Просмотр содержимого документа
«Программа "Занимательная грамматика" для учащихся 2 класса»
2016 ж. 31.08. педагогикалық кеңестің № 1 хаттамасымен бекітіліді
Утверждено на педагогическом совете протоколом № 1 от 31.08.2016 г.
"№ 2 орта мектебі" КММ директорының м.а.
И.о. директора КГУ "Средняя школа № 2"
______________ А.А.Бектурганова
2016 ж. "31" тамыз
"31" августа 2016 г.
Келісілді
Директордың оқу-тәрбие жұмысы бойынша орынбасары
Зам.директора по УВР
_____________ Е.Ю.Бывшева
2016 ж. "29" тамыз
"29" августа 2016 г.
2016 ж. 26.08. әдістемелік бірлестік мәжілісінің № 1 хаттамасымен қаралды
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 26.08.2016 г.
________________ Н.А.Петрова
2016 ж."26" тамыз
"26" августа 2016 г.
2 сыныптар оқушылары үшін
« »
Бағдарламасы
Программа «Занимательная грамматика»
для учащихся 2 классов
Бағдарламаны құрастырған
бастауыш сыныптар мұғалімі
екінші санатты Е.В. Самкова
бастауыш сыныптар мұғалімі
екінші санатты
Н.А. Магурьян
Составитель программы
Самкова Е.В.
учитель начальных классов
второй категории
Магурьян Н.А.
учитель начальных классов
второй категории
Программа составлена
на основе курса Т.Н. Соколовой
«Школа развития речи»
Москва. РОСТ. 2006г.
Риддер қаласы – город Риддер
2016 ж/г.
Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 2 классов ставит следующие задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цели курса:
Предметные.
• формирование умения выразить (в слове, рисунке, схеме) собственное наблюдение и сравнить его с наблюдениями одноклассников;
• формирования навыка слушания и понимания чужого высказывания;
• формирование интереса к сотрудничеству в группе, первоначальный навык творческого сотрудничества;
• овладеть первоначальным навыком чтения по ролям;
• формирование интереса к русскому языку.
Общеинтеллектуальные.
• каждый ученик должен научиться воспринимать текст;
• выделять в тексте слова с переносным значением ;
• писать творческое изложение.
Прогнозируемые результаты:
- умение выразительно читать небольшой текст;
- умение определять лексическое значение слова;
- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;
- умение определить лексическое значение многозначного слова;
- умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;
- умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Способы проверки результативности программы:
В процессе реализации программы используются различные виды проверки:
а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.
б) текущий – на каждом занятии
в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение и т,д)
в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.
Форма занятий: фронтальные, одно занятие в неделю в рамках внеклассного факультативного занятия.
Содержание программы
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения , расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать методику речи.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение по образцу, из данных учителем слов.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать де формированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т.д.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Учебно- тематический план. 2-й класс (34 ч)
№
Название темы
Количество часов
Формы проведения
Образовательный продукт ученика
Дидактическое обеспечение
лекции
практика
всего
1
Угадай,какое слово?
1
1
Урок-игра
Карточка- схема
Рабочая тетрадь, карточки
2
Слова- загадки.
1
1
Урок- игра
Схема- опора
Рабочая тетрадь, карточки
3
Слова- близнецы
1
1
2
Урок- путешествие
Рисунок- опора
Рабочая тетрадь
4
Синонимы.
1
1
Игра- путешествие
рисунок
Индивидуальные карточки
5
Противоположные слова.
1
1
Урок- викторина
рисунок
тест
6,7,8
Слова- перевёртыши
2
1
3
Урок- игра, викторина
рисунок
Разноуровневые карточки
9
Пословица недаром молвится.
1
1
Игра- путешествие, викторина
Карточка- схема, рисунок
Разрезные карточки
10,11
Орфограммы в загадках.
2
2
Урок- игра, игра- путешествие
Карточка- схема, рисунок
Разрезные карточки
12,13
Попробуй -ка сравни!
1
1
2
Урок- игра, викторина
Карточка, рисунок
Рабочая тетрадь
14,15
Живые предметы в русском языке
1
1
2
Урок- путешествие
Карточка- схема, рисунок
Индивидуальные карточки
16,17
Собираем предложения по смыслу.
2
2
Игра - викторина
Карточка-схема, рисунок
Разрезные карточки.
18,19
Составляем по опорным словам текст.
2
2
Урок-путешествие.
Рисунок
Рабочая тетрадь.
20,21,22
Называем части текста.
1
2
3
Урок-игра, викторина.
Карточка-схема, рисунок
Рабочая тетрадь.
23, 24
Собираем предложения.
1
1
2
Игра- путешествие
Карточка-схема
Рабочая тетрадь.
25, 26, 27
Угадываем текст.
1
2
3
Урок - игра
Схема – опора, рисунок
Разрезные карточки, рабочая тетрадь.
28, 29
Учимся описывать предмет, явление в тексте.
1
1
2
Урок-путешествие, викторина
Карточка-схема
Разрезные карточки.
30,31
Учимся рассуждать в тексте
1
1
2
Урок- путешествие
Карточка- схема, рисунок
Рабочая тетрадь
32,33
Я хочу посочинять.
1
1
2
Урок- игра
Карточка- схема
Разрезные карточки
34
Итоговое занятие
1
1
КВН
Карточки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Что такое лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы. Изобразительные средства языка : сравнения, олицетворение. Что такое текст, виды текстов.
Обучающиеся должны уметь:
работать с толковым, орфографическими словарями.
определять лексическое значение слова по толковому словарю.
выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое переносное значение слов.
устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении, редактировать простое и сложносочинённое предложение.
интонационно правильно читать( произносить) предложения разных типов.
редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.
определять основную мысль текста, составлять планы различных видов.
устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Составлять текст по вопросам учителя.
писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, наблюдениям.
сочинять загадки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.