kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной активности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендована учителям начальных классов. Обощение опыта работы над проектами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной активности учащихся»

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной активности учащихся

Лебедева Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

г. Златоуст

В настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения. Эту проблему, на мой взгляд, можно решить через организацию проектно – исследовательской деятельности в начальной школе.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех во многом зависит от его организации. А чтобы правильно организовать учебный процесс я для начала должна разобраться в основных терминах и понятиях.

Итак, опираясь на личный опыт и наблюдения, сделала вывод, что в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. 

Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие? Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Таким образом,  исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*развитие познавательных умений и навыков учащихся

*умение ориентироваться в информационном пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

Решив для себя, что проектно – исследовательская деятельность важна и интересна, я начала с ребятами моего класса увлеченно заниматься исследованиями. С первого класса веду курс внеурочной деятельности социальной направленности «Я-исследователь» по программе А.И. Савенкова. Активно участвуем в школьном и городском конкурсах исследовательских работ.

Во - первых, я учила ребят видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, искать информацию в различных источниках. В первом классе главным источником для нас были родители, родные и близкие, а также учителя. Именно им мы учились задавать вопросы, находить ответы на поставленные вопросы.

Многие темы возникали из того, что мы видели вокруг. Хотелось бы рассказать об одной из них «Что означает моё имя?». Детям было очень интересно узнавать у своих родителей, почему их так назвали. Оказалось, что кого-то назвали в честь родственников, кого-то по церковному календарю, кого-то потому, что это имя было модно. Каждый ученик создал альбом со значением своего имени, его историей, узнал известных людей с таким же именем. А все вместе мы провели анкетирование по школе, подготовили презентацию и рассказали всем ребятам первых классов, какое самое распространенное имя среди девочек (Екатерина) и среди мальчиков (Дмитрий).

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, ресурсами Интернета, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта.

Наиболее интересным и значимым был проект «Капелька». Суть его в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. Первое, что мы выяснили – это «Где теряем воду?». Установив наблюдение за водопроводными кранами в школе и дома, выяснили, что из-за неисправной сантехники происходит потеря воды. Составили план мероприятий направленный на сбережение пресной воды. Разработали предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисовали плакаты, устанавливали посты около фонтанчиков и кранов. Предложили варианты сокращения объёмов употребления воды при выполнении разных домашних дел (советчиками были мамы).

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут активно искать информацию на различных платформах Интернета, работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Поэтому в 3-4 классах я стараюсь больше внимания уделять организации индивидуальных исследований учащихся. Развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление - эти основные позиции мне помогает формировать у учащихся метод проектов.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:

-исследовательские проекты

-творческие

-приключенческо-игровые

-информационные

-практико - ориентированные проекты

Остановлюсь на тематике работ, которые наиболее удачно были раскрыты моими учащимися. Исследовательские проекты: «Для чего нужны усы?», «Козье молоко: альтернатива коровьему или необходимый продукт для детского питания».

Творческие: «Новогодняя ёлка», «Цветы в моей жизни».

Информационные: «Их именами гордится школа», «Красная книга моего микрорайона».

Большое количество провожу монопроектов, т.е проектов, реализуемых в рамках одного предмета. Я убеждена, что работать над проектом или исследованием могут дети разного уровня подготовленности и интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

 Учителю необходимо иметь определенную подготовку:

*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

*устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Для успеха также необходима работа в триаде УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ. И тогда станет очевидным, сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лебедева Ольга Владимировна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "proektno_issledovatelskaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnoi_akti"
    ["file_id"] => string(6) "540263"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582076406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(143) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-iazyka-i-litieratury-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "229223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства