kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая консультация "Хорошо ли мы умеем учить детей читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках литературы в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Система художественных образов читаемых произведений, усвоение детьми ряда мировоззренческих, нравственных и общественно-политических понятий оказывают положительное воздействие на формирование личности младших школьников, на воспитание в них патриотических чувств. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая консультация "Хорошо ли мы умеем учить детей читать"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ХОРОШО ЛИ МЫ УМЕЕМ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ»


На уроках литературы в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Система художественных образов читаемых произведений, усвоение детьми ряда мировоззренческих, нравственных и общественно-политических понятий оказывают положительное воздействие на формирование личности младших школьников, на воспитание в них патриотических чувств. В процессе работы над произведениями развивается художественный вкус, происходит овладение умением работать с текстом, что способствует приобщению детей к чтению книг и на этой основе обогащению их знаниями об окружающем мире. Эти задачи учитель решает на уроке в значительной степени через продуманную и детально разработанную систему самостоятельных работ для учащихся. Не вызывает сомнений, что успешность самостоятельных действий ученика при чтении им нового учебного текста зависит от того, насколько правильно ребёнок понял предложенное ему задание. Следовательно, верному пониманию задания, которое предстоит выполнить ученикам в процессе самостоятельной работы, нужно учить. Эти тренировки начинаются с уроков обучения грамоте, в которые регулярно включаются упражнения, позволяющие проводить несложную работу с текстом рассказов и статей. Что значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знают, что ребёнка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесённого смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний – понимание читаемого. Попробуем задуматься над вопросом: знаем ли мы те методические приёмы, которые должны помочь сформировать у приходящих в школу малышей соответствующие умения? Что касается приёмов, «работающих» на технику чтения, то, наверное, каждый учитель назовёт их довольно много – их арсенал в современной методике обучения грамоте достаточно богат. А какие приёмы помогают с первых же шагов учить начинающих читателей полноценному пониманию текста? Видимо, в решении этого вопроса мы оказываемся более беспомощными. Действительно, как учить понимать читаемое? Нет сомнения в том, что первые шаги на пути к «вычерпыванию» смысла из предложения и текста дети должны делать одновременно с освоением техники чтения, т.е. идя по страницам «Букваря». Первая задача школьника – понять каждое слово, составляющее предложение, а поэтому надо целенаправленно учить. Не обсуждая значений слов, не проводя беседы по рисункам, целесообразно попросить: «Внимательно рассмотрите картинку. А теперь прочитаем то, что под ней написано, вдумываясь в каждое слово. Наша задача – найти «ошибку», которую спрятал для нас художник». После чтения первых двух предложений в «Букваре» можно перейти на чтение с доски. Последнее предложение печатается с пропуском слова как (И кот тут тут!). Учитель говорит: «Я напечатала для вас предложение, но вот сейчас прочитала и вижу, что в нём что-то не так. Наверное, я пропустила какое-то слово. Давайте подумаем вместе.» Аналогичная задача может быть «спрятана» во многих текстах. Для решения такой задачи пропускают предлоги, союзы, частицы. Проводимые наблюдения помогают начинающим читателям почувствовать, что свою роль в тексте играет каждое слово, даже совсем маленькое. Перед чтением столбиков учитель может просить детей прочитать слова, выделяя те, значение которых им неизвестно. Такая установка, данная перед чтением (в том числе текстов), во-первых, помогает ученикам обрести цель чтения, а во-вторых, если повторяется достаточно часто, приучает фиксировать их внимание на значении слова, на том, понятно оно или нет. Понимание, безусловно, должно контролироваться. Общеизвестно, что для проникновения в смысл читаемого важно понимать не только значения отдельных слов, но и связи, существующие между словами в предложении, а также между предложениями в тексте. Дать первоклассникам возможность почувствовать эти связи, практически потренироваться в их установлении нетрудно: достаточно воспользоваться приёмом, широко применяемым в период обучения грамоте при упражнении в чтении слогов и слов, - приёмом сбора «рассыпанных» слов. Только рассыпать в этом случае нужно предложение на слова или текст на предложения. Важным условием успешного использования игры должно быть наличие раздаточного материала – полосок со словами или предложениями. Лишь практически действуя, т.