. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Грамотейка» для 1-4 классов»
Программа
«Грамотейка»
для 1-4 классов
Составили: Борисова Л.Г.
Фадеева И.В.
Иваново
Пояснительная записка
Актуальность
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех компонентов речи, называемая общим недоразвитием речи, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная - умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка , как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание.
Оптимизация обучения детей с речевыми проблемами требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В разработанной мной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Научно-практическая новизна
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная- умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Цель
Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи
Каждый этап работы решает ряд специфических задач:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия
формирование и развитие фонематических процессов;
уточнение и расширение лексического запаса;
формирование и развитие грамматического строя речи;
формирование полноценной связной устной и письменной речи.
Программа адресована учителям начальных классов, работающим с детьми с недостатком речевого развития.
Содержание программы
Программа состоит из трех этапов развивающей работы.
I этап программы “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
II этап программы “Развитие лексико-грамматической стороны речи”
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений
III этап программы “Развитие связной речи”
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Первый год обучения.
Формирование и развитие фонематических представлений.
Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Слог. Ударение.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Речь. Техника речи. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова- действия. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Развитие связной речи.
Общее понятие о тексте. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. Деление текста на предложения. Составление предложений на заданную тему. Составление полных, кратких ответов на вопросы. Пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
К концу первого года работы
обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
о значении правильного дыхания;
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Обучающиеся должны уметь:
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
определять место ударения в слове;
отличать на слух выразительную речь от невыразительной;
уметь пользоваться дыханием и голосом в процессе речи;
вычленять в тексте опорные слова.
Второй год обучения.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Слово. Определение лексического значения слов. Переносный смысл слов. Тематическая активизация и обогащение словаря. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Предложение. Словосочетание. Анализ и синтез предложения. Виды предложений по интонации. Составление предложений.
Развитие связной речи.
Уточнение представлений о тексте. Последовательность и связность предложений в тексте. Определение темы текста. Деление текста на части. Составление плана текста. Типы текстов. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста. Редактирование текста. Изложение с языковым разбором текста.
К концу второго года работы
обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц;
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, текст.
основные признаки текста;
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;
выделять слова в переносном значении;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
интонационно оформлять высказывание;
редактировать предложение;
выразительно прочитать текст;
определить основную мысль текста;
выделять в тексте опорные слова;
делить текст на части;
составлять план текста;
восстанавливать деформированные предложения;
сочинять тексты описательного характера;
писать творческое изложение.
Третий год обучения
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Речь. Средства выразительности устной речи. Основные правила общения. Требования к речи. Слово. Его лексическое значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Нахождение синонимов, антонимов в тексте. Употребление их в речи. Предложение. Виды предложений по цели выказывания, по интонации.Главные члены предложения. Связь слов в предложении, словосочетании. Выделение признаков связного текста. Образные слова и выражения. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Развитие связной речи.
Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему. Изобразительно- выразительные средства языка. Изложение – описание на основе слухового и зрительного восприятия. Творческое редактирование текста.
К концу третьего года работы
обучающиеся должны знать:
основные качества речи;
основные правила общения;
стили речи;
изобразительно-выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
инсценировать диалог;
составлять диалог по аналогии с данным;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
выделять в тексте синонимы, антонимы, устанавливать их роль в тексте;
устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении;
составлять текст по заданной теме;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
анализировать речь (на уровне текста, предложения);
составлять текст на определенную тему;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
выразительно читать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
Четвертый год обучения.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Однородные члены предложения. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Заимствованные слова. Текст, его виды и средства связи в нем. Композиция текста. Основные элементы композиции.
Развитие связной речи.
Стили языка. Речь как средство воздействия на другого человека.
Культура речи. Техника речи. Разговорный стиль языка. Диалог.
Речевой этикет. Художественные произведения. Стихи и проза. Особенности построения стихотворного произведения. Виды стихотворных произведений. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. Сочинение сказки по готовому началу. Сочинение по картине. Анализ и редактирование сочинений.
К концу четвертого года работы
обучающиеся должны знать:
лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи;
особенности построения стихотворного произведения, виды стихотворных произведений;
стили речи;
виды плана;
основные элементы композиции;
Обучающиеся должны уметь:
составлять текст- диалог, текст-монолог;
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;
определять стиль речи с учетом лексических особенностей текста;
составлять художественное повествование с элементами описания;
определять средства связи предложений в тексте;
определять элементы композиции в данном тексте;
анализировать и редактировать сочинения;
анализировать художественное произведение;
составлять отзыв о произведениях художественной литературы.
Особенности планирования работы
Несмотря на поэтапное планирование, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
По мере совершенствования звуковой стороны речи и нормализации фонематического восприятия дети оказываются способными к усвоению основной функции связной речи — коммуникативной — в объеме, предусмотренном общеобразовательной программой. Постепенно осуществляется работа по обогащению словарного запаса детей. У них совершенствуется умение использовать различные части речи в соответствии с целью высказывания. Проводится работа над диалогической и монологической формой речи в тесной связи с формированием звуковой стороны речи. Пересказ занимает значительное место в системе формирования связной речи. Для овладения пересказом дети должны уметь: прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, осмысленно и связно передать текст. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка и от эффективности предшествующей работы по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других видов работы по развитию речевой деятельности.
В целях активизации интереса и внимания детей важно использовать ряд методических приемов: подбор картинок к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизодов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением времени действия. Выбор произведений для пересказа детьми должен соответствовать их речевым особенностям. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последовательностью событий, быть динамичными и привлекательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова неусвоенной звуко-слоговой структуры, сложные грамматические обороты. Широко используется план пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный педагогом, позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем формулируются разделы плана. Помимо повествовательных текстов используются описательные. Детей обучают контролировать соответствие пересказа прочитанному тексту, обнаруживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа (темп, плавность, отсутствие длительных пауз и т. д.), выразительность. Каждое занятие имеет лексическую тему. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся во внеурочное время.
Первый год обучения – предусматривает 33 занятия (часов).
Второй год обучения - предусматривает 34 занятия (часов).
Третий год обучения - предусматривает 34 занятия (часов).
Четвертый год обучения - предусматривает 34 занятия (часов).
Полный курс коррекционно-развивающего обучения (два года) предполагает 135занятий (часов).
Содержание программы курса развития речи учитывает возрастные и
психологические особенности детей, предусматривает 1 занятие в неделю
продолжительностью 30-40 минут.
Приложение 1.
Тематическое планирование по развитию речи 1 класс
1 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
Звуки речи и буквы.
1
2.
Звуки речи: гласные и согласные.
1
3.
Алфавит
1
4.
Твердые и мягкие согласные звуки.
1
5.
Звонкие и глухие согласные звуки.
1
6.
Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных.
1
7.
Деление слов на слоги.
1
8.
Деление слов на слоги. Ударение.
1
9.
Ударение. Перенос слов.
1
10.
Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.
1
11.
Техника речи: дыхание, голос.
1
12.
Техника речи: дикция. Скороговорки.
1
13.
Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.
Коллективное сочинение-повествование по сюжетной картине, плану, опорным словам.
1
31.
Анализ и редактирование сочинений.
1
32.
Анализ художественного произведения.
1
33.
Составление отзыва о произведениях художественной литературы.
1
34.
Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие»
1
Список использованной литературы
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс.- М. Вако, 2009.- 160 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.- СПб: ИД «МиМ», 1997-286 с.
Лалаева Р.И. Нарушение чтение и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие.- СПб.: СОЮЗ,1998.- 224с.
Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Мали Д. Уроки развития речи во втором классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Мали Д. Уроки развития речи в четвертом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
Ястребова А. В.. Т.П.Бессонова. Как помочь детям с недостатками речевого развития..- М.: АРКТИ, 1997.- 131 с.