Просмотр содержимого документа
«Программа «адаптация детей к школе» как одна из форм преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях реализации фгос.»
ПРОГРАММА «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Л. В. Литвинова
МБОУ «Лицей № 101»
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Целостное развитие личности ребёнка, обогащение его творческого потенциала могут быть обеспечены только в процессе преемственности дошкольного и начального образования. Под преемственностью между ДОУ и школой подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.
Одним из направлений осуществления преемственности между дошкольным и начальным обучением является предшкольная подготовка.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
1) общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
2) воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);
3) формирование мотивов, побуждающих к учению.
Готовить ребенка к школе – это значит активно формировать его учебно- познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Для формирования «внутренней позиции обучающегося» в нашем лицее действует программа «Адаптация детей к школе», которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова). Для дошкольников созданы условия, где они могут почувствовать себя настоящими учениками: посидеть за партой, пообщаться с учителем, привыкнуть к его требованиям. Учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию у детей с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи программы:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволяет ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» состоит из программы «От слова к букве». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Раздел «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет программу «От слова к букве». Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Раздел «Формирование математических представлений» представлен программой курса «Математические ступеньки». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.
Раздел «Ритмика». Занятия способствуют развитию чувства ритма, музыкального слуха у детей, органичному выполнению движений под музыку. Кроме того, танец помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. Занятия в группе формируют самодисциплину, ответственность.
Раздел «Волшебный мир народного творчества» предполагает развитие у детей эстетического восприятия явлений окружающей жизни, произведений народного и классического искусства, эмоциональной отзывчивости и интереса к ним, формирование умения самостоятельно создавать прекрасное в рисунках, лепке, аппликациях.
Программа «Адаптация детей к школе» позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}