Просмотр содержимого документа
«Поощрение и наказание»
«Поощрение и наказание детей в семье».
(для родителей учащихся вторых классов)
Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере поощрения и наказания ребёнка в семье;
формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье;
способствовать формированию у родителей установки относиться уважительнее к детям, быть терпимее.
Этапы
Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.
Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Предварительная работа: анкетирование детей (Приложение 1).
Материалы и оборудование: видеофрагменты из художественных фильмов «Похороните меня за плинтусом» (2009г., режиссёр Сергей Снежкин), ссылка для скачивания: https://yadi.sk/i/gImwfA3l3KLvTA; «Сережа» (1960 г, режиссёр - Георгий Данелия), ссылка для скачивания: https://yadi.sk/i/IfvgObs53KLvTD. доска и мел; листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета); карточки тех же цветов (для каждого участника); плакаты с высказываниями; карточки с описанием проблемных ситуаций.
Как поощрять детей или наказывать
Ход собрания
Звучит спокойная музыка, родители входят в зал и рассаживаются. Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания. В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4.
Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками.
1.Упражнение «Приветствие» (формирование доверительного стиля общения, способствовать раскрепощению участников). Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в нашей педагогической мастерской! Давайте поприветствуем, друг друга, подчеркнув индивидуальность каждого, например: "Я рада Вас видеть, и хочу сказать, что Вы выглядите великолепно" или "Здравствуйте, Вы как всегда энергичны и бодры".
2.Вступительное слово педагога. Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
Сообщение о результатах анкетирования. Педагог информирует родителей о результатах анкетирования детей. Педагог комментирует полученные результаты. Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей? Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
3. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Похороните меня за плинтусом» (стимулирование родителей к самоанализу своих детско-родительских отношений). Примерные вопросы для обсуждения:
- Какие чувства и ощущения вы испытывали во время просмотра?
- Как вы думаете, какие чувства и ощущения испытывал ребенок?
- Как такое воспитание отразится на взрослой жизни ребенка?
4. Практическое задание (актуализация имеющихся знаний у родителей). Педагог предлагает начать работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе - перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе - перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе - перечень неприемлемых методов наказания . (По завершению работы родители представляют свои результаты работы в группах).
5. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Сережа» (стимулирование родителей к самоанализу своих детско-родительских отношений).
- Какие чувства и ощущения вы испытывали во время просмотра?
- Как вы думаете, какие чувства и ощущения испытывал ребенок?
- Что вынесет ребенок из этой ситуации? Как такой поступок взрослого отразится на взрослой жизни ребенка?
6. Мини-лекция педагога-психолога (расширение арсенала психолого-педагогических знаний родителей). Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей. Отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения, подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения. Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете или разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве поощрений.
Социальные поощрения. Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывании по спине или в других формах доброжелательного отношения.
О чём нужно помнить при поощрениях. Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Поощрение должно быть строго индивидуальным.
Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
Возможно, награды придётся менять.
Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях. Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий. Потеря привилегии. Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок.
Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:
Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний.
Запрет на приятные для ребёнка занятия. Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием. Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:
Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши ссоры, под ссорами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение разрешается тайм-аутом.
Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена.
Лишение поощрения. Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой. Вербальные наказания. Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей. Физическое наказание. Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.
О чём нужно помнить, прибегая к наказаниям. Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
Индивидуализируйте наказания.
Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
Сохраняйте холоднокровие.
Не злоупотребляйте наказаниями.
7. Рассмотрение проблемных ситуаций (закрепление теоретических знаний). Педагог предлагает родителям попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.
- В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
- В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
- Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думал, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
- Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами. С вами больше жить не хочу».
8. Педагог обобщает и комментирует предложенные варианты решений. Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем, уважительно относится к каждому решению проблемы.
9. Упражнение «Высказывания». Педагог в завершении собрания обращает внимание родителей на высказывания (записаны на доске или плакате) великих педагогов и психологов. Предлагает родителям выбрать и прокомментировать, то, которое им ближе.
1.«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство» (Ф. Энгельс); 2. «Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам» (Народная мудрость); 3.«Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает» (Э. Бомбек). 4. «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила — не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы
и душевного тепла, которого им так не хватает» (Олег Рой).
10. Обобщение. Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
11. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается ответить на вопросы:
- что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании;
- была ли полученная информация полезной;
- как собираетесь использовать эту информацию?
Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами).
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
Придерживаться рекомендациями
Приложение 1
Анкета для детей “Поощрение и наказание”
1. Меня наказывают, если...
2. Меня хвалят, если...
3. Родители наказывают меня... (подчеркни как)
а) кричат на меня
б) называют обидными словами
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере