Программа внеурочной деятельности по курсу плавание
Программа внеурочной деятельности по курсу плавание
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.В занятиях плаванием предусмотрено обучение правилам поведения на воде.
На занятиях дети учатся плавать наиболее доступным способом плавания - кролем на груди и спине, специальным упражнениям и играм на воде, хорошо адаптируются к погодным условиям, закаливаются, учатся не бояться воды, легко перемещаться в воде как самому, так и с грузом. Систематические занятия плаванием оздоравливают детей, укрепляют мышцы рук, ног, спины. Улучшают координацию движений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по курсу плавание»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 с углубленным изучением иностранных языков»
города Смоленска
РАССМОТРЕНО
Заведующий кафедрой
________________________
________/______________/
Протокол от «__»_____2016г
№ ____
УТВЕРЖДЕНО
Курирующий зам.директора
__________/______________/
31 августа 2016 г.
Рабочая программа
кружковой деятельности
«Школа Олимпиоников»
(название кружка)
1 класс
Составитель:
Ермакова Л.В.
2016-2017 учебный год
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
-основные содержательные линии и содержание обучения с примерным
распределением учебных часов по разделам курса;
- место учебного предмета в учебном плане;
-метапредметные, предметные, личностные результаты освоения курса плавиния «Школа Олимпиоников».
-тематическое планирование;
-календарно-тематическое планирование;
-планируемые результаты освоения программы по технологии в1 классе;
-список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.В занятиях плаванием предусмотрено обучение правилам поведения на воде.
На занятиях дети учатся плавать наиболее доступным способом плавания - кролем на груди и спине, специальным упражнениям и играм на воде, хорошо адаптируются к погодным условиям, закаливаются, учатся не бояться воды, легко перемещаться в воде как самому, так и с грузом. Систематические занятия плаванием оздоравливают детей, укрепляют мышцы рук, ног, спины. Улучшают координацию движений.
Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц. Возросшее количество несчастных случаев на воде за последние годы обязало добавить в предмет раздел «Прикладное плавание», то есть спасение утопающего. Дети должны иметь определенные навыки по спасению и оказанию помощи, тонущему человеку.
Кружок «Школа Олимпиоников» призван оберегать жизнь и здоровье детей, через обучение их и закрепление полученных навыков и знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
Осуществление массового обучения плаванию, оздоровление, закаливание и физического развитие детей, на этой основе искать одарённых к спортивному плаванию детей
Задачи:
Обучающие:
Обучение технике плавания и привитие безбоязненного отношения к воде, совершенствование техники плавания
Достижение высокого качества подготовки по прикладному плаванию
Развивающие:
Развитие спортивных качеств обучающихся
Развитие мышечной массы и закаливание организма детей
Выработка таких личных качеств как гибкость, ловкость, пластичность, благоприятно влияющих на формирование красивой фигуры и правильной осанки
Формирование интереса к занятиям спортом
Выявление спортивно - одарённых детей для дальнейшего занятия плаванием в учебно-тренировочных группах
Основные содержательные линии и содержание обучения с примерным
распределением учебных часов по разделам курса
1.Плавание в жизни человека (4 часов)
Водная стихия и её обитатели (кто и как плавает). Значение плавания в укреплении здоровья человека. Достижения юных пловцов на различных соревнованиях. Меры безопасности на воде.
Практическая работа: просмотр фрагментов соревнований по плаванию.
2. Понятие о различных стилях плавания (37 часов)
Правила подготовки и разминки перед вхождением в воду. Техника и методика дыхания в воде. Освоение способов плавания стилем кроль на груди и на спине. Плавание с помощью движения только ногами. Техника старта, плавания, поворота. Проплывание вольным стилем 50 м на временной норматив.
Особенности дыхания при освоении плавания стилем брасс. Освоение способов работы ногами при плавании брассом. Плавание стилем брасс 50 м на временной норматив.
3. Особенности оказания первой доврачебной помощи пострадавшему на воде (3 часа)
Приёмы освобождения от захватов. Искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении. Особенности оказания помощи пострадавшему в воде. Освоение вариантов транспортировки утопающего, ослабевшего человека.
Практическая работа: освоение приёмов оказания помощи пострадавшему на воде.
4. Особенности проведения игр на воде (8 часов)
Организация игр на воде. Классификация спортивных игр на воде. Приёмы выпрыгивания из воды и прицельного бросания мяча. Правила игры в водное поло. Ознакомление с техникой игры в водное поло. Практическая работа: освоение игровых приёмов на воде.
5. Понятие о дайвинге (2 часа)
Освоение приёмов погружения под воду, приёмы подводного плавания на расстояние 10-15 м при задержке дыхания. Особенности психологической подготовки любителей подводного плавания.
Практическая работа: освоение оборудования (маска, трубка, латы) для подводного плавания.
6. Приёмы дыхания через трубку. Особенности сигналов между дайверами под водой. (2часа)
Особенности плавания с маской. Приёмы дыхания через трубку. Освоение сигналов между дайверами. Регулировка плавучести под водой. Практическая работа: освоение техники погружения на глубину ( до 3 м) и всплытия.
7. Техника прыжков в воду с бортика (6 часов)
8. Освоение техники прохождения дистанций под водой (2часа)
Понятие о разграничении дыхания ртом и носом. Особенности прохождения через обручи под водой. Особенности проведения спортивных игр и состязаний под водой. Обеспечение безопасности учащихся.
9. Квалификационные соревнования (2часа)
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц. Количество занятий: в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 66.
Метапредметные, предметные, личностные результаты освоения курса плавания
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных и видах и формах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья, позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность;
формирования навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
обнаружения ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействия со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул);
изложение фактов истории развития плавания, Олимпийских игр, характеристика роли плавания и его значение в жизнедеятельности человека, его место в спорте, физической культуре;
измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
овладение основами плавания в глубокой воде, умение нырять и проплывать под водой с открытыми глазами;
выполнение правильных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) при демонстрации изученных стилей плавания;
преодоление дистанции не менее 25 м одним из разученных способов плавания;
преодоление дистанции не менее 50 м сочетанием различных, в том числе прикладных, видов плавания;
умение выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на воде, играть в подвижные игры.
Тематическое планирование;
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
УУД
1
Плавание в жизни человека
4
Личностные:
Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
Метапредметные:
Характеризовать явления, объективно их оценивать на основе усвоенных знаний и имеющегося опыта.
Предметные:
Представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки. Представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки.
2
Понятие о различных стилях плавания
37
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления. Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления.
Предметные:
Оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
3
Особенности оказания первой доврачебной помощи пострадавшему на воде
5
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения.
Предметные:
Объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок,
4
Особенности проведения игр на воде
8
Личностные:
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях.
Метапредметные:
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Предметные:
Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
5
Понятие о дайвинге
2
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Метапредметные:
Организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования.
Предметные:
Оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения
6
Приёмы дыхания через трубку. Особенности сигналов между дайверами под водой.
2
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Характеристика явления, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Предметные:
Объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок,
7
Техника прыжков в воду с бортика
6
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования.
Предметные:
Организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки.
8
Освоение техники прохождения дистанций под водой
2
Личностные:
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные:
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления.
Предметные:
Оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения
Календарно-тематическое планирование
«Школа Олимпиоников»
№п/п
Тема занятия
Дата
Примечание
1
Вводное занятие Водная стихия и её обитатели
2
Значение плавания в укреплении здоровья человека.
3
Достижения юных пловцов на различных соревнованиях
4
Гигиенические правила во время купания и занятий плаванием. Меры безопасности на воде
5
Оказание первой помощи на воде.
6
Знания о физической культуре. Развитие выносливости.
7
Морская и пресноводная флора и фауна (кто и как плавает?).
8
Правила поведения и дисциплина на воде Строевые упражнения, ходьба и бег.
9
Инструктаж по технике безопасности. Подготовительные упражнения по освоению с водой. Специальные плавательные упражнения.
10
Специальные плавательные упражнения. (Ритмическая гимнастика, «поплавок»).
11
Специальные плавательные упражнения. Задержка дыхания. «Поплавок».
12
Специальные плавательные упражнения (погружение в воду с открытыми глазами).
13
Старт, финиш, повороты. Скольжение на груди, спине
14
Освоение движений на суше и в воде
15
Игры и развлечения на воде. «Медуза».
16
Лежание на воде на груди
17
Лежание на воде на спине
18
Освоение вариантов транспортировки утопающего, ослабевшего человека. Специальные плавательные упражнения.
19
Лежание на воде с опорой о бортик
20
Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками.
21
Передвижение с изменением направлений ("змейка", "хоровод"
.
22
Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
23
ЛФК. Облегчение и неспортивные способы плавания.
24
Скольжение на груди и спине Согласование движений рук с дыханием.
25
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из положения приседа или седа на бортик; из положения, стоя.
26
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов
27
Специальные плавательные упражнения. Повороты. Старты. Движение рук и ног. (Кроль на груди).
28
Развитие выносливости. Отработка движений рук и ног при плавании способом «дельфин».
29
Игры и развлечения на воде. «Звёздочка», «Хоровод».
30
Различные виды стартов. Отработка движений рук и ног.
31
Искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении
32
Движение рук и ног при плавании способом кроль на груди
33
Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине.
34
Подготовка к школьным соревнованиям. Игры и развлечения на воде. «Фонтан», «Буря на море».
35
Отработка движений при плавании способом «дельфин».
36
Элементарные представления о физике и физиологии плавания под водой. Особенности плавания с маской. Приёмы дыхания через трубку
37
Выдох в воду, поднимая лицо (смотреть вперёд) с работой рук
38
Выдох в воду, держась за бортик
39
Выдох в воду, стоя на дне
40
Скольжение: руки вдоль тела
41
Скольжение на груди, отталкиваясь от дна
42
Скольжение на груди, отталкиваясь от бортика
43
Скольжение на спине, отталкиваясь от бортика
44
Погружение в воду с головой
45
Прыжки с погружением в воду с головой
46
Старт из воды. Подготовка к соревнованиям. Совершенствование плавания Движение рук и ног при плавании способом кроль на спине. Нижний старт. Прыжки с тумбочки.
47
Освоение сигналов между дайверами. Регулировка плавучести под водой.
48
Игры и развлечения на воде. «Спрячься в воду», «Охотники и утки».
49
Особенности психологической подготовки любителей подводного плавания.
50
Дыхательные упражнения
51
Правила поведения и дисциплина под водой, приёмы подводного плавания при задержке дыхания.
52
Презентация успехов юных пловцов с приглашением родителей обучающихся.
53
Работа ног кролем на спине
54
Освоение работы рук кролем на груди
55
Освоение работы рук кролем на спине
56
Игры и развлечения на воде. «Качели», «Смелые ребята».
57
Выполнение гребка руками поочерёдно
58
Освоение работы рук кролем на спине, стоя на дне бассейна
59
Проплывание кролем на груди с полной координацией
60
Игры и развлечения на воде.«Карусель».
61
Скольжение с различным положением рук
62
Выдох в воду
63
Работа ног кролем на груди с опорой о бортик
64
Работа ног кролем на груди в скольжении
65
Работа ног в положении с опорой на доску
66
Итоговое занятие. Игры и развлечения на воде.
Планируемые результаты освоения программы(дляобучающихся,неимеющих противопоказанийдлязанятийплаваниемилисущественныхограниченийпо нагрузке)
В результате внеурочной деятельности «Школа Олимпиоников» обучающиеся начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития.
Знанияофизическойкультуре
Ученик научится:
ориентироваться в понятии «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость);
• характеризовать способы безопасного поведения на воде. Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать его с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, физического развития.
Способыфизкультурнойдеятельности Ученик научится:
• отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки;
• выполнять простейшие закаливающие процедуры, упражнения для формирования правильной осанки;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе, соблюдать правила поведения на воде.
Ученик получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, результатов наблюдений за динамикой основных показателей в плавании.
Физическоесовершенствование Ученик научится:
• выполнять подводящиеупражнения:вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног; проплываниеучебныхдистанций:произвольным способом.
Ученик получит возможность научиться:
• плавать, в том числе спортивными способами;
• развивать выносливость:повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; повторное проплывание отрезков одним из способов плавания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа по физической культуре В. И. Лях.
2 . «Здоровье и физическая культура» Г.М. Кукольский Москва, 1979г.
3. «Искусство быть здоровым» Часть 1. А.М. Чайковский, С.Б. Шейнкман
Москва, «Искусство и спорт», 1987г.
4. «На земле, в небесах и на море» Самсон Глезер. «Молодая гвардия», 1969г.
5. «Физическая культура в школе» Москва, «Просвещение», 1973г.
6. «Как научить детей плавать» Осокина Т. И. Москва, «Просвещение»,1985 г.
7. «Обучение плаванию детей школьного возраста» Пищикова Н. Г. Москва, «Скрипторий», 2006 г.