kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первые шаги к мудрым ступенькам знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначено для учителей начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги к мудрым ступенькам знаний.»

ПЕРВЫЕ ШАГИ К МУДРЫМ СТУПЕНЬКАМ ЗНАНИЙ.


Кажется, еще совсем недавно ваш малыш делал свои первые шаги…

И вот теперь ему предстоит сделать еще один, новый шаг в своей жизни, шаг к взрослению и самостоятельности. Ребенок поступает в школу…

Но прошел месяц, другой, и вы стали замечать, что ваш сын стремится найти малейший повод, чтобы пропустить занятия, отказывается играть и общаться с одноклассниками. А в один прекрасный день он может заявить вам, что вообще не хочет посещать школу. Ваша семья в недоумении… «Как же так? Он уже читать умел и писать…»

Мне как учителю начальных классов, понятна тревога молодых родителей и поэтому сегодня хочется поговорить о том, что могут и должны сделать сами родители, чтобы вступление детей в учебную деятельность было не только безболезненным для всей семьи первоклассника, но и радостным и результативным.

Из своего опыта работы пришла к выводу, что оказывается не достаточно того, чтобы ребенок умел читать и писать до школы. И более того, не это главное. Читать и писать первоклассника научить легко, если он умеет учиться. А если не умеет, тогда трудностей не миновать.

Для того чтобы помочь справиться с возникшими трудностями необходимо в первую очередь знать и понимать особенности психологического развития малыша на каждом этапе его развития. Эти решающие этапы формирования человека психологи называют возрастными кризисами. На возрастные промежутки от 2 до 4, от 7 до 9, и от 13 до 16 приходятся наиболее важные кризисы детства.

В период от 2 до 4-5 лет в характере подавляющего большинства малышей начинает проявляться упрямство, своенравие, формируется чувство «Я», ощущение своей индивидуальности. Многие родители жалуются на упрямство и капризы своих детей и стараются изменить характер маленьких непосед, а ведь упрямство 2-3 летнего ребенка – вполне закономерное его свойство. В этом как раз суть одного из важнейших периодов развития. А степень выраженности упрямства уже зависит от избалованности вашего малыша, Но полностью подавлять строптивость маленького ребенка нельзя: ведь из первоначального детского упрямства формируется целенаправленность и самостоятельность. И если вы смогли грамотно, с пониманием преодолеть такие «психологические барьеры», то из эгоизма в дальнейшем формируется самоуважение, из упрямства – столь необходимая в дальнейшей учебе наших будущих первоклассников настойчивость, из капризов – гибкость переживаний.

Не надо забывать и о том, что все люди от рождения обладают индивидуальными особенностями, в частности особенностями их нервной организации. Эти особенности лежат в основе темперамента человека. У каждого темперамента есть своя ведущая эмоция: у сангвиника – это радость, у меланхолика – страх, у флегматика ведущим является чувство, что «все будет хорошо», для холерика – гнев. А ведь некоторые папы и мамы пытаются решить не решаемую задачу «перевоспитание темперамента».

И только в игре можно научить холерика сосредоточенности, меланхолика самостоятельности и активности, а флегматика «растормошить», дать ему получить радость успеха. В.А. Сухомлинский писал: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий…». Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет и в жизни, и в труде…

Перемена… Моих серьезных первоклассников не узнать. Они превратились в непоседливых малышей. Наблюдаю за ними. Этот хитрит, другой постоянно злится, а эта тихая девочка ищет для себя побольше благ и привилегий. Один готов на любые уступки, лишь бы продолжалась игра, другой вырабатывает «командный голос», наверное, как у папы. Девочки готовят для кукол «вкусный обед». Не забывают угостить и меня… «Ах, как вкус…»

«они со мной не игра-ю-ют!!!» - сероглазый мальчишка весь в слезах подбегает ко мне». Стараюсь исправить ситуацию. Так больно смотреть на эти глаза, наполненные печалью и обидой: Возникает вопрос «Почему он не умеет общаться с другими детьми?» Ведь воспитатели прикладывают все усилия для сплочения детского коллектива. Самое страшное для ребенка, когда он остается один, и никто с ним не играет.

Нам, взрослым, часто кажется, что у наших детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои обиды.

В повседневной суете нам некогда узнать их внутренний мир, мир их тревог и волнений, просто услышать и понять их. И как узнать, не будем ли мы вскоре сожалеть о том, что наш ребенок стал замкнутым и стал плохо учиться?

А интересовались ли вы, когда ваш малыш был в младшей, средней группе детского сада, какую позицию он занимал в игре, стремился к лидерству или подчинялся другим детям, умел договариваться или постоянно ссорился со своими друзьями. Мог ли ваш сын привлечь к себе внимание других детей с помощью слов, а не кулаков, доброжелателен ли он в общении с другими, может ли спокойно и внимательно выслушивать своих сверстников и способен ли мальчик критично относиться к своим действиям?

Может мы обращали внимание только на интеллектуальный уровень развития ребенка? А ведь школа не только уроки, учение, но в школе еще коллектив, другие дети и недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с одноклассниками и взрослыми могут стать одной из главных причин школьных неудач ученика.

А, если ребенок занимает положение кумира в семье и родители не сумели привить ему чуткость, самокритичность, сдержанность, то не трудно представить какие огорчения его ожидают в школе. Дома он привык быть в центре внимания: для бабушки он был самым добрым, для дедушки самым умным внуком, а для папы с мамой самым…, самым лучшим сыном, а в первом классе их самых самых лучших оказалось для учительницы 24 ученика. И если наш будущий первоклассник не усвоил дома даже самые простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид: «Я поднимал руку, а меня не спросили» или «хотел решить задачу, а меня к доске не вызвали: А от незаконных обид может потянуться целая цепочка нежелательных реакций и комплексов.

Присмотритесь к своему сыну, понаблюдайте, как он выступает на утренниках в садике. Если застенчив, помогите ему преодолеть неуверенность в себе. Учите его «выступать перед зрителями», петь песни, читать стихи, постепенно усложняя их подбор. Это развивает память у ребенка и позволяет предупредить у него возникновение страха перед классом и учительницей.

Работая с первоклассниками пришла к выводу, что уверенно и легко поднимаются по ступенькам школьной жизни дети с высоким уровнем самостоятельности и немало затруднений испытывают те, которые много не умеют делать сами. Тот ребенок, которого дома постоянно опекают, заметен среди сверстников. Он позже других начинает готовиться к уроку, не может найти нужную страницу учебника…

Замечено, что дети приученные с раннего возраста к самостоятельности, в будущем менее податливы вредным влияниям, реже копируют дурные поступки, сами определяют линию своего поведения. Тот, кого родители опекают, потом ждут опеки в среде сверстников и часто оказываются в полной зависимости от лидеров неформальных групп.

Общение с родителями – огромная ценность для детей. Ребенку для развития интеллекта необходимо влияние не только мамы, но и папы. «Сын, ведь мы с тобой мужчины. Наша мама устала надо ей помочь», - тихо говорит отец увидев испачканного в краске малыша, который забыв про все на свете, занимался творческой деятельностью. Он не ругает маленького дизайнера за неаккуратность, а учит доводить начатое дело до конца. Помните строки из стихотворения Бориса Заходера

«Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители.

Потому что тот, кто строит

Тот чего – ни будь да стоит».

А мы с вами сердимся. Боимся, как бы ребенок не запачкался, не пролил клей на красивую скатерть, не уронил пластилин на дорогой ковер. Однако такие опасения неоправданны. Мы ведь не требуем, чтобы на рабочей одежде маляра не было ни одной капли краски, а на лице (печника) шахтера ни одной пылинки. Но ведь и ребенок работает – он познает окружающий мир, познает в активном действии, на своем личном опыте. Радуйтесь, что в вашей семье появился творческий человек!

Понятно, что навыки аккуратности необходимы и наша задача на учить этому наших детей. Научить так, чтобы у малыша не пропало желание трудиться, чтобы в глазах у ребенка «не погас огонек пытливости и любознательности», «пестовать самый крошечный цветок воображения».

Мне очень жаль тех малышей, которых родители заставляют до школы писать буквы. И вот пятилетний ребенок сидит и уныло выводит в тетради «палочки». В школу он уже приходит сформировавшийся отвращением к этому занятию, а рука у него так и остается неумелой, плохо поставленной, написание букв еще трудно для пятилетнего ребенка.

Карандаш и ручка - очень сложные инструменты. Чтобы легко управляться с ними, надо уметь совершать тонкие и точные движения кистью руки, пальцами, и рисование и лепка вносят свою лепту к овладению письмом.

Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у детей при использовании различных инструментов.

Это отвертка и гаечный ключ от конструктора, небольшой молоток и плоскогубцы.

С какой гордостью мои первоклассники говорят: «Мы с папой собрали из деталей конструктора машину!», «А мы сделали кормушку для птиц!», «А я с папой играл в шахматы!». У мужчин математический склад ума. Дети, которые много общаются с отцами не испытывают затруднений при решении задач на уроках математики.

У вас растет малыш. Детство – это небольшой период жизни человека, и если этот маленький человек будет счастлив, любим, то это ощущение останется в нем на всю оставшуюся жизнь.

Будьте внимательны к своему ребенку, старайтесь отвечать на все его вопросы. Ведь 5-6 летний возраст – это возраст «почемучек». Детям интересно буквально все, их любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникшие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша. В этом возрасте накапливается информация о людях, природе, об окружающем мире. Такой необыкновенный интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности наших будущих первоклассников познавать, обучаться. Доказано, что для повышения уровня развития мышления и речи надо принять различные развивающие игры. Их вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка и многочисленных детских журналах.

Ваш ребенок пойдет в школу. Рассказывайте малышу о школе, поощряйте игру, в школу «с другими детьми, интересуйтесь его успехами на занятиях в садике, воодушевляете, поддерживайте. Ведь каждый из вас хочет видеть своего ребенка серьезным, талантливым учеником.



Литература:


  1. Интернет – ресурсы.

  2. Флоренская Т.А « Диалог о воспитании » 2013г.

  3. Г.Т.Дьячкова, Е.В. Волкова « Родительские собрания в начальной школе» 2015г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первые шаги к мудрым ступенькам знаний.

Автор: Муртазина Зульфия Нурулловна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Сценарий праздника "Прощание с букварем в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(66) "stsienarii-prazdnika-proshchaniie-s-bukvariem-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "172897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423896862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок - праздник "Прощание с букварём", 1 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-prazdnik-proshchaniie-s-bukvariom-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442815528"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Сценарий выпускного бала  в 4 классе"
    ["seo_title"] => string(34) "stsienariivypusknoghobalav4klassie"
    ["file_id"] => string(6) "284639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454002525"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства