kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проблемы адаптации первоклассников и пути их преодоления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок пошел в 1 класс. Переживают родители, дедушки, бабушки, сами дети. Всех волнует один вопрос: будет ли ребёнку комфортно в новом коллективе, не будет ли проблем с учёбой, как пройдет период адаптации. От совместной работы учителя,  школьного психолога, администрации и родителей зависит успешность адаптации первоклассника. У каждого ребенка этот процесс протекает по-разному.  Так что же такое адаптация?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы адаптации первоклассников и пути их преодоления".»

«Проблемы адаптации первоклассников и пути их преодоления»

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Наверняка вы все помните эти строчки из стихотворения Агнии Львовны Барто. Ребёнок пошел в 1 класс. Переживают родители, дедушки, бабушки, сами дети. Всех волнует один вопрос: будет ли ребёнку комфортно в новом коллективе, не будет ли проблем с учёбой, как пройдет период адаптации. От совместной работы учителя, школьного психолога, администрации и родителей зависит успешность адаптации первоклассника. У каждого ребенка этот процесс протекает по-разному. Так что же такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. Когда ребёнок поступает в школу, у него меняются условия существования. Появляются новые друзья, новые требования, меняется ведущая деятельность. Если в детском саду основное время занимала игра, то в школе он теперь ученик, и ему необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.

В своей педагогической практике мы столкнулись со следующими проблемами адаптации:

  • Соблюдение режима (дети поздно ложатся спать, трудно встают утром в школу, в результате на уроках они сонные и не воспринимают информацию);

  • Проявление лени (познавательные мотивы на низком уровне, недостаточная потребность в теоретических знаниях ) приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни;

  • Неуверенность в собственных силах ( особенности темперамента, боязнь допустить ошибку и стать мишенью для насмешек одноклассников);

  • Негативистская демонстративность (плохое поведение ребенка связано с целью обратить на себя внимание);

  • Трудности в общении со сверстниками ( неумение наладить контакт с одноклассниками, особенно если ребёнок в семье один и по первому требованию выполняются все его прихоти);

  • Вербализм (особый тип развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий).

Главная задача, которая стоит в этот период перед педагогами и родителями — сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Мы стараемся работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом, родителям советуем немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего интересоваться школьными событиями. Так как в первом классе знания детей не оцениваются в баллах, советуем вместо вопроса: «Какую отметку ты получил? », спросить: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и др.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Нам взрослым надо стараться не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик в любых делах и начинаниях. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, необходимо хвалить его за каждый свой успехи и пусть незначительные, но достижения.

На первом родительском собрании мы всегда просим родителей написать на листочке слова, которыми они выражают свою любовь к ребёнку. Как правило, таких слов не больше 10 -15. Мы же предлагаем 55 способов сказать своему ребёнку «Я тебя люблю».

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово - просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты - одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

1 8.Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.



31. Прекрасное начало.

32. Ты - просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой - просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

47. С каждым днем у тебя получается все лучше.

48. Для меня нет никого, красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знал, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше...



Чтобы ребёнок хорошо учился, проявлял интерес к познавательной деятельности, предлагаем родителям игры в кругу семьи на развитие внимания.

Эти игры можно организовать дома, участниками их становятся члены семьи: родители, дети.

«Числа».

Игра успешно может быть проведена в паре. Считая от 1 до 30, взрослый и ребенок называют числа поочередно. При этом оба должны быть внимательны, вместо чисел, содержащих 3 или делящихся на 3, следует хлопать в ладоши. Тот, кто ошибается, в этой игре проигрывает. Можно провести эту игру несколько раз. Можно несколько изменить задание: например, предложить считать от 1 до 40 и не называть числа, которые содержат 4 и делятся на 4, а вместо этого, например, подпрыгнуть и сказать: «Ай да я!» и т. д.

«Поем вместе».

Игра будет организована несколько иначе. Петь будет или один ребенок, или с кем-то из родителей. Второй взрослый при этом будет выполнять роль ведущего. Ведущий объясняет, что после одного хлопка следует начинать петь, если будет два хлопка, следует продолжать петь, но уже мысленно. Один хлопок — снова надо петь вслух.

«Наоборот».

Кто-то из родителей становится ведущим. Именно он будет показывать какие-либо движения, а ребенок должен делать наоборот.

«Запрещенные движения».

При проведении этой игры дома взрослый должен выполнять роль ведущего, объяснить ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Следует предупредить ребенка, что он должен быть внимателен.

«Поиск предмета».

Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечки и т. д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкий предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

«Пишущая машинка».

Взрослый играет вместе с ребенком. Например, взрослый предлагает ребенку распечатать такую фразу: «Травка зеленеет, солнышко блестит». Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки — хлопнуть в ладоши (возможно выполнение этого задания — расставить знаки препинания — одним ребенком).

«Найди ошибки».

При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый должен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. После этого предлагают другой текст, уже с изменениями. Задача ребенка — найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внимательнее он слушал.

«Передай смысл стихотворения».

Дома роль ведущего и двух его помощников должны сыграть члены семьи (мама, папа, бабушка). Каждый из взрослых будет зачитывать строчки из своего четверостишия. Ребенку можно дать задание: сначала передать смысл четверостишия, которое читала мама, потом, которое читал папа, а при третьем прочтении — третьего четверостишия, которое читала бабушка.

Адаптация первоклассников – процесс сложный и трудоемкий, он требует от родителя максимум внимания и терпения. Мы предлагаем несколько советов и рекомендаций для взрослых, которые помогут облегчить период психологической адаптации и создать подходящие условия для школьника.





Памятки и советы для родителей

«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните сколько раз Вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Был ли случай, когда Вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы Ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.

6. Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членами семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станем частью Вашей жизни.

10. В школе Ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Это не только учеба, это целый мир общения, радостей, переживаний, взлетов, падений, мир красоты, игры, сказки, музыки, мир фантазий, творчества. Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка – этот совместная задача и учителей, и родителей.. Приходя учиться, дети должны почувствовать себя счастливыми. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным, нужным, востребованным, успешным. Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий на новый успех.

Залогом успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность, радость и счастье. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.

В своей учительской деятельности мы придерживаемся общепринятых законов:

- Люби детей! Защити их любовью и правдой.

- Не навреди!

- Ищи в детях позитив!

- Научи детей думать и любить!

- Ни дня без новизны!

- Учи любить жизнь и быть здоровым!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проблемы адаптации первоклассников и пути их преодоления".

Автор: Маршова Елена Владимировна, Шатай Наталья Валерьевна

Дата: 19.09.2023

Номер свидетельства: 636793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnika-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "190448"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427179166"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Родительское собрание на тему : «Адаптация первоклассника в школе»."
    ["seo_title"] => string(64) "roditelskoe_sobranie_na_temu_adaptatsiia_pervoklassnika_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "562237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604342303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению "
    ["seo_title"] => string(142) "sodierzhaniie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-pieriod-podghotovki-k-shkol-nomu-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "223216"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства