Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
готовясь к уроку,каждый преподаватель создает дневной план.Это не просто приходить администрации или навязчивое ненужное требование,а важное условие,позволяющее правильно планировать ход урока на всех его этапах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.»
Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Готовясь к уроку, каждый преподаватель составляет дневной план. Это не просто прихоть администрации или навязчивое ненужное требование, а важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах. Одним из первых пунктов плана является Организационный момент. Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Первый этап урока. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу».
1-2 минуты
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность
Приёмы работы.
Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:
Психологические минутки:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;
- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,
Пожелайте всем любви и добра.
Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.
Начало урока с элементами театрализации.
Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
***
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
***
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняй-ке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Чтение
Бабушка – сказительница.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Погружение в урок.
Математика
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
Чтение
***
С.А.Есенин “Черёмуха”
- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
***
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится...”
- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.
Рушится трон снежной королевы – зимы.
***
И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной...”
- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Музыкальное сопровождение.
Окружающий мир
***
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, удалось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Кроссворды, ребусы, игры, загадки.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан ...”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
***
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
- Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
Вопросы:
- Как могут называться рыхлый верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения?
- Из чего состоит почва?
- Какие виды почв вы знаете?
- Основное свойство почвы?
- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
Эпиграф к уроку.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
Пословицы, поговорки.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Девиз.
Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети – хором)
Учитель:
В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решать
И побеждать!
– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
Самопроверка д/з по образцу.
Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.
Поэтические минутки.
Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. Если же учитель продекламирует строки с выражением, необходимыми эмоциями, а еще и в тему, то успех в создании положительного настроя гарантирован.
Прием «Интрига».
В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.
Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.
Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!