МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 г.Ульяновска»
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка «Плавание»»
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа факультатива «Общая физическая подготовка «Плавание»»
относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Нормативно- правовая база:
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)
Актуальность программы определена тем, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Опыт работы со школьниками показывает, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Практическая значимость обусловлена тем, что хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В современных условиях значимость различных координационных способностей постоянно возрастает.
Подвижные игры развивают не только меткость, ловкость, быстроту, выносливость. Они воспитывают честность, взаимовыручку, терпение, дисциплину.
Связь с существующими по данному направлению программами Данный курс связан с уроком физической культуры, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Вид программы - авторская
Направленность программы «Общая физическая подготовка «Плавание» является программой спортивно- оздоровительного направления.
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени – 3 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Новизна данного курса заключается в том, что он будет способствовать сохранению здоровья наших детей. Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
2.Цель и задачи программы
Цель проведения занятий общей физической подготовкой (ОФП) в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование младших школьников.
Задачи :
Здоровьесберегающие:
укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
снятие физической и умственной усталости.
Обучающие:
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
введение индекса физического состояния ребенка;
Развивающие:
достижения всестороннего развития;
развитие координации движений;
развитие памяти, мышления
Воспитательные:
формирование моральных и волевых качеств гражданина;
воспитание дисциплинированности, смелости и решительности учащихся
Отличительной особенностьюданной образовательной программы является то, что программа ОФП «Плавание» предусматривает
- реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта,
- учета специфики спортивных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
Дополнительная образовательная программа ОФП «Плавание» рассчитана на четыре года обучения.
Особенности возрастной группы детей 7-8 лет
Дети 7-8 лет характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Особенность набора детей - свободная;
- Сформирована одна группа из учащихся 7-8 лет, занятия проводятся в группах по 10-12 человек, прошедших медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.
Форма организации: внеурочная деятельность.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
знание и соблюдение правил игр;
знание правил спортивных игр на воде;
умение играть в спортивные игры на воде;
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
отсутствие вредных привычек;
создание картотеки подвижных игр.
По прохождению курса «Плавание» за 4 года обучения учащиеся должны научиться хорошо:
Плавать основными способами плавания
Развивать навыки плавания
Развивать координационные способности
Вырабатывать выносливость
Уметь организовать со сверстниками водные игры и гарантировать их безопасность
К концу 1 года обучения дети должны четко знать меры безопасности на воде, иметь представление об основных техниках плавания, держаться на воде, организовывать игры на воде.
К концу 2 года обучения дети должны более ярко выражено увеличить силовую выносливость, наработать скоростную выносливость при основных методах плавания. Изучить технику ныряния, стартов, показать результаты на соревнованиях.
К концу 3 года обучения и речи быть не может о неуверенности на воде. Ребенок должен уже великолепно чувствовать себя на разной глубине, уверенно плавать основными методами плавания.
К концу 4 года обучения юнги должны овладеть прикладным плаванием, быть уверенными в своих силах при спасении на водах. При участии в соревнованиях занимать призовые места и личные первенства.
Проверка результатов проходит в форме:
Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровняПриобретение учащимися необходимых умений и навыков по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
Программный материал по плаванию 1-4 кл.
Основная
направленность | Классы |
| направленность | 1 | 2 | 3 | 4 |
| На освоение умений плавать и развитие координационных способностей | Специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.). Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Проплывание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки. Повороты |
| На совершенствование умений плавать и развитие выносливости | Повторноепроплывание отрезков 10—25 м (2— 6 раз), 100 м (2—3 раза). Игры и развлечения на воде |
| На знания о
физической
культуре | Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации |
| Самостоятельные занятия | Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой, для освоения умений плавать |
| |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение. Оздоровительное, спортивное значение плавания | 1 ч. | О положительном влиянии плавания на организм, его состояние. Плавание – это залог профессиональных навыков |
2 | Меры безопасности при проведении тренировки по плаванию | 1 ч. | Инструктаж по технике безопасности в бассейне: на воде, у воды, в душе. Правила пользования оборудованием и дорожками. |
3-4 | Упражнения на развитие силы, силовой выносливости | 2ч. | Виды игр на воде. Игры с использованием надувных кругов. Интенсивность физической нагрузки во время игры. |
5-6 | Упражнения на развитие быстроты, ловкости | 2 ч. | Начальное упражнение с опорой руками о бортик бассейна или лестницу. Изучение движений тела, рук и ног на развитие быстроты и ловкости |
7-8 | Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов | 2 ч. | Изучение движений тела, рук и ног на развитие гибкости и подвижности суставов |
9 | Техника стартов. Изучение спортивных нормативов и положений к соревнованиям | 1 ч. | Две разновидности стартов: с тумбочки и из воды. Исходная стойка. Подготовительные движения и отталкивание. Вхождение тела в воду. Первые плавательные движения. |
10 | Прыжки в воду | 1 ч. | Подготовительные движения и отталкивание. Вхождение тела в воду. Первые плавательные движения. |
11-13 | Основы техники прыжков в воду. Техника выполнения прыжка | 3 ч. | Отработка техники прыжков в воду |
14 | Подготовка к соревнованиям. | 1ч. | Подготовка групп к соревнованиям. Замеры индивидуальные. Выявление лучших стабильных результатов. Игра «Веселые старты». |
15 | Участие в соревнованиях. | 1 ч. | Участие в соревнованиях по плаванию команд младшей возрастной категории на уровне школы, района. |
16-18 | Техника спортивного плавания. Упражнения для начинающих. Вспомогательный курс для новичков с пенопластом. | 3 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при различных способах плавания. Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. Вспомогательный курс для умеющих плавать – упражнения с различными плавсредствами (круги, пенопластовые доски).
|
19-21 | Техника плавания способом «брасс» | 3 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при плавании способом «брасс». Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. |
22-24 | Техника плавания способом «кроль на груди» | 3 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при плавании способом «кроль на груди». Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. |
25-28 | Техника плавания способом «кроль на спине». Поворот при данном способе плавания. | 4 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при плавании способом «кроль на спине». Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. |
29-30 | Поворот при плавании стилем «брасс» | 2 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при плавании стилем «брасс». Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. |
31-32 | Техника плавания способом «баттерфляй» | 2 ч. | Изучение движений тела, рук и ног при плавании способом «баттерфляй». Одновременность и симметричность движений. Контроль правильности дыхания. Равновесие тела. Общая координация движений. |
33 | Подготовка к соревнованиям | 1 ч. | Подготовка групп к соревнованиям. Замеры индивидуальные. Выявление лучших стабильных результатов. Игра «Веселые старты». |
34 | Участие в соревнованиях | 1 ч. | Участие в соревнованиях по плаванию команд младшей возрастной категории на уровне школы, района. |
35 | Обобщающий зачёт | 1 ч. | Замеры индивидуальные. Выявление лучших стабильных результатов. |