е. передвигая полоски, меняя их местами, первоклассники смогут достаточно эффективно анализировать материал, сравнивать варианты, выбирать лучший. Предлагаемый вид работы позволит наряду с развитием техники чтения закладывать основы умения не только понимать готовый текст, но и создавать собственный. Работая таким образом с материалами учебника, первоклассники практически осваивают некоторые законы построения текста, что важно как для говорения, так и для чтения, для ориентировки в читаемом. Составление предложений из отдельных слов может преследовать несколько целей: во-первых, установление смысловых связей, а во-вторых, наблюдение за возможными вариантами порядка слов, что очень важно для полного «вычерпывания» смысла из предложения. Предложение целесообразно давать в «рассыпанном» виде. Для наблюдения за вариантами порядка слов интересно проводить сопоставление предложений. Понимание чужой речи и создание собственной связано с удивительной человеческой способностью, для обозначения которой создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение. Так, читая предложение, которое начинается с «тот», мы предугадываем, что скоро последует «который». Услышав слова «для того», мы предвидим «чтобы». В других случаях можно по данным словам безошибочно предсказать конкретный смысл последующих. Например: «На небе сгущались тёмные…». Таким образом, ещё не зная содержания предложения, читатель уже предугадывает и его общий смысл, и структуру, и даже пунктуационные знаки. Зачем нужен прогноз? Дальнейшее чтение идёт «под флагом» сознательно сложившейся гипотезы. Мысленно сверяя свои ожидания с текстом, человек «пропускает через себя» читаемое, и даже если ожидание не оправдалось, оно всё равно способствует пониманию. Умение предполагать по ходу чтения, во-первых, повышает интерес к самому процессу восприятия, так как делает его более творческим, а во-вторых, способствует развитию интуиции, в том числе и так называемого чувства языка. Правда, приступая к формированию данного умения у начинающих читателей, нужно быть очень осторожными. Ребёнок, испытывающий большие трудности в технике чтения, непроизвольно стремится облегчить себе этот процесс и, не дочитав предложения, старается просто угадать его конец. Но речевой опыт его настолько мал, что сделать это правильно он чаще всего не может. Так рождаются хорошо известные ошибки, именуемые «чтением по догадке». Вот почему формирование умения прогнозировать текст на первых порах обучения должно проводиться очень осторожно, в сочетании с наблюдением за построением предложений, за развитием мысли. Но некоторые виды заданий, помогающие детям научиться подходить к чтению текста творчески, искать в нём ответы на самостоятельно поставленные вопросы или высказанные предположения, безусловно, полезны. Нетрудно заметить, что все предложенные упражнения рассчитаны на то, чтобы не подменить собой процесс освоения техники чтения, а слиться с ним. Это очень важно, так как в таком случае овладение технической стороной оказывается составной частью решения более широкой познавательной задачи. При этом выигрывает всё: во-первых, действия по «складыванию и озвучиванию» букв приобретают больший смысл, во-вторых, одновременно начинает накапливаться опыт проникновения «за буквы», в глубь текста, в-третьих, оказывается, что так учиться ещё веселее и интереснее. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. В воспитании любви к книге у детей младшего возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес детей к книге. Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращает. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!» Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Надо внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребёнка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?» Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогическая консультация "Хорошо ли мы умеем учить детей читать"

Автор: Помыткина Татьяна Васильевна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарная разработка родительского собрания"
    ["seo_title"] => string(45) "stsienarnaiarazrabotkaroditielskoghosobraniia"
    ["file_id"] => string(6) "292937"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455374869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства