kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся.»

Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной деятельности.

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельностьэто самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;    

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта. 

Виды учебных исследований:

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

  • по месту проведения: урочные, внеурочные;

  • по времени: кратковременные или долговременные;

  • по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

Этап 1.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Этап 2.

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4.

Оформление учащимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Этап 5.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи:

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить:

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это “пять П”:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование) 

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Анализ ресурсов

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

 Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).


Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения: урочные и внеурочные.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

  • Деловая игра.

  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

  • Диалог исторических или литературных персонажей.

  • Игра с залом.

  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

  • Научная конференция.

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Пресс-конференция.

  • Путешествие.

  • Реклама.

  • Ролевая игра.

  • Соревнования.

  • Спортивная игра.

  • Заочная экскурсия.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

- исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.).

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.

С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат






Проекты в 1 классе по «УМК Школа России»:

1)Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

2) Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука». 

3) Русский язык.

1. «Скороговорки».

4)Литературное чтение.

1. «Сказочная страничка».

5) Окружающий мир.

«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные».


2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».


Фрагмент урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Задачи:

  • Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.

  • Умение находить в предложениях частицу- не.

Формулирование проблемы.

Постановка проблемы: что на уроке нам нужно выяснить?

  1. Что такое "не"?

  2. К какой части речи относится?

  3. Как пишется не с глаголами?

Поиск решения.

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?

- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила поведения. Почему это происходит?(ответы детей)

- Как решить эту проблему?(ответы детей)

- Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила поведения в школе». Работать будем в группах.

Тема проекта: Использование частицы не при составлении правил поведения в школе.

- Сформулируйте цель нашей работы.

Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения.

- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?

Задачи:

1. Найти информацию по данной теме.

2. Составить памятку, используя частицу не.



-Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?

-Закончите фразу: «Работа актуальна, потому что …»

-Работать по карточкам. Обратите внимание на инструкцию при выполнении работы в группах.



Инструкция для работы в группах.



1) Выберите тему:



1. Правила поведения во время урока
2. Правила поведения во время перемены
3. Общие правила поведения в школе
4. Правила поведения в столовой
5. Правила поведения в школе


2)Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;

3)Поднять руки, сообщив о готовности.

4) Проверка результатов работы на экране доски.

5)Подведение итога работы.



Оцените свою работу:

  • Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …

  • Работа над проектом показала, что …

  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?

  • В чём испытали затруднения?

  • Как оцениваете свою работу?





С целью развития исследовательских умений учащихся вовлекала детей в учебно-исследовательскую деятельность на уроках по курсу «Литературное чтение», «Русский язык». Работу с детьми начала со первого класса, и строила ее поэтапно, согласно рекомендациям и методикам, предложенным А.И. Савенковым , Н. Б . Шумаковой.

В основе организации урока-исследования лежат шесть основных этапов методики исследования( по методике Н. Б. Шумаковой).

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

VII. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)

VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) [24, с.10]

Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная потребности в творческом, исследовательском поиске. [12, с.34]

Для эффективности учебного исследования на уроках применялись следующие методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, проблемный, исследовательских ситуаций.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

1. Коллективный учебный диалог;

2. Рассматривание предметов;

3. Создание проблемных ситуаций;

4. Чтение-рассматривание;

5. Коллективное моделирование;

6. Игры-занятия;

7. Выполнение моделей из различных материалов;

8. Выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, ролевые игры.

На уроках хорошо использовать разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.

Исследовательские умения на уроках литературного чтения – это умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

Формы уроков, позволяющих представить результаты исследования:



Игры-исследования

Игры-путешествия

Игровые моменты

Ролевые игры

Исследование со сказочным героем

Фантастические исследования

Конференциина которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

Выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

Выставка достижений, может быть посвящена определенной теме, курсу




Работу по развитию исследовательских умений младших школьников на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то её можно представить так:

В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

1) проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;

2) урок-исследование(в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

3) кратковременные исследования- наблюдения;

На уроках на этапе мотивации использовала «Приём загадки» (по методике Н. Б. Шумаковой).

Например, на уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Сказка Е. Чарушина «Теремок» для определения темы урока применяла «Приём загадки», после которого дети сформулировали цель и задачи урока. Учились выдвигать первые предположения о героях произведения. А при анализе этого произведения использовала приём «Кластер» по теме «Сказки». Ребята в парах определили виды сказок и составили схему («Кластер»).



Во втором классе:

- проводила работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения лирического стихотворения;

- использовала наблюдение и поисковые методы, учащиеся знакомились с терминологией, теоретическими понятиями в рамках исследовательской деятельности (исследование, информация, значение и др.); с методами исследования (поиск изобразительно-выразительных средств языка, наблюдение за ними, работа со словарями и другими источниками информации).

Дети знакомились с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, определение цели, темы и учебных задач урока, выдвижение гипотез т. е. строить предположения, формулирование выводов.

Например, на уроке литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне», дети, отгадав загадку о весеннем времени года и рассмотрев выставку книг, выдвигали свои предположения(гипотезу) о том:

-Какая основная мысль (идея) может объединить эти произведения? (Учитель фиксирует их на бумажных облачках).По предположениям(гипотезам) ребята сформулировали тему урока и наметили цель исследования.

Исследование произведений А . Плещеева проходило по плану:

1)Прочитать стихотворения А. Плещеева, выделить основную мысль.

2)Сравнить основную мысль всех произведений.

3)Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.

Сделав анализ всех стихотворений о весне, ребята ответили на исследовательский вопрос о том , что все люди должны восхищаться красотой природы и беречь её.

На этапе применения или закрепления изученного материала класс работал в малых группах над следующими с заданиями: Игра "Соотнеси названия стихов и автора", «Вставьте пропущенные олицетворения».

В заключении урока дети выполнили самооценку своей работы на уроке.

В третьем классе:

- на уроках использовала метод проекта, интерактивные формы работы исследовательского, творческого характера: поиск информации, выделение главного, формулирование определения, проведение простых опытов, наблюдение, сочинение на материале стихов, определение цели, темы и учебных задач урока, построение плана работы на уроке, составление инструкций и т.д.

На уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» предлагалось детям, не читая произведения, определить, какие ассоциации возникают, когда слышите слово «Приёмыш». В данном случае используется «Приём ключевых слов» (по методике Н. Б. Шумаковой). Подбираются 3-5 слов, которые могут подвести к проблеме, например: «кто», «местожительство», «родство». Ассоциации помещаются в кластер, который составляется на протяжении всего исследования. На этапе применения использовался Приём «Да или нет».

Проводились уроки на основе деятельностного метода с использованием элементов исследования; уроки -исследования по рекомендациям и методикам Н. Б. Шумаковой.

На уроках русского языка и литературного чтения использовались следующие приёмы, задания и упражнения исследовательской направленности:

1)Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) . Для создания проблемных ситуаций в учебном исследовании применяются разнообразные приёмы.

На этапе мотивации на уроке русского языка в 1 классе по теме «Ударение» представлен Прием «формулирования проблемной ситуации».

Начало урока - создание исследовательской ситуации. Ребята читают стихотворение «Полз Жук. Глядь- зверь не зверь...

- Ты кто?

- Паук.

- Паук? Кыш!

- Как так -кыш?!

- А вот так: кыш, и всё тут.

Жук -смел. А тот- трус, шмыг в щель!...

Ну, друг, в чём тут суть?

в чём соль, а?»

-Почему так получилось? Загадка.

-Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука?(все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово«Паук» состоит из 2-х слогов).

-А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? (Нет)

-Почему?( в этих словах один гласный звук , он и будет ударным)

-В каких ещё словах не ставится ударение?

-Кто назовёт тему урока?

Каждый ребёнок «примерил» ситуацию на себя и в результате возникло желание изучить, исследовать эту проблему.

На этапе мотивации предлагались:

  • Приём «формулирования проблемной ситуации»

  • «Приём загадки»

  • Упражнение«Четвёртый лишний»или «Найди лишние», «Угадай-ка» и др.

2)Развитие умений задавать вопросы.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза – как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.

  • Приём «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

3)Учимся выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Нужно отметить, что, делая предположения, ученики обычно используют следующие слова:

  • может быть;

  • предположим;

  • допустим;

  • возможно;

  • что, если…



Таким образом, все эти приёмы, упражнения и задания способствуют формированию познавательных УУДумение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Происходит развитие достижения метапредметного результата качества мышления.

На этапе уроков«Организация информации» применялись :

  • Приём «Кластер»( составление или заполнение таблиц, схем).

  • Приём «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ. «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…» Дети продолжают его.

А на этапах уроков «рефлексия» учащимися составлялись «Синквейны», использовались оценочные листы, приёмы «Рефлексивный экран», «Укрась яблоню»,«Светофор» и другие.

На уроке русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов» для создания проблемной ситуации детям было предложено прочитать текст записки мальчика своему приятелю:

Миша! Возьми в сарае у

дочки. Позови товар

ища Серёжу. Я вас

жду на речке.

Определив проблему, ребята вместе с учителем формулируют цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке, определяют тему урока. Исследование проводится в малых группах по «Инструкционной карте». Группы обмениваются информацией и формулируется вывод по правилу переноса слов.

Исследовательская деятельность младших школьников способствует достижению метапредметных результатов, так как эта деятельность дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, их выращивании до нового качественного уровня – одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут детям в будущем.

Метод проектов и метод исследовательского обучения наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».

И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мосичева Людмила Александровна

Дата: 03.07.2021

Номер свидетельства: 584382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА "
    ["seo_title"] => string(81) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov-nad-razdielami-portfolio-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "153901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421079577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства