kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все времена остро стоял вопрос о самобытности каждого народа, будь то нация многомиллионная,или с малой численностью.Как в современном бушующем мире с его страстями и быстротечными событиями найти место для маленькой национальной сказки или тихой колыбельной песенке на почти утраченном национальном языке. Как включить этот компонент в череду уроков, не нарушив его? Вопросов много, ответы предстоит найти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения »

Приоритет национальных духовных ценностей как компонент гармоничного воспитания подрастающего поколения.

Литяйкина Т.Н. учитель начальных классов МОУ« Гимназия№20 »

Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося.

Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка»(1897)

Несколько лет назад перед образованием нашей Республики была поставлена большая задача: учить детей практически овладеть одним из мордовских (мокшанским или эрзянским) языком. Это было продиктовано главным образом статусом мордовских языков как ведущего в Мордовии и его ролью как языка - посредника в общении народов русской, татарской и других национальностей. Следовательно, усвоение второго языка (в данном случае мордовского) – это вхождение в новую культуру, освоение её. Вот почему так важно обучение мордовским языкам тесно связать с изучением материальной и духовной культуры мордовского народа, формировать у учащихся компетентность, знание мордовской национальной культуры. Начальная школа – это основа для построения дальнейшей работы по освоению этнической культуры в средних и старших классах. Именно здесь важно заложить в сознание ребенка некую гордость за причастность его к тому или иному национальному сообществу, имеющему богатейший культурный запас, созданный предшествующими поколениями; научить ценить этот накопленный кладезь, использовать как можно глубже и с пользой для себя и окружающих. Поэтому, в процессе обучения мордовскому языку формируются:

- языковая компетентность (знание о звуковом составе, словарном богатстве, способах словообразования и грамматическом строе языка) коммуникативная компетентность (умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на мордовском языке в диаспоре). Мордовский язык обретает статус хранителя национальной культуры, наряду с русским, татарским и другими языками.

Изучение мордовского языка в русскоязычной школе это не что иное, как вхождение детей в культуру мордовского языка, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Учитель, работающий с учащимися начальных классов должен помнить, что занятия по мордовскому языку должны быть направлены на достижение не только обучающих целей, на каждом уроке решаются развивающие и воспитательные задачи.

Процесс овладения мордовским (мокша или эрзя) языком должен рассматриваться не как процесс обучения, а как образовательный процесс, т.к. мордовский язык – не просто учебный материал, которым надо овладеть. На занятиях мы знакомим ребенка с мордовской культурой и системой одного из мордовских языков, развиваем его речевые способности, память, мышление, воспитываем в духе уважения к мордовской культуре, в духе интернационализма, патриотизма, взаимопонимания, наконец, обучаем понимать, говорить и читать на национальном языке.

В начальной школе намеченную цель конкретизируют следующие задачи:

1. Воспитание любви к своему краю, Родине, земле, на которой живешь, к дому.

2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.

3. Усвоение основных нравственных ценностей мордовского народа, воплощенных в мордовском искусстве.

4. Формирование способности понимать особенности народного мировосприятия и мировоззрения, выраженные национально-своеобразными средствами выразительности.

5. Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.

6. Приобретение знаний о традициях, обрядах в истории мордвы, о жанрах мордовских народных песен, о национальных музыкальных инструментах, мордовских композиторах и исполнителях.

7. Формирование навыков исполнения мордовских народных песен, усвоение простейших форм национального многоголосия; навыков исполнения национально-своеобразных танцевальных движений.

8. Формирование умения воспринимать произведения мордовских композиторов, выявлять в них проявление национального своеобразия.

9. Показ взаимосвязи мордовского народного творчества с народно-прикладным и устно-поэтическим творчеством, а также с профессиональным музыкальным искусством, с искусством народов, населяющих республику.

10. Развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления.

Содержание программы в начальной школе включает в себя формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности, приобретение знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности на основе освоения фольклора и искусства, претворяющего традиции национального мышления.

Формирование национальной духовной культуры невозможно без освоения народного музыкального искусства, которое в художественной форме отразило национальные традиции, мировоззрение, нравственные идеалы этноса. Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении; при этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа. Поэтому музыкальный материал программы в большей степени включает в себя мордовское музыкальное народное искусство, которое представлено (в соответствии с возрастом):

- детским музыкальным фольклором (потешки, прибаутки, заклички, колядки, песенки из сказок, колыбельные песни);

- отдельными образцами взрослого фольклора, доступными по образному строю и музыкальному языку, предназначенными для пения (круговые, лирические, календарно-обрядовые, шуточные песни);

- отдельными образцами взрослого фольклора, предлагаемыми для слушания и музыкально-ритмичных движений (эпические, лирические, круговые песни).

Особое место отводится календарной обрядности и песням, ее сопровождавшим. И это не дань язычеству или возврат к нему. Осваивая календарно-обрядовые песни, школьники знакомятся со взглядами своих предков на взаимоотношения человека с природой, окружающим миром, Космосом, об ответственности человека за состояние природы. Мир природы выступает в данном случае как объект изучения и как важное воспитательное средство активизации музыкальной и творческой деятельности учащихся. Природа выступает как живой организм, и учитель помогает ребенку «очеловечить» природу и одухотворить ее, выразить в творчестве свое отношение к ней. Все это будет способствовать экологическому воспитанию, формировать чувство ответственности и любви к деревьям, цветам, животным, своей родной земле.

Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания младших школьников дает возможность решать многие воспитательные цели и задачи по формированию гармонично развитой личности.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Литяйкина Татьяна Николаевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства