Просмотр содержимого документа
«Педагогическая техника как инструментарий мастерства учителя»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Сегодня современное общество предъявляет к педагогу серьезные требования. Творческую, гармонически развитую личность может сформировать только творческий учитель, связав в единое целое обучение, воспитание и развитие. Одним из важнейших условий успешной работы педагога в современной школе становиться ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Учитель должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все что он делает. Учитель становится центром процесса повышения качества обучения. Целью нашей работы стало изучение педагогических техник учителя, а одной из центральных задач – выявление условий реализации педагогических техник учителя в современной школе. Педагогическая техника наряду с направленностью, знаниями и способностями является одним из компонентов педагогического мастерства
Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известный мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
Мастерство учителя – это вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми, чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания. Педагог - мастер в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на учеников, но понятно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков, т. е. педагогическая техника.
Термин «педагогическая техника» достаточно распространен в педагогической практике. Часто термин «педагогическая техника» заменяется термином микротехнология – алгоритм, инструкция, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов и так далее).
Педагогическая техника, являясь компонентом педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет ему лучше управлять собой и взаимодействовать с обучающимися в процессе воспитательного влияния.
Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
Структура педагогической техники
1)Умения управлять собой: умения, направленные на самопознание, саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои эмоции; стрессоустойчивость педагога; владение своим организмом; умения по созданию творческого самочувствия. Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия); Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия логичность и выразительность речи
2) Уметь сотрудничать. Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения разнообразных педагогических задач:
- знания, способности, умения в области техники и культуры речи;
- дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения;
- умения по использованию средств коммуникативного воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними;
- умения в области технологических приемов предъявления педагогического требования, поощрения и наказания;
- элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности.
3).Уметь управлять другими. При организации урока; При организации КТД;
При общении; При организации режимных моментов; При контроле дисциплины; При предъявлении требований.
.
Уметь управлять собой.
Уметь управлять другими.
Уметь
сотрудничать.
Социально - персептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
Управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);
Владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов);
Техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия логичность и выразительность речи).
, логичность и выразительность речи).
При организации урока;
При организации КТД;
При общении;
При организации режимных моментов;
При контроле дисциплины;
При предъявлении требований.
Уметь познать личность, разобраться в ней;
Верное восприятие личности ученика;
Уметь правильно понимать ребенка;
Уметь влиять на ребенка;
Уметь защищать ребенка;
Уметь взаимодействовать;
Уметь представить информацию.
Итак, педагогическая техника – это совокупность умений, знаний, приемов, (?)
Школу делает школой учитель.Учителя разные – ведь они вырастают из разных учеников.
Художник учится смешивать краски и наносит мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические приемы….
Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами.
- Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. А теперь мы с тобой перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду, изготовить гамак или придумать что-нибудь ещё. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.
Приёмы педагогической техники – это тоже сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Это каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приёмов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
Задача педагога: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В.Ф. Шаталов задаёт ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков даёт ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить из этого материала».
Конечно, перечень приемов можно значительно расширить. В этом мы ещё убедимся.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня ученик (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!
Задача педагога 1: не только давать знания – но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».
И ещё момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?…), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников, и, соответственно, наши образовательные усилия.
Задача педагога 2: использовать открытые задачи
Благо, как показывает наш опыт, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приёмы педтехники. И результат такой подготовки известен.
Задача педагога: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применяемости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах…
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
задача педагога: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
(высокого КПД)
Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.
Задача педагога: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
Условия реализации педагогических техник в учебном процессе и их выявление стоит в нашей работе как ведущая задача. Практическая деятельность показывает, что реализация педагогических техник на уроках происходит через приемы, которые использует учитель на своих уроках, например, приемы, которые помогут учителю сделать начало урока интересным. По нашему глубокому убеждению, изучение нового материала должно начинаться с яркого, красивого вступления, цель которого - привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний. Изучение нового может начинаться с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с таинственной шкатулки, с необычного описания объекта изучения. Интригой урока могут быть факты из серии суждений «Правда ли, что...», необычный рисунок, загадка, стихотворные строки, музыкальный фрагмент и т. п.
Эпиграфы и пожелания. Обычно это афоризмы, пословицы, поговорки, которые могут выполнять на уроках самые разные функции. Они могут стимулировать работу мысли (в этом случае предлагается на «мыслительном листе» объяснить эпиграф) или нацеливать на определенную деятельность на уроке. На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний уместны будут следующие высказывания.
Без повторений нет глубины (Г. Ландау). Порядок больше всего помогает ясному усвоению (Цицерон).
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты (Д. Хевелси).
Своеобразным напутствием перед лабораторной работой могут стать следующие выражения...
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...
Практика — лучший учитель (Цицерон). Кто слишком спешит, позже справляется с делом (Ливий).
Иногда полезны шуточные пожелания и советы, например перед проверочной работой.
Каждый учитель использует свои приемы при общении и управлении детьми, но хотелось бы более подробно остановиться на приемах организации учебного процесса.
У молодого учителя на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий.
Прием обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика, в результате чего достигаются соотносимые цели обоих действующих лиц.
Основания для классификации приемов педагогической деятельности разные:
Классификация приемов по методам обучения (По Высоцкой С.И.)
Бытует мнение, что учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться.
Приемы объяснительно-иллюстративного метода: они предполагают
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
демонстрация учащимся объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана;
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы репродуктивного метода
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы метода проблемного изложения
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
Приемы частично-поискового метода
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Приемы исследовательского метода
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
работа с учебником: чтение и пересказ, составление схем, заполнение таблиц, решение задач, выполнение упражнений,
Совместное сочинение
Дидактические игры: «Отзовись, число» при устном счете «Контакт с инопланетянином»
Повторение и закрепление учебного материала
Разные виды диктантов: терминологические, словарные, схематические, выборочные, распределительные, цифровые, графические, творческие и т.д.
Викторина
Взаимопроверка
Дидактические игры с подниманием пальцев, рук, хлопанием, топанием
Контроль сформированности УУД
Фронтальный опрос, проверочные работы, тестирование.
Проверка домашнего задания (постоянный контроль выполнения дом.задания – стимул к выполнению ДЗ, отмечает в таблице: - нет дом. задания, 0 – справился частично, + - выполнено все задание
Дифференцированный подход к контролю знаний (2 уч. у доски, 9 уч. по карточкам, остальные с учителем )
Для снятия напряжения
Динамические паузы
Считалки при выборе: кто пойдет отвечать
«Кандидаты на медаль» - выдается медаль за самую сутулую / прямую спину
Приемы для активизации внимания
Смена видов деятельности, наглядности
Смена роли учащегося во время урока (в ситуации ролевых игр)
Изменение интонации
Словесные приемы привлечения внимания
«В слове «жесткий» желающие могут сделать ошибку».
«Даю возможность послушать, потом буду спрашивать».
До объяснения: «Любой уважающий себя ученик 8 класса должен ответить на два вопроса после объяснения темы».
После объяснения: «Минусом, если не поняли, откуда взялась формула, плюс, если научились эту формулу применять»
«Мне хотелось бы, чтобы ты работал в классе, а не за окном».
Чем руководствуется учитель при выборе методов, организационных форм, средств, приемов обучения? Всегда ли можно сказать, что критерием являются интересы, способности, склонности, потребности учащихся?
Еще очень давно Л.Н.Толстой обнаружил три закона реальной педагогической практики, к сожалению, царящих в школе и сегодня:
Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.
3.Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.
Будем помнить, что в профессиональной деятельности учителя, главным является не только, чтобы учить, но и, чтобы думать.
Из опыта работы
Ни для кого не является секретом, что все мы учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо собираем: интересные находки, удачные методы, приемы, затем их храним, формируем картотеки, складываем в копилки, структурируем как части!
В своей практике использую «Конструктор урока». Педагогическая техника «Конструктор урока» представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Используя «Конструктор урока», планирую не отдельные уроки, а тему целиком. Все уроки одной темы планируются одновременно и параллельно. На основе планируемых результатов освоения программы по предмету, конкретной теме разрабатываю «Базовый лист контроля». В нем перечисляю основные понятия, правила, формулировки и формулы, которые обязанзнать каждый ученик. Подбираю наглядность, книги, эксперименты и т.п. Продумываю, как будет организовано активное участие учеников. На каких уроках и в какой форме будет проходить повторение, а когда и как организовать контроль. Итак, тема запланирована. Теперь очередь за планированием отдельных уроков.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, т.е.приемы, это есть элементы конструктора. Например, для создания интригующей ситуации в начале урока можно выбрать тот, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можно придумать и свой. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество. Объяснение нового материала тоже может быть организованопо-разному. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, прием «Удивляй!» (учитель находит такой момент при котором ,даже обыденное становится удивительным), на уроке «Три состояния воды» легко заставить ребят удивляться. Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Таким же образом расписываем остальные разделы. И получается «Конструктор урока»:
Начало урока - игра «Да – нет».В начале урока учитель даёт загадку удивительный факт, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе с материалом.
Изучение нового материала проходит с использованием приема Фантастическая добавка.(Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой)
Закрепление – в виде игры в случайность.
Повторение реализуется через прием «Своя опора» (ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу)
Завершает урок ученик в роли «подводящего итоги»
Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:
значительно возрастает многообразие уроков
происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов
уроки можно готовить значительно быстрее
творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень
при подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, домашнее задание
разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что педагогическая техника – это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит формирование мастерства преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.
И складывается из многих компонентов, таких как:
-Владения многочисленными методами и приемами обучения, умения сочетать их, изменяя и развивая;
-Владения техникой управления классным коллективом;
-Умения реализовать воспитательные функции обучения, через свои профессиональные умения;
-Владения специальными методами;
-Умения использовать ТСО;_(технические средства обучения)
-Владеть высоким уровнем научного знания;
-Владеть речью.
Учитель несет огромную ответственность за новое поколение. От того насколько мастерски педагог владеет приемами педагогической техники зависит качество образования. В заключении хочется привести слова Л. Н. Толстого: «Если ты что-нибудь делаешь -делай это хорошо. Если же не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай».
Спасибо всем кто принял участие.
Дерзать! Быть активными!!!
Активно использовать эти приемы на рабочих уроках.
Полнее использовать свои творческие способности.
Стремится к духовному единству с учениками.
Совершенствовать свое творчество, щедро делится опытом, так как он безусловно интересен.