Просмотр содержимого документа
«" Право на заботу и внимание"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Правовая игра с применением ИКТ
" Права и обязанности"
(для учащихся 7 классов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.
Автор:
Лазарева Наталья Владимировна,
учитель информатики
г. Арзамас, 2012 г.
Правовая игра с применением ИКТ
Выполнила: Лазарева Н. В., учитель информатики МБОУ СОШ 12 г. Арзамас.
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
формировать систему правовых знаний;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
Ход мероприятия:
Организационный момент - 2 мин.
Объяснение нового материала – 10 минут.
Проведение круглого стола -22 мин.
Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин
Подведение итогов урока- 5 мин.
Актуальность мероприятия:
В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:
«Изучаем Декларацию прав человека»; 5 класс
«Права ребенка»; 5 класс
«Твои права и сказочная страна»; 6 класс
«Права и обязанности» « Прогулка по ПРАВОГРАДУ» 7 класс
Расстановка парт на классный час.
Ход мероприятия:
На доске
Памятка «Важные правила» (слайд 2)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Организационный момент.
Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.
Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».
(слайд 3)
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
- Что такое, например, право на жизнь?
У: Это означает, что человек свободенрасполагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.
- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.
(слайд 4)
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Закрепление пройденного материала.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1 задание. Составление таблицы (слайд 5)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)
Что я делал(а) сегодня
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
2
Завтракал, обедал
3
Смотрел телевизор
4
Сходил в школу
5
Лечил зубы
6
Право на всестороннее развитие
7
право на отдых и досуг
8
право на справедливое вознаграждение
9
право на свободу мирных собраний
10
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
Ответы детей.
Что я делал(а) сегодня
Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
Право на отдых и здоровье
2
Завтракал, обедал
Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
3
Смотрел телевизор
Право на доступ к информации и СМИ
4
Сходил в школу
Право на образование
5
Лечил зубы
Право на медицинскую помощь.
6
Посещал кружки и секции
Право на всестороннее развитие
7
Играл в компьютер
право на отдых и досуг
8
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку
право на справедливое вознаграждение
9
Встречался с друзьями
право на свободу мирных собраний
10
отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
право на свободу убеждений и на их свободное выражение
Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1. (слайд 6)
На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2. (слайд 7)
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3. (слайд 8)
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд 9)
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,
личную тайну.
Ситуация 5. (слайд 10)
Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.
Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?
Правильный ответ:
Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.
Ситуация 6. (слайд 11)
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Правильный ответ:
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления
(ст. 31 УПК).
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж
и
О
б
р
о
в
а
И
З
Н
Ь
А
З
З
Н
Н
Д
И
У
Ж
Е
А
И
Х
И
М
В
А
Н
Б
Е
Ы
В
Я
С
У
И
О
Т
Д
И
Д
О
Г
Е
Х
У
Т
Д
Л
Ь
С
Т
Ы
О
О
У
А
Н
О
Ь
Д
Т
ж
и
О
б
р
о
в
а
И
З
Н
Ь
А
З
З
Н
Н
Д
И
У
Ж
Е
А
И
Х
И
М
В
А
Н
Б
Е
Ы
В
Я
С
У
И
О
Т
Д
И
Д
О
Г
Е
Х
У
Т
Д
Л
Ь
С
Т
Ы
О
О
У
А
Н
О
Ь
Д
Т
Правильный ответ:
Жизнь
образование
отдых
досуг
индивидуальность
уважение
имя
заботу
Ситуация 7. (слайд 13)
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 8. (слайд 14)
В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Правильный ответ:
НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью
С танция 10. Задание для болельщиков:
придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах
1группа – право на развитие, учёбу,
2 группа – право на защиту,
3группа – право на семью.
– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).
Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области).
Игра. Я уважаю твое право…
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Подведение итогов.
А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.
(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
Литература:
Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.