчезновение

1


1

3

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

1


1

Раздел IV. Изучаем способы охраны природы


1

1

4

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и раз­множения редких видов растений и животных.


1

1

Раздел V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого

1

1

2

5

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.

1


1

6

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и живот­ных.

Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги.


1


1

Раздел VI. Открываем жизнь в почве


1

1

7

Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.


1

1

Раздел VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой при­роды

1

1

2

8

Многообразие растений. Знакомство с хвощами и плаунами.

1


1

9

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные

Грибы и лишайники как особые группы живых существ.


1

1

Раздел VIII. Изучаем экологические связи в живой природе

1

1

2

10

Экологические связи в живой природе на примере елового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть

1


1

11

Экологическая пирамида. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой


1

1

Раздел IХ. Знакомимся с охраняемыми растениями и живот­ными

1

1

2

12

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания. Лекарственные растения, их важ­нейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.


1

1

13

Охраняемые животные. Причины сокра­щения численности этих животных и меры их охраны.

1


1

Раздел Х. Мастерим домики для птиц


1

1

14

Мастерим домики для птиц.


1

1

Раздел ХI. Учимся передавать свои знания другим ребятам


1

1

15

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.


1

1


Раздел ХII. Выявляем связь между состоянием природы и здо­ровьем человека


1

1

16

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че­ловека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье


1

1


Раздел ХIII. Подводим итоги работы за год


1

1

17

Обобщение основных теоретических знаний. Экскурсия в природу совместно с родителями.


1

1


ВСЕГО:

7

10

17


Учебно – методическое, материально – техническое обеспечение реализации курса


Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

Для учащихся 1–4 классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
   На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  обращается к рассказу ,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п).

Средством психологической подготовки школьников к реальным  экологическим  ситуациям выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета. 

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.  Поэтому необходимо во время  экскурсий дать  детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.  

При реализации программы целесообразно:

- Применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения, технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии.
- Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

- Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.

- Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

- Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.


Литература для детей

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.

Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.

Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.

Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению

деятельности обучающихся.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.


Методическая литература для учителя.

    1. 100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.

    2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов.

    3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.

    5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.

    6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

    7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

    8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.

    9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

    10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ «Артель», 2007.

    11. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.

    12. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

    13. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

    14. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

    15. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

    16. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

    17. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

    18. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

    19. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

    20. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

    21. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

    22. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

    23. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

    24. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

    25. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

    26. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

    27. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

    28. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

    29. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

    30. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

    31. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

    32. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

    33. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

    34. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

    35. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.


Печатные пособия

  1. Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.

  2. Портреты выдающихся людей России, Кубани (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

  3. Географические и исторические настенные карты.

  4. Атлас географических и исторических карт.

  5. Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

  6. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

  7.  Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы);

  8. Звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада и др.);

  9. Классическая и современная музыка, записи, исполнение;

  10. Литературные тексты о природе и т.п.

  11. Кинофрагменты, теле- радио и др. записи.


Материально – техническое обеспечение

Глобус.

Теллурий.

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Аудио проигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Телевизор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • демонстрационный экземпляр глобуса;

  • комплект компасов для работы в группах и индивидуально;

  • демонстрационный экземпляр бинокля;

  • демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

  • природный материал, собранный на экскурсиях

  • гербарий и живые растения, микроскопы в экологическом центре лицея №180

  • коллекции : насекомые, полезные ископаемые


Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

Оборудование класса

Календарь природы и труда.

Стенд «Моя малая родина»


Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат.

14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Автор: Романова Татьяна Сергеевна

Дата: 07.04.2021

Номер свидетельства: 577674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematika-vokrugh-nas-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422469886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Мир вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "243729"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445792812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Календарно-тематическое планирование  по внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(94) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-priroda-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "234225"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443375014"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(121) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422742016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства