Просмотр содержимого документа
«Подвигу народа жить в веках.»
Урок мужества «Кто вы, дети войны?»
Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны
Задачи:
- Создать условия для эмоционального переживания учащимися трагедии
войны, подвига солдата;
- Создать условия для знакомства учащихся с краеведческим материалом;
- Активизировать учащихся, заострить внимание на драматические страницы в
жизни страны;
- Формировать навыки юного патриота своей Родины, гордость за своих
воинов;
- Воспитывать волевые качества на примерах героев войны и интерес к
героическому прошлому своей страны;
- Прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны.
Область применения : классный час, урок мужества.
Возраст : для учащихся 3 класса
Результаты:
Развитие творческих способностей учащихся, навыков устной речи, выразительного чтения;
Развитие личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее, ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, могилами солдат, героически павших во время Великой Отечественной Войны
Оборудование: компьютер, телевизор, (презентация, записи песен и музыки), колонки.
Ход мероприятия
Звучит песня «Дети войны»
Слайд №1
Учитель :
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят.
Учитель:
- И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.
Слайд № 2
Учитель:
- Война – это 1418 бессонных дней и ночей
Слайд № 3,4
Учитель:
- Война - это 26 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.
Слайд № 5,6
Учитель:
- 4 года длилась эта страшная, жестокая война
Слайд № 7,8
Учитель:
-Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами.
Слайд № 9, 10, 11,12
А теперь ребята, я хочу проверить, как вы знаете пословицы и поговорки..
Игра “Закончи пословицу”.
Наша армия – не одна, с нею вся (страна) Идти сражаться – выручить в бою (друга) Большая заслуга – выручить в бою (друга) Родину предать – негодяем (стать) В разведку ходи – да лучше (гляди) Сам погибай, а товарища (выручай) Чем крепче дружба – тем легче (служба) Не ной, лучше песню (пой) Тяжело в учении – легко в (бою)
– Молодцы. А теперь ребята слушаем дальше.
Учитель:
- В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
(фонограмма Левитан Объявление о начале ВО войне , отрывок из песни «Вставай страна огромная»)
Слайд № 13, 14, 15
Учитель:
-У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Слайд № 16, 17
Учитель:
- Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему?
- Детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют.
Учитель :
-Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
Они воевали и шли на смерть за свою страну, за свои идеалы
Ученик 4
Ах, война, что же ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Слайды № 23-29
Ученик5:
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
Ученик 6:
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте…
Не продали мальчики совести и чести.
Ученик 7:
Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней.
Шагают по ней девчата, похожие на парней.
Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне.
Идут по войне девчата, похожие на парней.
Слайд № 30,31,32
Учитель:
- Есть поговорка: « На войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством.
-Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит?
Что может рассказать?
Учитель:
-Можно спросить: « Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?»
Учитель :
-Многое!!!
Слайд № 33, 34
Учитель:
- Война отучила этих детей плакать. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Задание для детей “Санитарка”.
– В каждом бою бывает много раненых и их перевязывают и выносят с поля боя санитарки. Ко мне выходят 2 мальчика, 2 девочки. Девочки будут санитарками, а мальчики ранеными. Санитаркам нужно перевязать раненых. У одного рука ранена, а у другого голова. А мы посмотрим ,смогут ли наши девочки быть санитарками.
– Молодцы. Девочки справились с заданием. Садитесь. Все успокоились.
– Ребята, я не зря попросила девочек перевязать “раненых”. В годы войны за ранеными бойцами так же ухаживали и дети, они сутками дежурили в госпиталях, ухаживая за раненными бойцами. Дети собирали металлолом, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками и подарками.
Слайд № 35
Учитель:
Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине.... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
Слайд № 36
Учитель :
- Леонид Голиков,14 лет-герой советского союза. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Слайд № 37
Учитель:
- Зинаида Портнова-15 лет, герой советского союза …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца.
Слайд № 38
Учитель:
- Лара Михеенко- 12 лет, расстреляна фашистами
Слайд № 39
Учитель:
-Марат Казей-15 лет, герой советского союза. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Марат погиб в бою. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Слайд № 40
Учитель:
-Нина Сагайдак- 14 лет, выполняя задания, попала в руки врагов.Расстреляна фашистами.
Слайд № 41
Учитель:
-Володя Дубин- 15 лет. Выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
Слайд № 42
Учитель:
-Василий Коробко- 16 лет, погиб от очереди фашистского пулемета.
Слайд № 43
Учитель:
- Александр Коволев- 13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль и команду.
Слайд № 44, 45
Учитель:
- Если бы они были живы сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь.
Их нет. А память людская о них живет. Они –пример для сегодняшних детей, Всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они пример того, что любовь к своей родине, земле, стране не зависит от возраста. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.
Слайд № 46
Учитель:
-Давайте почтим память погибших минутой молчания.
-смерть…всегда страшна
-ребенок…всегда прекрасен
-человечество увидело детскую смерть. Вот он бежит от смерти, ребенок спешит. Он так мало жил. Его маленькое тело удаляется…но люди жестоки. Они стреляют в спину. В спину ребенка…
-посмотрите в глаза отца, который держит на руках бездыханное детское тело. Ему уже не для чего и не зачем жить. Он потерял самое дорогое – своего ребенка.
-ответа нет…нет сил. Есть вера, что все еще будет хорошо.
(Звучит песня «День Победы»)
Слайд № 47
Учитель:
-Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.
Слайд № 48
Учитель:
В настоящее время люди живут спокойно, учатся и работают, наслаждаются счастьем, которое дала им Победа. На западе до сих пор удивляются, почему мы с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда-нибудь развязал войну. И это все благодаря нашим ветеранам, ветеранам Великой Отечественной Войны. Большое спасибо им и низкий поклон.
Учитель:
А в завершении нашего мероприятия давайте все вместе скажем: «Мы благодарны за Победу!»