Просмотр содержимого документа
«Проектные работы учащихся»
Проектные работы учащихся
Использование метода проектов в начальном образовании изучалось мною ранее как тема по самообразованию.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Уже три года я работаю над проектами. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.
Например, в третьей четверти 2 класса в рамках темы по окружающему миру «Моя семья» мы представили проекты «Мое генеалогическое древо».
Во время учебного процесса я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»), то есть не знали своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходит в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому я решила восполнить этот пробел в знаниях детей.
С учетом этого и была выбрана тема исследования « Мое генеалогическое древо».
Исследование включало в себя несколько этапов:
1. Был проведен классный час « История возникновения фамилий » Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
2. С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
3. Параллельно детям было предложено написать сочинение на тему: « Моя семья», нарисовать рисунки.
4. Для того, чтобы не было затруднений при построении генеалогического дерева, изображении родословной был проведен урок « Путешествие в прошлое семьи ».
5. Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и её традициях.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
При изучении на уроках окружающего мира темы: «Природа родного края» родилась идея создания нового проекта «Реки Свердловской области». Только этот проект был уже не индивидуальным, а групповой работой. Ребята собирали материалы о крупных реках Свердловской области. Для выполнения этого проекта класс разбился на два звена: 1-ое звено собирало материалы о реке Исеть, 2-ое звено – о реке Чусовая с ее притоками. Была поставлена проблема – узнать, какие реки протекают по территории Свердловской области и в частности в нашем городе.
Работа над данным проектом осуществлялась в несколько этапов:
1. Постановка проблемы, распределение учащихся по группам, разработка плана осуществления исследовательской деятельности, определение сроков, распределение заданий внутри группы.
2. Самостоятельная исследовательская деятельность по выполнению своего задания каждым участником группы.
3. Обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания, систематизация и обобщение материалов по проекту, оформление совместного результата, составление отчета по проекту.
4. Отчет каждой группы и защита своего проекта. Оценка выполнения проекта.
Результаты проекта.
В результате работы над проектом учащиеся получили навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Каждый участник группы осознавал свою долю ответственности за выполнение общего дела, старался не подвести свое звено, выполнить свое задание, дети учились работать в команде, помогать друг другу.
В процессе исследовательской деятельности ребята не только повторили имеющиеся у них теоретические знания, но и путем самостоятельных изысканий приобрели новые, систематизировали их и научились использовать на практике. Например, сначала вспомнили, что такое река, части реки, какие бывают реки, что такое притоки, как определить правый и левый приток, как отмечают реки на карте, каким цветом. Затем на карте Свердловской области стали исследовать, какие реки протекают по территории области, нашего района, где их исток и устье, как называются притоки. Стали искать дополнительную информацию в разных источниках об этих реках, выделяли главное, искали фотографии и картинки. Все участники проекта занимали активную позицию в коллективной работе, осознавали значимость своей работы. При отчете, защите проекта дети становились в позицию учителя, стремились передать другим свои знания. Таким образом, исследовательская работа - это еще один из эффективных способов, позволяющих помочь ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, повысить мотивацию к учению, познавательную активность.
С точки зрения учителя, учебный проект - это хорошее дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Разработка и подготовка проектов ставит перед учителем определенные требования: необходимо выбрать социально значимую проблему или выдвинуть гипотезу, определить ее актуальность, выбрать тему исследования, поставить цели и сформулировать задачи, разработать план действий, этапы реализации проекта, создать положительный мотивационный настрой, организовать детей в группы (если проект групповой), определить цели и задачи каждой группы, а по необходимости, сдифференцировать и определить роль каждого члена группы, поскольку дети все разные, соответственно и способности их различны. Учителю необходимо заранее самому отобрать материалы, чтобы в случаях затруднений дать учащимся на них ссылку, необходимо всегда быть на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, т.е. учитель постоянно в действии – он контролирует, наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Таким образом, работа над проектом требует от учителя много сил, времени, терпения.
Зато для учеников учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически САМ.
Опыт показывает, что проект несет в себе большой учебно – воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность, вклад каждого в общее дело, находить компромисс, признавать и исправлять свои и чужие ошибки, причем, при защите проекта, они осязают, демонстрируют результат проекта – продукт своей деятельности – воплощение приобретенных знаний и умений. Таким образом, можно сказать, что метод проектов – это тот путь, который показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Хотя, конечно, не надо забывать и о чувстве меры: проектное обучение ни коим образом не должно вытеснять классно – урочную систему, становиться некой панацеей, а вот применять его с другими активными методами обучения очень эффективно, с его помощью достигаются такие учебно – воспитательные цели, которые при традиционном обучении будут вырабатываться очень долго