Повышение профессионального мастерства учителя в условиях перехода на 12-ти летнее образование
Повышение профессионального мастерства учителя в условиях перехода на 12-ти летнее образование
Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования.
Согласитесь, что во всей государственной образовательной политике главным остается личность человека. И поэтому приоритетная значимость должна отводиться формированию нравственно-духовного становления личности, развитию патриотизма у детей и подростков. Наши дети должны получать в стенах школы не только знания. Здоровые, образованные дети, с развитым чувством гражданственности — мечта и основная надежда любого общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение профессионального мастерства учителя в условиях перехода на 12-ти летнее образование »
Алматинская область, Уйгурский район, село Чунджа
КГУ «Чунджинская средняя школа №1»
Учитель начальных классов
Асамдинова Асиям Асимовна
Повышение профессионального мастерства учителя в условиях перехода на 12-летнее образование»
Помните - великий Абай говорил -
"Хочешь быть богатым — учись ремеслу".
Важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования. Согласитесь, что во всей государственной образовательной политике главным остается личность человека. И поэтому приоритетная значимость должна отводиться формированию нравственно-духовного становления личности, развитию патриотизма у детей и подростков. Наши дети должны получать в стенах школы не только знания. Здоровые, образованные дети, с развитым чувством гражданственности — мечта и основная надежда любого общества. Эффективное решение вопросов обеспечения организованного перехода на 12-летнее обучение требует консолидации усилий всего педагогического сообщества, от каждого из нас будет зависеть, насколько успешно будет реализовываться национальная политика Республики Казахстан в области образования в условиях перехода на 12- летнее среднее общее образование. Школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд, следующие: • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности; • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Задачей педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся самоценной образовательной деятельностью на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить данную задачу, можно, адаптировав классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика с его индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системыобразования, ориентированного на вхождени в мировое информационно - образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Значительное место в Концепции отведено содержанию 12 - летнего общего образования. И самым важным, основополагающим принципом обновления содержания школьного образования является принцип «личностной ориентации», предполагающий развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образовательных траекторий с учетом интересов и склонностей, с постепенным переходом на экстернатную систему получения образования. Мы считаем, что профильное образование, получаемое юношеством, как городских, так и в сельских школах должно быть одинаковым по своему качественным уровню. Материальная база учебных заведений должна быть такой, чтобы можно было реализовывать профильный характер старшей ступени на одном уровне по всей общеобразовательных учреждений. Таким образом, естественны вопросы: «Какой должен быть система образования ХХІ века? Каким требованиям она должна отвечать, чтобы помочь людям адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям их существования? Как можно обеспечить выполнения этих требований, и что именно следует предпринять для решения этих задач уже сегодня?». На мой взгляд, наиболее значимыми отличительными чертами уже формирующейся системы образования должны стать: ● Переход от «обучения» к «образованию». ● Фундаментализация образования и развитие творческих способностей личности. ● Применение новых информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний. Образование или обучение? Процесс обучения предполагает осознание того, чему следует учить. Поэтому он так или иначе направлен на формирование конкретных, а поэтому ограниченных знаний, умений, навыков. Этот педагогический стиль имеет древние исторические традиции. Современная версия подобной практики может быть определена как алгоритмически - инструктивный метод, и оттого, что подобные образовательные подходы в наше время осуществляются с использованием современных информационных технологий. Здесь роль наставника - учителя - активизировать интеллект учащегося и дать ему образцы целостного мышления. Образование в отличие от обучения нацелено на овладение «знаниями - инструментами» и формирование на их основе целостного восприятия мира, достижение многогранности и целостности мышления, адекватного неклассической сложности окружающего мира. Таким образом, новую образовательную парадигму можно сформировать в виде логически связанной триады: «От целостной картины мира - к целостному знанию, и через него – к целостной личности». Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися надо составить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задания соответствуют интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала, преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. Проблемными заданиями могут быть: условие, формулировка вопроса, практические задания. Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуацииможет быть четыре выхода:
1) учитель сам ставит и решает проблему;
2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;
4) учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя(но под ее руководством). Концепция структуры и содержания общего среднего образования ставит перед педагогическими коллективами страны новые цели и задачи, в том числе по созданию предпосылок для вхождения в открытое информационно - образовательное пространство. Чтобы достигнуть эти цели, необходима информатизация образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий. Особое внимание нужно обратить на развитие дистанционного обучения. • разработка основных направлений стратегии и тактики развития системы образования с учетом социально - экономических, национальных, культурных, экологических и других особенностей региона; • обеспечение доступности качественного образования для всех социальных слоев населения области; • воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека; • развитие языковой культуры населения области, реализация принципа трех язычья, овладение государственным, русским и иностранным языками; • совершенствование дошкольного воспитания и предшкольной подготовки детей; • осуществление перехода на 12 - летнее среднее общее образование; • реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования; • совершенствование учебно - методического и научного обеспечения образовательного процесса; • расширение внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс; • принятие управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния системы образования области; • повышение квалификации педагогических кадров на основе нового содержания образования и образовательных технологий; • обеспечение единства государственного, общественного и личностного интересов в системе образования области.
Технология педагогической деятельности педагога, как компонент, профессионально-технологической культуры, реализуется в процессе решения бинарных трупп педагогических задач:
аналитико-рефлексивные - задача анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов,
субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений и др.; конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых решений;
организационно-деятельностные -задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетание многообразных видов педагогической деятельности; оценочноинформационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
коррекционно-регулирующие - задачи коррекции протекания, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки.
Главное в динамике деятельности учителя-профессионала - выявление и использование своего личного потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий к личностно-креативным. Такой учитель должен, как мы считаем, обладать следующими критериальными и уровневыми характеристиками:
- диапазон профессионального педагогического мышления, его категориально-понятийный и концептуальный аппарат;
- ориентировка в сфере преподаваемого предмета, уровень владения им; способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-коммуникативной форме;
- мотивационная и практическая готовность к различным педагогическим функциям, объем и полнота реально обеспечиваемых;
- владение современными технологиями, выполнение различных педагогических функций: интеллектуально-развивающей, личностно-формирующей, функциями педагогического анализа;
- исследовательский потенциал учителя;
- саморазвивающая активность педагога.
И последнее. Как показывают исследования, в связи с предстоящим переходом средней общеобразовательной школы нашей страны на 12-летний срок обучения теория и практика личностно-ориентированного образования нуждаются в дальнейшем осмыслении, как и концепция, стратегия и технология профессионального развития учителя. Очевидно, необходим принципиально новый подход, иные методы и методики исследования педагогического труда и способы внедрения авторских систем формирования профессионального мастерства педагогов в реальную практику школы. Предстоит также всесторонне проанализировать позитивную динамику развития личности учителя, рассмотреть с современных позиций мотивационные, эмоциональные, поведенческие аспекты ее становления. Дальнейшая логика анализа требует углубления в психологическую суть труда педагога, разрабатываемого в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.