Просмотр содержимого документа
«"Повышение эффективности и качества образования, ориентированное на обучение и воспитание младших школьников в условиях новой образовательной среды."»
Формирование толерантного отношения у младших школьников.
Формирование атмосферы толерантности, уважения к особенностям национальных, культурно-религиозных меньшинств – трудный и сложный процесс. Трудно переоценить ту роль, которую призваны сыграть школа и педагогическая общественность в деле распространения и укрепления принципов толерантности в российском обществе. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые элементы отношения человека к социальной среде, формируются устойчивые стереотипы поведения и восприятия.
Для начальной школы проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Давыдов В.В. полагает, что для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе, формированию корпоративной культуры, основанной на ценностях толерантности, как комплекса разделяемых всеми членами класса ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает класс по мере преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к успеху.
Воспитание и развитие толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Формирование толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Толерантность, как уже было сказано, включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатия, умение слушать других.
Байбородова Л.В. выделяет следующие направления развития и формирования толерантности у детей младшего школьного возраста:
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество);
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Бабанский Ю.К. определил педагогические средства формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в школе.
К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.
Выготским Л.С. предложен подход к классификации методов и форм формирования толерантного поведения детей младшего школьного возраста:
1) методы формирования толерантного поведения на уровне сознания (разъяснение, рассказ на этическую тему, внушение, этическая беседа, диспут, пример);
2) методы организации деятельности и воспитания опыта толерантного поведения (упражнение, требование, приучение, поручение);
3) методы стимулирования толерантного поведения (поощрение, наказание).
Особенности процесса формирования толерантности как качества личности младшего школьника в школе:
1) Целенаправленность.
- раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
- предупреждение интолерантности;
- организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
- формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
- развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
- вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
- уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
- конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
- ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
- выслушать и понять другого.
2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы
3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
5) Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.
Учитывая специфику младшего школьного возраста, все существующее многообразие педагогических средств формирования толерантности у детей данной возрастной группы можно систематизировать в четыре основные группы и представить следующей классификацией.
1) Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, этическая беседа, диспут, личный пример.
2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации.
3) Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, и в наименьшей степени наказание.
4) Активные методы социально-психологического развития: тренинг толерантности (упражнения на самопознание и развитие толерантности к своей личности; упражнения и игры); арттерапия в активной форме (рисуночная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия); игропрактика (ролевая игра, деловая игра, групповая игротерапия); театрально-игровая деятельность.
Формы воспитательной работы:
1) Общешкольные и классные мероприятия, игры.
2) Кружки в контексте национально-регионального компонента.
3) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы.
Федоренко Л.Г. считает, что направления формирования толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:
1) знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства;
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность
3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Таким образом, организация жизнедеятельности детей младшего школьного возраста на толерантной основе объединяет в себе: наполнение ненасильственным отношением взаимодействий между людьми, отношением к природе, различных видов деятельности, уважение прав человека, обучение бесконфликтному взаимодействию, общению, сотрудничеству, создания альтернатив для осуществления детьми свободного выбора, активное взаимодействие по проблемам воспитания и обучения в духе толерантности родителей, создание позитивной атмосферы в школе, изучение положительных моментов из многообразия жизненных явлений и особенностей людей.
В своей работе педагог осуществляет подготовку уроков и внеурочных мероприятий по программе «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста».
В воспитательной работе ею была разработана методика использования народных и современных сказок. Занятия с учащимися также направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Учитывая многонациональный состав класса, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся класса, она включает выступления учителя на родительских собраниях и консультациях.
Задачи программы «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»:
2) перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
3) воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.
Комплекс занятий для учащихся построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
1) отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
2) на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
3) с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Выбраны определенные нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность, определены цели, задачи и методологические подходы по формированию толерантности младших школьников.
Тематический план занятий учителя таков:
1. Добро и зло.
2. Добрые отношения с друзьями.
3. Справедливость и сочувствие.
4. Честность и лживость.
5. Уважение к людям.
6. Что такое толерантность?
7. Жизненные ценности людей. Толерантность.
8. Толерантность к другим. Толерантное общение.
Разработанные занятия позволяют создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время занятий дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.
Духовно-нравственное развитие и толерантное воспитание предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый сотрудник школы и родители разделяют ключевые смыслы нравственных идеалов и ценностей и стремятся к их реализации в практической жизнедеятельности.
В данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, учитель начальных классов необходимо целенаправленно заниматься формированием основ толерантного поведения у учащихся младших классов.
И одним из способов формирования толерантности в педагогической деятельности являются занятия - тренинги. Учитель использует на своих тренинговых занятиях такие упражнения как «Мировое приветствие», «Изменяющаяся комната» (модификация), «Угадай, о ком идет речь», «Поэма о толерантности», «Цветик-семицветик» для конкретизации и усвоения знаний о понятии толерантности, а также игру «5 добрых слов», где учащиеся, работая в группах определяют положительные стороны друг друга.
Для выявления качеств самооценки учащимися своих этических поступков, нравственного и толерантного поведения, оценки поступков своих товарищей педагогом был разработан экран этических поступков. В процессе всех экспериментальных уроков и занятий учениками составляется «Тетрадь добрых дел», в которой они оформляют свои положительные поступки и действия. Происходит знакомство и погружение в народную самобытность разных национальностей.
Также необходимыми условиями формирования толерантности учащихся начальной школы является включение детей совместно с родителями и педагогами в социально и личностно значимую деятельность. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения.
Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах.
Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Знакомство с семьей школьника Инна Петровна проводит в форме опроса - анкеты. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для детей можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье». Проведение совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения и уровень сформированности толерантности.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями учитель проводит следующую работу:
- создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители»), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей;
- работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье;
- организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, проведение совместных дел на школьных мероприятиях.
Инна Петровна полагает, что проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.
Таким образом, исходя из описанного опыта педагогов-практиков, можно сделать вывод о том, что если работа учителя будет ориентирована в первую очередь на познавательную, коммуникативную и на мотивационно-ценностную сферу ребенка, то такой процесс должен обусловливать эффективное становление толерантной личности учащихся.