Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения
Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения
Во все времена остро стоял вопрос о самобытности каждого народа, будь то нация многомиллионная,или с малой численностью.Как в современном бушующем мире с его страстями и быстротечными событиями найти место для маленькой национальной сказки или тихой колыбельной песенке на почти утраченном национальном языке. Как включить этот компонент в череду уроков, не нарушив его? Вопросов много, ответы предстоит найти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения »
Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения.
Литяйкина Т.Н. учитель начальных классовМОУ« Гимназия№20 »
Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося.
Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка»(1897)
Несколько лет назад перед образованием нашей Республики была поставлена большая задача: учить детей практически овладеть одним из мордовских (мокшанским или эрзянским) языком. Это было продиктовано главным образом статусом мордовских языков как ведущего в Мордовии и его ролью как языка - посредника в общении народов русской, татарской и других национальностей. Следовательно, усвоение второго языка (в данном случае мордовского) – это вхождение в новую культуру, освоение её. Вот почему так важно обучение мордовским языкам тесно связать с изучением материальной и духовной культуры мордовского народа, формировать у учащихся компетентность, знание мордовской национальной культуры. Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь важно заложить в сознание ребенка некую гордость за причастность его к тому или иному национальному сообществу, имеющему богатейший культурный запас, созданный предшествующими поколениями; научить ценить этот накопленный кладезь, использовать как можно глубже и с пользой для себя и окружающих. Поэтому, в процессе обучения мордовскому языку формируются:
- языковая компетентность (знание о звуковом составе, словарном богатстве, способах словообразования и грамматическом строе языка) коммуникативная компетентность (умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на мордовском языке в диаспоре). Мордовский язык обретает статус хранителя национальной культуры, наряду с русским, татарским и другими языками.
Изучение мордовского языка в русскоязычной школе это не что иное, как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Учитель, работающий с учащимися начальных классов должен помнить, что занятия по мордовскому языку должны быть направлены на достижение не только обучающих целей, на каждом уроке решаются развивающие и воспитательные задачи.
Процесс овладения мордовским (мокша или эрзя) языком должен рассматриваться не как процесс обучения, а как образовательный процесс, т.к. мордовский язык – не просто учебный материал, которым надо овладеть. На занятиях мы знакомим ребенка с мордовской культурой и системой одного из мордовских языков, развиваем его речевые способности, память, мышление, воспитываем в духе уважения к мордовской культуре, в духе интернационализма, патриотизма, взаимопонимания, наконец, обучаем понимать, говорить и читать на национальном языке.
В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие задачи:
1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей мордовского народа, воплощенных в мордовском искусстве.
4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.
5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории мордвы, о жанрах мордовских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, мордовских композиторах и исполнителях.
7. Формирование навыков исполнения мордовских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.
8. Формирование умения воспринимать произведения мордовских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.
9. Показ взаимосвязи мордовского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.
10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.
Содержание программы в начальной школе включает в себя формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности, приобретение знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности на основе освоения фольклора и искусства, претворяющего традиции национального мышления.
Формирование национальной духовной культуры невозможно без освоения народного музыкального искусства, которое в художественной форме отразило национальные традиции, мировоззрение, нравственные идеалы этноса. Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении; при этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа. Поэтому музыкальный материал программы в большей степени включает в себя мордовское музыкальное народное искусство, которое представлено (в соответствии с возрастом):
- отдельными образцами взрослого фольклора, доступными по образному строю и музыкальному языку, предназначенными для пения (круговые, лирические, календарно-обрядовые, шуточные песни);
- отдельными образцами взрослого фольклора, предлагаемыми для слушания и музыкально-ритмичных движений (эпические, лирические, круговые песни).
Особое место отводится календарной обрядности и песням, ее сопровождавшим. И это не дань язычеству или возврат к нему. Осваивая календарно-обрядовые песни, школьники знакомятся со взглядами своих предков на взаимоотношения человека с природой, окружающим миром, Космосом, об ответственности человека за состояние природы. Мир природы выступает в данном случае как объект изучения и как важное воспитательное средство активизации музыкальной и творческой деятельности учащихся. Природа выступает как живой организм, и учитель помогает ребенку «очеловечить» природу и одухотворить ее, выразить в творчестве свое отношение к ней. Все это будет способствовать экологическому воспитанию, формировать чувство ответственности и любви к деревьям, цветам, животным, своей родной земле.
Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания младших школьников дает возможность решать многие воспитательные цели и задачи по формированию гармонично развитой личности.