Проблемное обучение – это организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение и его особенности»
Шукалина О.В.., учитель начальных классов
МБУ «Школа №40» г. Тольятти
Проблемное обучение и его особенности
Проблемное обучение – это организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников.
Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие.
Учебная проблема, которая вводится в проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учеников. Ее введением и осознанием завершается первый этап.
На втором этапе ученик перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание и приобретение недостающих знаний.
Далее следует этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Проблемные вопросы, задания нужно поставить так, чтобы они:
- содержали посильное для учеников и доступное для них мыслительное затруднение;
- учитывали имеющийся у школьников запас знаний, умений, а также их интеллектуальные возможности;
- вызывали удивление детей при сопоставлении известного с неизвестным, желание преодолеть это затруднение;
- подталкивали детей к выдвижению различных гипотез о том, как разрешить возникшее затруднение;
- отражали материал не только одного учебного предмета;
Работа в этом направлении будет более успешной, если:
- учителя будут лучше подготовлены к реализации ПбО;
- на всех уроках ученики будут поставлены перед необходимостью решения хотя бы элементов проблемных вопросов и заданий;
- на всех уроках будут созданы необходимые условия для введения и успешного разрешения учебных проблем.
Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.
К недостаткам относятся слабая управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.