Оченнь часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к сврему ребёнку методы поощерения и наказания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поощрение и наказание детей в семье»
Поощрение и наказание детей в семье
Н.Г. Антипина
Наказание – это причинение вреда причиняющему
вред. Похвала – педагогический домкрат.
Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания и поощрения.
Результаты статистики показывают, что в тех семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания, не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться.
Что же делать, если ребёнок не слушается? Можно ли его наказывать? Как? А как поддержать успех? Эти вопросы волнуют многих родителей.
Кто из родителей не чувствует порой желания, потребности похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок?
Поощрение всегда предполагает серьёзные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребёнок сумел заставить себя выполнить какие-то нелёгкие для него требования. Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека. И всё-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера. Добрая улыбка, ласковое слово, одобрение всей семьи, похвала родителей должны быть лучшей наградой для ребёнка. И хотя игрушка, новое платье, книжка приносят ему больше радости, все эти подарки ни в коем случае не должны быть платой за что-то. Хорошо учиться, быть дисциплинированным он должен и без материального вознаграждения, побуждаемый чувством долга и ответственности. А подарки лучше делать ко дню рождения, к праздникам, к семейным торжествам. Самые действенные и много дающие способы воспитания детей – поощрение, пример, показ. Они создают главное русло, по которому развивается характер.
Поощрение, неодобрение – способы подсобные, они лишь подправляют сбои, уходы от правильного пути. Вот несколько советов, как поощрять ребёнка в семье:
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
- Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
- Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
- Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
- Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.
А как же откликаться на плохие поступки детей? Только словами? Не окажутся ли слова бессильными? Многие родители убеждены в том, что в воспитании нельзя обойтись без наказаний. Но наказание – дело не простое!
Наказание должно быть чрезвычайно приспособленным к отдельной личности. Только при таком подходе наказание становится не просто устрашением, возмездием за проступок, а действенным средством воспитания. Только тогда оно помогает пресечь отрицательные проступки, побуждает к исправлению, а при определённых обстоятельствах укрепляет поведение, хорошие привычки.
В семейном воспитании почему-то часто упускают эту последнюю сторону воздействия наказания. Ведь часто мы наказываем детей за такие промахи и проступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте.
Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. При такой реакции взрослых наказание выступает в сочетании с полезными упражнениями.
Итак, наказание преследует две основные задачи: тормозить отрицательные поступки, закреплять положительные.
Но наказание никогда не достигает цели, если в глазах ребёнка оно несправедливо. Ребёнок обижается, ожесточается, родителям нужно извиниться. Педагогически верное наказание должно разрешить конфликт. Если конфликт исчерпан – это верный показатель, что приём найден правильно. Наказывая детей физически, мы наказываем себя духовно – оглупляем себя, развиваем в себе недоброго, неумного человека. Отвешивая детям подзатыльники, лишая их сладостей, прогулок, товарищей, мы лишаем себя самых лучших струн души. Наказание детей – это всегда и самонаказание родителей. Злоупотребление же наказанием, наказание для острастки приводят к тому, что ребёнок перестаёт на них реагировать. Такое обычно случается в семьях, где наказание бывает главным, почти единственным методом воздействия. Оно приводит к семейной катастрофе – ребёнок совершенно отбивается от рук. Первая ступень в наказании – осуждение. Очень много форм, оттенков осуждения – взгляд, жест, выражение. В той семье, где удаётся обходиться именно этими приёмами, дело с воспитанием детей обстоит благополучно.
Грубые слова и грубые бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывая ответную грубость, а значит, и новые конфликты, которые омрачают жизнь детей и взрослых. Но что же делать? Вот несколько советов:
- Попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком после совершения проступка.
- Умейте выбрать место и время для разговора (разговоры на ходу, у порога не оставят в душе ребёнка нужного следа).
- Замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают педагогического воздействия.
- Всегда ли за проступки нужно бранить, делать резкое замечание? Способы выражения недовольства могут быть разными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта.
- В разговоре старайтесь, чтобы с вашей стороны было меньше категорических приказов, а больше просьб.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!