Просмотр содержимого документа
«« Применение современных педагогических технологий в учебном процессе и во внеурочное время»»
« Применение современных педагогических технологий в учебном процессе и во внеурочное время»
Качество знаний– это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщѐнность, систематичность, осознанность, прочность.
Составляющими качества образования являются:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников;
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля,
познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
В своей педагогической практике я использую различные технологии. Технологию личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности.
Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации.
На своих занятиях я применяю технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности.
Игра на уроке: Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся .
Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Игры хороши тем, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам.
Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме занятия.
Большое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе, формирования у обучающихся личностных компетентностей, что подтверждается результатами:
развитие интеллектуальных способностей, что подтверждается результатами участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
развитие исследовательских навыков, что подтверждается активностью участия школьников, конкурсах и фестивалях, в проектах по патриотическому воспитанию;
развитие творческих способностей, что подтверждается активностью обучающихся в олимпиадах и конкурсах.
развитие коммуникативных компетентностей, что подтверждается стабильность вовлечения обучающихся младших классов в общешкольные мероприятия повышение уровня психологической компетентности учащихся, формирование адекватной самооценки, способности делать выбор и брать на себя ответственность за последствия своего выбора, пробуждение потребности к самоусовершенствованию.
Таким образом, внедряемые современные образовательные технологии способствуют повышению эффективности образовательного процесса, достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Этот список вы можете продолжить.
Очень важно, чтобы учитель понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя:
целевую направленность
научные идеи, на которые опирается
системы действия учителя и ученика
критерии оценки результата
результаты
ограничения в использовании.
Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещѐ он приходит… за счастьем! Он ждѐт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребѐнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всѐ это может дать театрализованная деятельность, реализуемая в «Духовно-нравственном» направлении.
Большая роль на кружке отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
придаѐт занятию эмоциональную окрашенность;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
повышается производительность труда учителя.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребѐнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами дома учатся работать с компьютером.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объѐм выполняемой работы на уроке;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний;
продвигает ребѐнка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребѐнка;
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Данная технология способствует:
активизации познавательной деятельности учащихся.
развитию мышления, логики.
направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Ещѐ один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Данная образовательная технология позволяет не только рационализировать мой учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, но и изменить мою роль: перейти от управления на педагогическое сопровождение деятельности школьников, что даѐт возможность формировать ключевые образовательные компетенции. В ходе работы по данной технологии мои дети учатся:
•ставить цели своей познавательной деятельности
•планировать познавательную деятельность
•выбирать задания по степени сложности и интересу
•работать самостоятельно в парах, группах
•осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружѐнный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.
Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность: - повысить уровень профессионализма,
обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…
стимулируют у учащихся процесс познания нового,
формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, - порождают стремление к самостоятельной деятельности,
формируют устойчивое внимание к предмету.
Учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий.