kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная компетенция педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для ознакомления педагогов начальной школы с ФГОС. В статье рассмотрены показатели, критерии готовности к  работе педагога по новым стандартам.

Современная ситуация в России характеризуется всесторонним обновлением всех звеньев образовательной системы. Широкое обсуждение педагогическим сообществом новых Федеральных государственных стандартов общего и высшего профессионального образования  со всей очевидностью обнаруживает необходимость их сопряжения, в том числе в отношении начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетенция педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.»

Профессиональная компетенция педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.


А.М.Петракова,

п.ст. Падунская,

Промышленновский район,

Кемеровская область












































Современная ситуация в России характеризуется всесторонним обновлением всех звеньев образовательной системы. Широкое обсуждение педагогическим сообществом новых Федеральных государственных стандартов общего и высшего профессионального образования со всей очевидностью обнаруживает необходимость их сопряжения, в том числе в отношении начальной школы.

С одной стороны, творчески работающие учителя начальных классов уже сегодня стремятся осознать основные идеи нового стандарта: возможности реализации системно – деятельностного подхода к построению образовательного процесса. Создание познавательной мотивации, формирование гражданской идентичности и семейных ценностей.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Каковы же показатели, критерии готовности педагога к работе по новым стандартам? Примечательной особенностью нового стандарта начального общего образования является формулировка требований «к кадровому обеспечению учреждений начального общего образования», которые являются основой социального заказа системы педагогического образования.

Решение задачи подготовки современного учителя начальных классов предполагает всемерную нацеленность на формирование профессиональной компетенции.

Под профессиональной компетенцией исследователи (Т.М. Балыхина, Дж. Равен, М. Стобард, М.А. Холодная, Н. Хомский, Н.Ю.Штрекер и др.) понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Природа компетенции такова, что последняя может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека и общества.

Термины компетенция и компетентность употребляются не как синонимы, а как самостоятельные понятия, неразрывно связанные друг с другом. Формирование компетенции понимается как формирование предметного круга знаний, умений. Развитие способностей, инициатив, которыми необходимо овладеть, а компетентность рассматривается как результат сформированности этих знаний, умений и способов их применения, влияющий на эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональная компетенция имеет сложную структуру, включает в себя комплекс, сплав компетенций. В качестве составляющих профессиональной компетенции учителя в области начального образования выступают психологическая, педагогическая, лингвистическая, методическая, коммуникативная.

В основе психологической компетенции учителя начальных классов лежит, во – первых, знание основных разделов психологической науки, знание основных психических процессов, психологических особенностей младших школьников и закономерностей их развития в образовательном процессе; во – вторых, умение определять уровень развития личности младшего школьника. Мотивы этого развития, позитивно влиять на этот процесс, умение выявлять личностные предпочтения на основе наблюдений и др. (Е.Г Балбасова, Л.С. Колмогорова и др.).

Педагогическая компетенция рассматривается как способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок к достижению наилучших результатов за счет профессионально – личностного саморазвития. Педагогическая компетентность учителя начальных классов базируется на следующих знаниях и умениях: знании основных проблем теории и практики начального образования; умении решать педагогические задачи развития личности младшего школьника; знание закономерностей учебного процесса; умении проектировать педагогическую деятельность, организовать её как систему ситуации коллективного учебно- познавательного сотрудничества; умении руководствоваться в педагогической деятельности и межличностном общении целями и мотивами, актуальными для конкретной образовательной среды и др. (Е.Б.Агеева, Т.Д.Андронова, Н.М.Борытко, Г.М.Коджаспирова, А.К.Маркова, Л.И.Мищенко, В.А.Сластенин и др.)

Лингвистическая компетенция – ведущая предметная компетенция – представляет собой комплекс лингвистических знаний учителя начальных классов (о языке как общественном явлении, о связи языка с мышлением, культурой и общественным развитием народа) и умении оперировать лингвистическими знаниями в профессиональной – педагогической и научно- исследовательской - деятельности (Т.М.Балыхина, Н.Ю.Штрекер и др.)

Методическая компетенция учителя начальных классов включает знание методологических и теоретических основ методики начального обучения; знание целей, содержания, условий, методов, приемов; знание концептуальных основ, структуры и содержания средств обучения – учебных программ, учебников; умение применять теоретические методические знания в образовательном процессе в интегрированном виде, выполнять основные профессионально – методические функции – коммуникативно – обучающую, развивающую гностическую и др. (И.А,Зимняя, Л.П.Сычугова, Н.Ю.Штрекер и др.).

Коммуникативная компетенция учителя понимается как способность решать средствами языка актуальные задачи педагогического общения (Е.А.Быстрова, Л.Н.Горобец, Н.А.Ипполитова, О.Д.Митрофанова и др.)

Профессиональная компетенция – многоуровневое понятие. Уровни формирования компетенции – её восходящие ступени, качественные состояния, выделяемые и сопоставляемые по критерию качества имеющихся у субъекта знаний, умений, способностей. Т.М.Балыхиной выделены стадии, влияющие на формирование уровней профессиональной компетенции:

- стадия оптации (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии) – пороговый уровень компетенции;

- профессиональное образование или подготовка (формирование системы профессионально-ориентированных знаний, навыков, умений; приобретение первичного практического опыта для решения типовых профессиональных задач) – пороговый уровень компетенции;

- профессиональная адаптация (приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности) – уровень адаптации;

- первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета; высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности) – компетентный и новаторский уровни компетенции;

- профессиональное мастерство (полная реализация, «самоосуществление» личности в творческой профессиональной деятельности) – творческий уровень компетенции.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

- образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;

- оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

- разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Следует подчеркнуть, что в компетентности отражается индивидуальный почерк специалиста, её нельзя проверить формализованными испытаниями, традиционно используемыми контрольными срезами, тестовыми работами, путем экзаменов и зачетов, потому что опыт проверяется только опытом. В отличие от традиционного образования, носящего поддерживающий, адаптационный характер, компетентностное обучение, является более фундаментальным, носит деятельностный характер. Таким образом, учитель создает компетентность, как продукт своего творчества, саморазвития и самореализации, а не получает её в готовом виде. Задача каждого учителя создать необходимые условия для её становления и развития.



Литература


1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2010.

2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.

3. Татьянченко ,Д. В., Воровщиков, С.Г. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков, // Народное образование – 2003. - №8.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петракова Алла Михайловна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическое сопровождение педагогов ДОУ для развития профессиональных компетенций педагогов"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskoie-soprovozhdieniie-piedaghoghov-dou-dlia-razvitiia-profiessional-nykh-kompietientsii-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "277130"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452848304"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Новые требования к профессиональной компетенции педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты "
    ["seo_title"] => string(157) "novyie-triebovaniia-k-profiessional-noi-kompietientsii-piedaghoghov-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fiedieral-nyie-ghosudarstviennyie-obrazovatiel-nyie-standarty"
    ["file_id"] => string(6) "118858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413279682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "План работы кафедры начального образования"
    ["seo_title"] => string(46) "plan-raboty-kafiedry-nachal-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "252699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447430028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства