Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных, развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол
Руководитель МО_______
Согласовано
Заместитель директора
_______________
Утверждено
Директор
_______________
Рабочая программа
Наименование курса внеурочной деятельности: «Мир вокруг нас»
Класс: 1 - 4
Разработал:
2018
Пояснительная записка
Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы. Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников. Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Цель курса – создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи курса:
формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;
овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;
приобретение базовых умений работы с ИКТ- средствами;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания курса:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческой направленности;
принцип практической направленности.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Формы и виды контроля
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами освоения курса являются:
Регулятивные УУД: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Познавательные УУД: освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 68 занятий: 1-4 класс – 17 ч.
Содержание курса
1 класс
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 4 ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6 ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 1 ч.
Загадки о состояниях воды.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
2 класс
1. Секреты неживой природы – 2 ч.
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака?
2. Оранжерея на окне – 3 ч.
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
3. Человек – часть живой природы - 4 ч.
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
4. Охрана природы – 1 ч.
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
5. Досуговые мероприятия – 7 ч.
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
3 класс
Изучение природы 3 ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 6 ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 5 ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Урала. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа 3 ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Урала. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
4 класс
Выясняем, что такое экология 1 ч.
Организм иокружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 1 ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1 ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем способы охраны природы 1 ч.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальныепарки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествиепо заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
5.Выясняем роль неживой природы в жизни живого 2 ч.
Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве 1 ч.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 2 ч.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
8.Изучаем экологические связи в живой природе 2 ч.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
9.Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 2 ч.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц 1ч.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
11.Учимся передавать свои знания другим ребятам 1 ч.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
12.Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 1 ч.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
13.Подводим итоги работы за год 1ч.
Обобщение основных теоретических знаний.
Предполагаемые результаты освоения курса
Показателями детей первого года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Также дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениями и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.
В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты страны.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, биолога, географа.
Учебно-тематический план курса
Первый год обучения
Наименование темы
Теория
Практика
Всего
Введение
1
1
1
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
1
1
Раздел I. Тайны за горизонтом.
2
2
4
2
Географические открытия в древности. Небосвод.
1
1
3
Перемещение солнца на небосводе.
1
1
4
Представление о форме Земли в древности. Земной шар.
1
1
5
Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
1
1
Раздел II. Загадка смены времен года
2
4
6
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
1
1
7
Движение солнца над горизонтом.
1
1
8
Сутки, определение частей суток по разной деятельности.
1
1
9
Загадки. Год и времена года.
1
1
10
Названия месяцев на Руси.
1
1
11
История происхождения названий дней недели.
1
1
Раздел III. Тайны круговорота веществ в природе
2
2
4
12
Круговорот веществ в природе.
1
1
13
Живая и неживая природа.
1
1
14
Цепи питания.
1
1
15
Обитатели почвы.
1
1
Раздел IV. Загадки круговорота воды в природе
1
1
16
Загадки о состояниях воды.
1
1
Заключение
1
1
17
Защитим природу. Что мы узнали и чему научились за год.
1
1
ВСЕГО:
8
9
17
Второй год обучения
Наименование темы
Теория
Практика
Всего
Раздел I. Секреты неживой природы
1
1
2
1
Природа – наш общий дом
Веселое путешествие в природу времена года.
1
1
2
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.
1
1
Раздел II. Оранжерея на окне
1
2
3
3
Экскурсия в школьный кабинет естествознания
1
1
4
Любители света и тени, влаги и тепла.
1
1
5
Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения
1
1
Раздел III. Человек – часть живой природы
1
3
4
6
Люди разные нужны, люди всякие важны.
1
1
7
Выращивание лука в домашних условиях.
Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»
1
1
8
Человек! Будь природе другом!
Вредные привычки.
1
1
9
Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»
1
1
Раздел IV. Охрана природы.
1
1
10
Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения
1
1
Раздел V. Досуговые мероприятия
7
7
11
День Журавля
1
1
12
Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»
1
1
13
Посвящение в экологи
1
1
14
«Зимняя прогулка»
1
1
15
Экологический проект «Мой цветник»
1
1
16
«Будь здоров!»
1
1
17
Праздник друзей природы
1
1
ВСЕГО:
3
14
17
Третий год обучения
Наименование темы
Теория
Практика
Всего
Раздел I. Изучение природы
2
1
3
1
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.
1
1
2
Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу
1
1
3
Наблюдения в природе, описание живых объектов.
1
1
Раздел II. Условия, в которых мы живем
2
4
6
4
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.
1
1
5
Особенности весны, лета, осени, зимы.
1
1
6
Неблагоприятные и необычные явления природы.
1
1
7
Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.
1
1
8
Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.
1
1
9
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
1
1
Раздел III. Кто и как живет рядом с нами
2
3
5
10
Многообразие цветущих и не цветущих растений родного края. Свет, тепло, влага в жизни растений.
1
1
11
Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.
1
1
12
Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги родного края.
1
1
13
Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в родном крае.
1
1
14
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
1
1
Раздел IV. Мир животных и человек
3
3
15
Многообразие животных родного края Какие рыбы встречаются в водоемах. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.
1
1
16
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.
1
1
17
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы.
Обобщение знаний.
1
1
ВСЕГО:
6
11
17
Четвертый год обучения
Наименование темы
Теория
Практика
Всего
Раздел I. Выясняем, что такое экология
1
1
1
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
1
1
Раздел II. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения
1
1
2
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов.
1
1
Раздел III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
1
1
3
Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.
1
1
Раздел IV. Изучаем способы охраны природы
1
1
4
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.
1
1
Раздел V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого
1
1
2
5
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.
1
1
6
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги.
1
1
Раздел VI. Открываем жизнь в почве
1
1
7
Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.
1
1
Раздел VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы
1
1
2
8
Многообразие растений. Знакомство с хвощами и плаунами.
Грибы и лишайники как особые группы живых существ.
1
1
Раздел VIII. Изучаем экологические связи в живой природе
1
1
2
10
Экологические связи в живой природе на примере елового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть
1
1
11
Экологическая пирамида. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой
1
1
Раздел IХ. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными
1
1
2
12
Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
1
1
13
Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.
1
1
Раздел Х. Мастерим домики для птиц
1
1
14
Мастерим домики для птиц.
1
1
Раздел ХI. Учимся передавать свои знания другим ребятам
1
1
15
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.
1
1
Раздел ХII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
1
1
16
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье
1
1
Раздел ХIII. Подводим итоги работы за год
1
1
17
Обобщение основных теоретических знаний. Экскурсия в природу совместно с родителями.
1
1
ВСЕГО:
7
10
17
Учебно – методическое, материально – техническое обеспечение реализации курса
Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.
Для учащихся 1–4 классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому необходимо во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
При реализации программы целесообразно:
- Применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения, технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии. - Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
- Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
- Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
- Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
Литература для детей
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
Таблицы обществоведческого содержания в соответствии с программой.
Портреты выдающихся людей России, Кубани (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы);
Звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада и др.);
Классическая и современная музыка, записи, исполнение;
Литературные тексты о природе и т.п.
Кинофрагменты, теле- радио и др. записи.
Материально – техническое обеспечение
Глобус.
Теллурий.
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Аудио проигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Телевизор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр глобуса;
комплект компасов для работы в группах и индивидуально;
демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
природный материал, собранный на экскурсиях
гербарий и живые растения, микроскопы в экологическом центре лицея №180
коллекции : насекомые, полезные ископаемые
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.
Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.
Настольные развивающие игры по тематике программы (лото, игры-путешествия).
Оборудование класса
Календарь природы и труда.
Стенд «Моя малая родина»
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат.