Как удовлетворить детское любопытство и рассказать детям о Пасхе, о том, почему красят яйца и почему именно яйца, какие еще существуют символы и традиции Воскресения Христова?
Очень интересно ребятам узнать о празднике Светлой Пасхи, который богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет “играть” и “веселиться” красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце “играет”, и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздник Светлой Пасхи »
Светлый праздник Пасхи
Звучит Колокольный звон.
Ученик читает стихотворение.
Колоколдремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонкораздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонкопобежала
Резваяволна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за горой
Замираетзвон.
Дети заходят с зажженными свечами, ставят их около икон.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Потому что она посвящена народному празднику – Пасхе.
Ученик читает стихотворение.
Все дети умеют смеяться и петь,
Кричать, говорить или даже свистеть.
А пробовал ты посидеть в тишине,
Подумать о чем-то серьезно вполне –
О Боге, о людях, о добрых и злых,
О самых любимых и близких твоих?
Попробуй подумать о солнце, цветах,
О дальних морях и высоких горах.
Попробуй припомнить хороших друзей,
Которые встретились в жизни твоей.
Тогда ты узнаешь: сама тишине
Бывает прекрасна и очень нужна.
Молитва «Отче наш»
Ведущий. Посмотрите, у нас много икон. И мы должны знать: что называется святой иконой? Где ставятся святые иконы в доме и храме? Почему они называются святыми иконами? Кто освятил употребление святых икон своим примером? Что мы должны помнить, когда молимся перед святыми иконами? Какой образ Спасителя называется Нерукотворным?
В храме – в иконостасе и по стенам, и в доме – в переднем углу находятся святые иконы, перед которыми мы молимся.
Учащиеся читают.
1. Иконой, или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водой: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, чрез которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.
2. Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) спасителя, то исцелился от болезни своей.
3. Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.
Ученик читает стихотворение.
О свече
Стой, как свечечка, на службе,
Привыкай, что ты - свеча.
Ты, как свечка, Богу нужен,
Твоя вера горяча.
Пусть горит душа, как пламя,
Пламя ровное свечи,
А заплачешь над грехами –
Будут слезы горячи.
Слезы – вроде капли воска,
И прозрачны, и чисты.
Покатилась тихо слезка –
Стал немножко чище ты.
Стой тихонько, стой в сторонке,
Про себя молитвы пой.
О тебе – живой иконке –
Ангел радуется твой.
4. Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.
5. Бог – Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.
Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец – в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам.
6. Бог Сын изображается с том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим чудеса; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.
Бог Дух Святой изображается в виде голубя: так Он явил Себя во время крещения Спасителя во Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков: так Он сошел видимым образом не святых апостолов в пятидесятый день после Иисуса Христа.
7. Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.
Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своей святой жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.
8. Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукой, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этой иконой». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!
Ведущий. На иконах мы изображаем также святых людей, или угодников Божиих. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом они молятся о нам Богу, помогая нам, живущим на земле.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессеребренники, блаженные, праведные.
Стихотворение «Научи меня Ангел…»
Ведущий. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет “играть” и “веселиться” красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце “играет”, и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички.
Выходит ученик и читает стихотворение М.Максимовича
“Христос воскрес”.
“Христос воскрес!”- поют колокола.
И весть та – радостна, светла-
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
“Христос воскрес!”- поет земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
“Воистину воскрес!”
Сценка о Марии Магдалине
Ведущий подходит к пасхальному столу.
Ведущий. Обратите внимание, ребята, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще – в красный. Перед Пасхой в магазинах продавались и по сей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только окрасить яйцо в какой-нибудь один цвет, но и расписать цветами, орнаментами или нарисовать какую-нибудь картинку. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной красками писали “ХВ”, что значит “Христос воскрес”
Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он потрескается, то кто-нибудь из родных может заболеть.
Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми.
Проводятся игры.
“Не урони яйцо”
Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернется на место.
«Дружеское рукопожатие»
Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать три шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг к другу и обменяться рукопожатием.
«Чье яйцо крепче?»
Вызываются 2 человека. Им дается по одному яйцу, и они должны их стукнуть друг об дружку. Чье яйцо окажется крепче?
Ведущий. Что-то мы немножко притомились.
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышленней - поглядим!
Ведущие садятся на лавку и загадывают детям загадки, которые написаны на расписных пасхальных яйцах.
1. В поле родился, на заводе варился, в час растворился (сахар).
2. Белый порошок, для хлеба корешок (мука).
3. В белом граде вкуснота, да замкнуты ворота (яйцо).
4. В воде родится, а воды боится (соль).
5. Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
Ведущий. А сейчас послушайте стихотворение, посвященное Пасхе.
«Христос воскрес»
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И просыпаются поля…
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А. Плещеев)
1. В поле родился, на заводе варился, в час растворился.