Портфолио ученика начальных классов как средство активизации личностного развития и творческой активности.
Портфолио ученика начальных классов как средство активизации личностного развития и творческой активности.
В современном мире большое значение имеют такие качества как целенаправленность, активность, инициативность. В соответствии с требованиями Фгос портфолио является соваременным педагогическим инструментом развития и оценки деятельности современного обучающегося. В статье рассказывается об опыте совместной работы учителя, ученика и родителей по созданию и оформлению портфеля достижений обучающихся. Эта долгосрочная программа помогает активизировать деятельность обучающихся, развивать их активность и максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка. Создание портфолио повышает самооценку школьника и содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио ученика начальных классов как средство активизации личностного развития и творческой активности. »
МБОУ СОШ №10 с УИОП
Портфолио ученика начальных классов как средство активизации личностного развития и творческой активности.
Бутырина Г. Н., учитель начальных классов.
2015год.
1.В современном мире особую значимость приобретают такие качества успешного человека как целенаправленность, инициативность, активность. Именно они позволяют стать успешными в жизни, реализовать себя в современном обществе.
2. При комплектации 1 класса, я обратила внимание на то, что многие дети отличались пассивностью, чувствовали себя скованно, неуверенно. Проведя входную диагностику, я убедилась, что лишь 21% детей имели высокий уровень мотивации обучения. Стало понятно, что необходимо найти такой способ, который «разбудит» в учениках желание показать себя, раскрыть свой творческий потенциал, даст толчок к развитию в них инициативности.
И здесь на помощь мне пришло портфолио. В соответствии с требованиями ФГОС портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
3. Это своеобразный «портфель достижений» ребенка позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Цели портфолио в нашем классном коллективе – собрать, систематизировать и зафиксировать индивидуальные результаты развития ученика, демонстрировать диапазон его способностей, интересов, представить динамику личных достижений в различных областях в период обучения в начальной школе.
4. В первую очередь, я ставила такие педагогические задачи :
- создавать ситуацию успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;. формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
- стимулировать активность и самостоятельность;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; содействовать индивидуализации образования ученика;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося посредством листов достижений обучающихся.
5. Создание портфолио - долгосрочная программа. Поэтому мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые смогли бы заинтересовать детей. В первом классе в сентябре мы с ребятами отправились в путешествие в страну Порфолиос, где живёт забавный Порт-Филя. С его помощью мы узнали, что такое портфолио, для чего он нужен, познакомились с алгоритмом работы над портфолио, его структурой.
6. Основными разделами портфолио нашего класса стали:
«Мой мир». Данный раздел - это средство диагностики, через которое я, как педагог, смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как личности. Это дало мне возможность работать над активизацией творческой деятельности каждого ученика в отдельности. Раздел включает следующие рубрики «Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мой город», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мои цели».
«Мои достижения». Здесь были представлены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, листы достижений.
«Мое творчество». В этом разделе размещались самые удачные творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я использовала для развития его активности, целенаправленности.
7. В первом классе мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимая участие в разнообразных конкурсах.
Анализ учебных достижений проводился на родительских собраниях совместно с учащимися и родителями. По желанию, ребята представляли свои портфолио на итоговом празднике «До свидания, первый класс!». Важно отметить, что желающих поделиться своими успехами со временем становилось всё больше.
8. В начале второго класса я провела анкетирование с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да». А на вопрос, «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Мой мир» - 17%, «Мои достижения» - 23%, «Моё творчество» - 60%.
9. Во 2 классе ребята уже стали проявлять большую самостоятельность и увлечённо трудятся над созданием своего портфолио. Портфолио становятся более объёмными, превращаются в настоящие «портфели достижений». Могу отметить, что даже школьники, которым трудно учиться, преуспевают в других видах деятельности. Они успешно социализировались в классном коллективе.
10. Значительно повысился уровень активности во всех сферах деятельности. У детей сформировался высокий уровень мотивации обучения - 57%, средний – 39%, низкий – 4%. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня. Уже сегодня я могу сделать вывод, что введение технологии «портфолио» дало ощутимые положительные результаты.
В следующем году перед нами стоит задача тщательного анализа пройденного пути и подготовка презентации своих портфолио. Этот этап не только сложный, но и интересный. Перед каждым учеником будет поставлена задача провести анализ своей деятельности, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Я думаю, что обучающиеся класса смогут это сделать, так как я замечаю, как они саморазвиваются и самореализуются.
11. Наряду с положительными моментами хочу отметить и трудности, с которыми я столкнулась при создании и работе с портфолио.
• подмена участия детей родителями;
• формальный подход к ведению портфолио;
• фрагментарность и непоследовательность.
В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Мной были проведены родительское собрания, индивидуальные консультации с родителями, оказывалась конкретная помощь отдельным детям в создании и ведении портфолио. Теперь можно констатировать, что портфолио обучающихся класса отражают устойчивые положительные результаты, создают ситуацию успеха у каждого ребенка в классе. Мне портфолио позволяет обнаружить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, своевременно вносить коррективы.
12. Я считаю, что портфолио позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность, максимально раскрывать индивидуальные возможности. Оно способствует повышению самооценки школьников, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.