Просмотр содержимого документа
«Природа - первоисточник мысли»
Развитие творческих способностей детей в процессе общения с природой
«Художественная деятельность, удивление перед красотой, добром - необходимые условия полноценного умственного развития детей. Чем больше абстрактных понятий, обобщений нужно усвоить на уроке, тем чаще ученик может обращаться к первоисточнику мысли – природе, эмоционально- образной деятельности. Такая закономерность умственного развития ребенка».
В.А. Сухомлинский
Великий педагог видел в природе вечный источник детского ума, фантазии, словесного творчества. Он старался, что яркие образы родной земли живили сознание ребенка все годы обучения, чтобы законы мышления впервые раскрывались среди лугов, полей, возле речки , в школьном саду. Какими радостными открытиями становятся для детей коллективные наблюдения , когда они всматриваются, как просыпается сад от зимнего сна, как пробиваются через прошлогодний листок первая стрелка пролеска, прислушиваются к перезвону капель дождя, любуются радугой и т.д.
Активные формы работы по этой методике:
Написание сочинений-миниатюр;
Составление рассказов, сказок, по опорным словам;
Составление , дополнение стихотворений;
Ответы на проблемные вопросы;
Составление диалогов с героями произведений;
Работа с пословицами, народными приметами;
Восприятие стихотворений, музыки, картины;
Импровизированные рассказы детей;
Дополнение, перестроение, редактирование текста и т.д.
А основными задачами уроков мышления среди природы есть:
- обогащение жизненного и эмоционального опыта;
- нагромождение конкретного природного материала, как основы развития абстрактного мышления;
- осознание отдельных предметов и явлений природы, их взаимодействие и взаимосвязь;
- развитие умения наблюдать явления окружающего мира;
- развитие умений в построении гипотез и самостоятельных выводов;
- развитие мышления и речи у детей;
- расширение познавательных интересов;
- побуждение к творчеству способом слова, изобразительного искусства, музыки, труда.
- развитие представления, фантазии, мышления, памяти.
Музыка родной земли, чудное богатство ее форм одухотворяются сказкой, которую творят дети.
Вот некоторые темы для сказок «О чем шепчут листочки?», «О чем поет осенний дождик?» , «Хмурится зимнее утро», «Я – листочек в твоем саду». «Цветок – живое существо».
В помощь детям для составления сказки, теста, описания есть памятка:
Отвечает ли содержание текста заголовку?
а) не пропущено ли что-то важное?
б) может что-то лишнее?
2. Достаточно ли развернуты части высказывания?
а) может, что-то переставить?
б) продолжается ли мысль первого предложения в следующих?
в) как связываются части теста?
г) есть ли повторения слов?
3. Помогут употребленные слова представить то, о чем рассказывается?
В процессе наблюдений обращаю внимание детей на яркие предметы и явления природы.
Например :
- Что напоминают деревья, покрытые инеем?
- Что рисует мороз на окнах?
- На что похожа полянка цветов?
- С кем разговаривает березка?
Дети любят наблюдать за снегом, снежинками, которые кружат в воздухе. Предложила детям записать на доске в форме тезисов все то, что они знали про снежинки. Вот что вышло:
-они холодные;
- быстро исчезают на ладони;
- похожи на пушинки;
- снежинки бывают зимой.
Когда я предложила детям внимательно рассмотреть снежинки, детей удивила их форма. Они сравнили снежинки со звездочками, цветами.
Это была для них новинка. Это и есть эмоциональным окрашиванием наблюдений . Потом на уроках рисования и труда мы старались передать форму увиденных снежинок.
Постепенно из года в год увеличивается важность самостоятельных наблюдений за окружающим миром. Можно предложить детям вести тетрадь для наблюдений. Есть разные способы фиксирования наблюдений: рисунки, фото, краткая запись.
Очень продуктивны тематические выставки на тему: «моя помощь животным зимой», «Бабочка - живой цветок», «Осенние чудеса в нашем саду».
К таким выставкам дети готовят творческие работы: сочинение и рисунок к нему. Важно, что каждый ученик может сравнить свою работу с другими, проанализировать ее.
Со своими детьми провожу экскурсии-уроки в природе: в школьном саду, возле водоема, в лесу. Во время проведения уроков сезонных изменений в природе, дети наблюдают за удивительными превращениями в жизни растений.
Чтобы каждый ребенок был задействован, даю конкретные задания:
-найди и сравни (листья деревьев и кустов);
- полная корзинка (плоды для подкормки птиц);
- насекомые осенью (наблюдения за жизнью в муравейнике).
Нравится детям выходить в природу для сбора природного материала (сухие травы, веточки, цветы, камыш, перекати-поле). Композиции из этого материала украшали наш класс.
На экскурсиях дети с удовольствием рассказывают, что они интересного видели по дороге в школу.
Кто-то видел стайку птичек. Кто-то кучу снега сравнил с зайчиком. А кто-то видел необычные следы на снегу. А потом я задаю вопрос:
Что вы заметили в природе на такое, как было вчера?
Удивление перед красотой, живые образы становятся надежной основой, на которой развивается умение проникать в сущность явлений. Так у детей возникает много «почему?»:
- почему зимой нет радуги?
- почему осенью листья желтеют?
- почему на траве роса? и т.д.
Общение с природой всегда считалось методом воспитания. Сейчас мы с детьми подкармливаем птичек. Дети на переменах смотрят в окно, ждут, когда же прилетят пернатые гости. А потом мы составляем рассказ по своим наблюдениям.
В феврале я предложила детям «разбудить веточку». Каждый принес свою. Мы наблюдали за тем, как появятся сначала почки, потом листочки, а потом цветы. Наблюдение показало, что на веточке вишни цветы появились раньше. Дети любовались ими, а на улице еще лежал снег. Это практическое задание может быть темой для сочинения.
Сила удивления, фантазии, наслаждения рождают образы. Интеллектуальная жизнь наполняется радостными переживаниями, яркими картинками. Запоминание происходит интенсивнее.
Восприятие предметов и явлений окружающего мира готовит детей к высшей ступени умственного развития: сравнения, установления причинно-следственных связей, понимания взаимосвязывающих явлений и предметов:
- почему пролесков не было зимой?
- почему звери одевают теплые шубы?
- почему деревья раздеваются?
- почему снежинка растаяла?
Наглядные образы, впечатления, полученные во время наблюдений становятся могучим оружием умственного воспитания. Из наглядного образа мысль ребенка переключается на обработку информации про этот предмет. Эффективность этой работы достигается речевой деятельностью детей. Сказка, яркие представления могут помочь глубже познать закономерности природы. Удивление перед красотой природы пробуждает мысль даже у самых неактивных.
«Ребенок от своей природы- пытливый исследователь , открыватель мира » (В.А. Сухомлинский). Так пускай же перед ним открывается чудесный мир через сказку, фантазию, через неповторимое детское творчество.