Подготовка будущих учителей начальной школы к дидактическому проектированию
Подготовка будущих учителей начальной школы к дидактическому проектированию
Подготовка учителя начальной школы, осуществляемая в системе образования, многогранна, но в любом случае она должна быть ориентирована на формирование его готовности осуществлять педагогическую деятельность. Дидактическое проектирование требует от будущего учителя готовности к осуществлению данного вида деятельности, которая складывается из оптимальной системы знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка будущих учителей начальной школы к дидактическому проектированию»
Гребеник В.Н.
преподаватель ГОУ ВПО ЛНР ОП «Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Социально-политические изменения на современном этапе развития нашей республики повлекли за собой реформирование системы образования. Одним из приоритетных направлений этого реформирования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста. Ведущим фактором совершенствования подготовки специалиста в образовании есть запросы современной школы, в которой личность учителя и его профессиональная квалификация играют решающую роль.
Подготовка учителя начальной школы, осуществляемая в системе образования, многогранна, но в любом случае она должна быть ориентирована на формирование его готовности осуществлять педагогическую деятельность.
Научные основы этой проблемы подготовки учителя начальной школы заложены в трудах П. Блонского, И. Гербарта, А.Макаренко, И.Песталоцци, К.Ушинского, С. Шацкого. Впоследствии их идеи получили развитие в работах многих современных исследователей.
Педагогикой термин «проектирование» заимствован из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано. Развитие педагогического знания, появление разнообразных методов, средств, форм педагогической деятельности сделало ее избыточно сложной. Именно в этой связи педагогика вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации: «…деятели этого направления убеждены в том, что на смену аморфности в вопросах регулирования поведения должна прийти эффективная педтехника» [2, с.7].
В современной трактовке слово «проектирование» означает процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния [4, с. 1077].
В. Сластенин, Е. Шиянов рассматривают проектирование как содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла и реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмирико-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях.
В. Беспалько определяет проектирование как многошаговое планирование, как деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы. В работах (Н. Алексеев, В. Слободчиков) проектирование в образовании рассматривается как идеальное построение (замысел) и практическое воплощение того, что возможно, или того, что должно быть.
В системном виде формы дидактического проектирования представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Система форм дидактического проектирования
Ступени
Объекты и содержание проектирования
Педагогические системы
Педагогические процессы
Педагогические ситуации
Моделирова-ние
Законы, уставы, концепции, положения и др.
Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др.
Мысленно-чувственные формы: мечта, стремление, представление и др.
Проектиро-
вание
Учебные планы, учебные программы и др.
Расписание, графики контроля, графики межпредметных связей, нормативные требования к урокам, поурочно-тематичес-кие планы и др.
Конспекты, планы уро-ков, методи-ческие рекомендации учебные пособия и др.
Конструиро-вание
Планы учебно-воспитательной работы, планы организации внеклассной и внеурочной работы и др.
Конспекты или планы уроков, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, дидактические материалы и др.
Средства обучения, методы и методические приемы
Проектирование должно опираться на принципы: гуманистической направленности и саморазвития.
Обращение к современным педагогическим источникам показывает, что под теоретической готовностью следует понимать систему знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности, а под практической готовностью – наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Как отмечает В. Сластенин, их совокупность – один из критериев педагогического мастерства[3].
Совокупность знаний, необходимых учителю для осуществления дидактического проектирования это:
1. Знание теоретических и методологических основ организации образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие школьника).
2. Знание теоретических и методологических основ проектирования образовательной деятельности (деятельностей «преподавание» и «учение»).
4.Знание объектов дидактического проектирования (проектированиесистемы теоретического обучения школьников; проектированиесистемы практического обучения школьников; проектирование системы внеучебной деятельности учащихся; проектировании учебного процесса как целостной системы; проектирование урока; проектирование учебно-педагогических ситуаций; проектирование индивидуальной педагогической системы).
Дидактическое проектирование требует сформированности у учителя множества умений, среди которых особое значение имеют следующие:
- умение выделять принципы планирования, структуру и основное содержание планов (календарных, тематических, поурочных);
- умение сопоставлять образцы перспективного, тематического и поурочного планов с выделением в них общего и специфического;
- умение определять возможные варианты создания системы учебных занятий, конкретного вида занятия выбирать рациональную структуру урока и определять его композицию;
- умение составлять алгоритм действий по плану;
- умение составлять краткие и развернутые планы по аналогии с планом-образцом или без него;
- умение системно проектировать цели деятельности субъектов образовательного процесса;
- умение осуществлять выбор стратегии обучения с учетом развивающего и личностно-ориентированного его характера;
- умение моделировать предстоящий процесс как, целостную систему и
определять в ней место каждого элемента;
- умение выделять и моделировать связи между учебной и педагогической деятельностями;
- умение соотносить когнитивные возможности детей с моделируемой деятельностью;
- умение анализировать учебную информацию по разным основаниям;
- умение быстро отыскивать необходимую информацию в разных психолого-педагогических и иных источниках;
- умение намечать межпредметные связи и проектировать их на разных уровнях и в разных формах осуществления;
- умение проектировать адекватно целям формы, методы и средства обучения;
- умение определять наиболее рациональные виды самостоятельных работ учащихся;
- умение предвидеть ситуации затруднения на уроке и способы их разрешения;
- умение проектировать конечный результат системы учебной работы, определять объекты и формы контроля и самоконтроля;
Из вышесказанного можно сделать вывод, что дидактическое проектирование требует от будущего учителя готовности к осуществлению данного вида деятельности, которая складывается из оптимальной системы знаний и умений. Знания обеспечивают теоретическую готовность к дидактическому проектированию, умения – практическую готовность. В совокупности теоретические знания и практические умения обеспечивают эффективность осуществления проектирования.
Список использованной литературы
1. Абдуллина О. А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов и задачи ее совершенствования / О. А. Абдуллина // Сов. Педагогика. – 1979. – №9. –С.267.
2. Дреер А.М. Преподавание в средней школе США/А.М. Дреер. – М.: Учпед, 1983. – 123 с.
3. 173. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дисс. …д-ра пед.наук / В.А. Сластенин. – М., 1976. – С.279.
4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство/Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998.– 368 с.