Просмотр содержимого документа
«Проблема формирования эстетического вкуса современных третьеклассников»
И.А. Волкова, Ю. А. Клебанова
Проблема формирования эстетического вкуса современных третьеклассников
Одной из ярких характеристик любого общества являются представления о красоте. Во все времена женщины украшали себя, красились, наряжались, чтобы привлечь мужчину своей красотой. Мужчины тоже старательно работали над своим образом. Даже птицы и животные имеют чувство прекрасного, что очевидно отражается в их пении, оперенье, повадках при ухаживании. Человеку помогало украшать свой дом, предметы обихода, вещи чувство прекрасного. Кто и как формирует это чувство в человеке? Что происходит с этим чувством сегодня? В наше время по мнению таких психологов, как Бутенко В.Т., Дремов А.К., Локарева П.В., Падалка Г.Н., Хмара В.Н. и др., происходит снижение значимости прекрасного, отсутствует любование как процесс получения наслаждения от созерцания красоты, представления о красоте заменяются образом модного, престижного, крутого [1]. Массовая культура все больше проникает в жизнь человека, лишая его доверия к своим ощущениям и индивидуальности.
На данный момент можно отметить следующие тенденции в формировании эстетической культуры:
- широкое распространение визуальных форм и жанров, которые оттесняют на второй план литературу, которая оказывает прямое влияние на развитие эстетического вкуса;
- кризис социально-культурной идентичности, т.е. неспособность отожествлять себя с определенным культурным образцом или обществом;
- смещение акцентов на внешнюю, а не внутреннюю красоту;
- навязывание антиэстетического, безобразного через примитивизацию, опошление содержания форм искусства [1].
Среди ученых по сей день идут споры о понимании природы эстетического вкуса, наиболее признанными и проработанными являются 4 концепции эстетического [3]. Нормативисткая концепция рассматривает вкус как свойство разума и полагает, что нормы эстетики устанавливаются государством и являются общими и неоспоримыми для всех. Любое отступление от нормы рассматривается как безвкусица. В этой концепции нет разделения на чувственное и рациональное познание мира, а человека лишают индивидуальности. Субъективистская концепция развивается в противовес в предыдущей, здесь вкус – это индивидуальное свойство и вкусы разных людей бессмысленно сравнивать. Данная концепция подчёркивает право личности на самовыражение, на уникальность, но отрицаются объективные закономерности восприятия прекрасного как гармонии, уравновешенности, сочетаемости и пр. В нравственной концепции вкус индивидуален, но подчинён «общему чувству». Именно высшие классы в силу своей образованности сообразуют вкус, идеалы, поэтому вкус определяется, формируется высшими классами. Общественно-индивидуалистическая или диалектическая – это современная концепция, которая рассматривает вкус как сочетание индивидуального чувства, общих суждений и воображения (общего и индивидуального). Эстетический вкус – это общественно-историческое явление, сочетающее в себе выражение и общего, и индивидуального. Его можно и нужно развивать и воспитывать. Основная мысль данной концепции – о вкусах можно и нужно спорить. Именно на диалектическую концепцию мы опираемся в работе со школьниками.
Эстетический вкус мы рассматриваем как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, к саморазвитию и формированию себя как субъекта восприятия и создания прекрасного. Чувство эстетического вкуса заключается в умении видеть прекрасное в окружающем мире и гармонично сочетать между собой цвета, формы, разные фактуры и т.д. Отсутствие эстетического вкуса - это проявление всеядности, когда всё нравится, или избирательности по отношению к антиценностям [3]. Наличие эстетического вкуса проявляется в человеке как внутренние весы, стремящиеся к равновесию благодаря созерцанию гармонии во внешнем плане. Чувство вкуса сильно влияет на глубину ощущения счастья, создаёт новые ресурсы для вдохновения.
На чувство вкуса сильно влияет культурный фон места, где живет человек, и, конечно же, пример близких людей. Развитие этой черты личности в наибольшей степени происходит в возрастном промежутке от 2 до 12 лет, когда у детей активно формируется эмоциональная сфера [2]. Чем больше видит и впитывает в себя ребенок, тем богаче его эстетический багаж, который может стать основой для развития творческих талантов. Вкус и чувство стиля влияют на восприятие самого себя и, как следствие, формируют нашу самооценку.
К особенностям эстетического воспитания второклассников относятся: расширение сферы действия эстетического отношения на открывающиеся знания и на его собственную деятельность; расширение диапазона эстетических реакций и дифференциация основных эстетических чувств – прекрасного и безобразного; развитие вкуса, т. е. избирательного и уже в какой-то мере осознаваемого отношения к эстетическим ценностям в природе, в быту, в искусстве, в облике и поведении людей и самого себя.
Нами был проведен ряд методик по определению уровня эстетического вкуса второклассников: тест «Ван Гог», в котором детям нужно было выбирать картины; анкета «Мое эстетическое воспитание» проводилась для детей совместно с родителями и с использованием параллельной оценки учителя; методика оценки уровня эстетической культуры Любимовой Ю.С., в которой предлагались и тестовые задания, и открытые вопросы. Исследование показало, что у третьеклассников преобладает низкий уровень развития эстетического вкуса, что является серьёзной проблемой. В ответах детей на вопрос «Что такое красота» наблюдалась тавтология, неспособность объяснить понятие своими словами, выделение поверхностных признаков. Например: «Прекрасное – это что-то красивое»; «Красота – это когда вокруг порядок»; «Безобразное – это когда что-то грязное, некрасивое» … и т.д. Исследование показало, что более высокий уровень эстетической культуры наблюдается в семьях, где с ребенком активно взаимодействуют, вместе любуются красотой природы, посещают музеи, читают литературу, путешествуют и т.д. Анкетирование учителей показало, что педагоги неадекватно оценивают способности детей чувствовать прекрасное - в их представлении дети обладают достаточно сформированным эстетическим вкусом.
В целом стало очевидно, что у третьеклассников необходимо развивать эстетический вкус посредством целенаправленной, организованной и систематической работы. Поэтому мы решили включить обучающихся в коллективную творческую деятельность по осмыслению красоты, а традиционно проводимый праздник осени трансформировать в тематический период «Золотая осень» и основным содержанием периода выбрали любование красотой. В это время красота природы становится особенно яркой и создаёт все условия, чтобы восхищаться и творить красоту. Период был разработан совместно с учащимися и включал в себя события, которые позволяли учащимся проявить себя в разных формах художественно-эстетической деятельности. В тематический период вошли разнообразные события, среди них: концерт «Звуки природы», кукольный театр «Однажды в золотом лесу…», экскурсия в природу «Краски осени», конкурсы «Лучший осенний букет», «Осенняя фантазия» (конкурс поделок из природных материалов), коллективное творческое дело «Спаси прекрасное», выставка картин «А если осень – человек?», вечер поэзии «Поэзия осени», конкурс «Мисс Осень», выставка-конкурс фотографий «Осень плачет и смеётся». Интересно прошло КТД «Спаси прекрасное» - оно начиналось с того, что злой волшебник позавидовал осени и украл у неё красоту. Дети делились на команды, целью каждой было найти свой фрагмент карты для поиска и сочинить волшебную сказку для ритуала возвращения. Кульминацией периода стал итоговый праздник – «В гостях у Осени», в котором приключенческий сюжет объединил наиболее яркие странички прожитого периода и завершился праздничным карнавалом. Этапом интериоризации полученного опыта является подведение итогов [4]. Период был проанализирован детьми, и они говорили о своей любви к осени, о необходимости замечать красоту природы, о значимости красоты в жизни каждого человека.
Конечно, мы понимаем, что с помощью одного тематического периода нельзя заметно развить эстетический вкус, важно чтобы «красота» вошла в ткань самых разных событий детской жизни и стала критерием для оценки явлений, предметов, продуктов деятельности. Мы можем говорить с детьми о красивом почерке, красивом решении задачи, о красоте поступка героя повести, о красоте слова и т.д. Взрослым важно транслировать хороший вкус через собственный пример: быть опрятными и элегантными, сдержанными и улыбчивыми, эмоционально откликаться на красоту, стремиться общаться с произведениями искусства и т.д. Если родитель и учитель умеет тонко чувствовать, он сможет передать это ребенку. Важно также, чтобы ребенок видел эмоции взрослых, их чувственный отклик на встречу с прекрасным. Даже в семье художников или музыкантов ребёнок не унаследует творческие способности от родителей просто так. Вкус приходит с начитанностью, насмотренностью – богатым и разносторонним опытом. Необходимо совместно с детьми создавать красоту и уют в классе, в комнате ребёнка, в его облике, в создаваемых им поделках и пр.
Заниматься эстетическим воспитанием можно везде. Существует множество психологических игр, которые помогают глубже почувствовать красоту окружающего мира. На занятиях арт-терапией ученики рисуют вещи, которые сложно передать словами, например, музыку, настроение, погоду. Можно пофантазировать, на что похожи облака, или порассуждать, в каком настроении был композитор, когда писал ту или иную музыку. Большое значение для развития чувства прекрасного имеют экскурсии в природу. В.А. Сухомлинский встречал с детьми восход, любовался закатом, проводил день на лугу, слушая стрекот кузнечиков, пение жаворонка, вдыхая запах луговых цветов, любуясь цветами и бабочками. Покажите ребенку, как восхитительна, как прекрасна природа, обращайте внимание на детали.
Чувство вкуса сильно влияет на ощущение счастья, создаёт новые источники вдохновения, расширяет сферу интересов. Развитие эстетического вкуса является результатом кропотливой и длительной работы и учителя, и семьи, и самих учащихся. В школе ребенок не только обучается, но и творчески реализует себя как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Важной задачей педагога является воспитать ребенка так, чтобы его работа была уникальна, чтобы к любому делу он подходил творчески, творя красоту и доставляя радость себе и окружающим.
Список литературы
Верб, Э. А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Рос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 1997. - 65 с.
Голубова, Е. А. Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях / Е. А. Голубова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57116/ (дата обращения: 27.02.2021).
Каган М. С. Эстетика как философская наука. / М. С. Каган - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.
Платонова С. М. Коллективная организаторская деятельность как средство развития личности ученика / С. М. Платонова // Российский гуманитарный журнал. – 2014.Т.3. - №2. – С. 103 – 113.